Мастер-класс для воспитателей. ПОРТРЕТЫ. РИСУНКИ - ПЕРЕВЕРТЫШИ
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Ознакомление с техникой создания рисунков-перевертышей.
Предварительная работа:
1) Знакомство с пропорциями лица человека, со способами передачи признаков пола (мужчина, женщина), возраста (ребенок, взрослый, старик), настроения (грусть, радость).
2) Изучение различных головных уборов (кокошников – для портрета Снегурочки, корон – для Снежной королевы, шляп – для женских и мужских портретов, забавных головных уборов для клоунов и скоморохов и т.д.)
Материалы:
Бумага, ножницы, фломастеры. Фломастеры при желании можно заменить на другие художественные материалы: восковые мелки, цветные карандаши или пастель.
Вступление:
Дети любят занимательное рисование. Элемент неожиданности, присутствующий в рисовании оживляет процесс, делает его захватывающим. С помощью фантазии обычные лица превращаются в портреты королевских особ, добрых или злых сказочных персонажей, клоунов, скоморохов… Головные уборы и прически меняют одно лицо на другое.
Практическое применение:
Открытка, книжка – сборник забавных портретов, подарок – шарж для любимого человека (маме на 8 марта, папе – на 23 февраля). Маму можно превратить в королеву, папу – в капитана, сестренку – в принцессу. 1 апреля дед может стать лесовиком, папа – Наполеоном или ковбоем. Фантазия безгранична!
[h13]Обучение в игре (предварительная работа)[/h3]
При рисовании лица человека очень важно выдержать пропорции. Как понятно и доступно рассказать о них детям?
Начнем «от противного» и покажем несколько совершенно неправильных вариантов. Это могут быть: слишком крупные или слишком мелкие черты лица, близко или далеко, низко или высоко расположенные глаза, «кошачьи» глаза с вертикальным зрачком или глазки – точки… Встречается неправильное расположение носа или его отсутствие (что частенько можно встретить на детских рисунках), губы расположенные под носом или на подбородке. Поиск «отгадок» - увлекательное и познавательное занятие. Каждому захочется найти хоть одну. Поэтому можно заготовить несколько вариантов.
После игры, задамся вопросом: «Как же правильно изобразить черты лица»? И находим «измерительный прибор» - это наша ладонь! Можно поставить перед детьми настольные зеркала или подойти к настенному зеркалу и увидеть, что ладошка три раза укладывается на лице (от подбородка до крыльев носа, от крыльев носа до бровей и от бровей до корней волос).
Нос и уши у людей соразмерны друг другу. Это можно проверить, измерив длину носа с помощью большого и указательного пальца и сравнив ее с длиной ушей.
Расстояние между глазами равно длине одного глаза. Это тоже можно измерить «циркулем» из большого и указательного пальцев.
Глаза располагаются посредине головы. От линии глаз до подбородка расстояние такое же как от этой линии до макушки головы.
После "измерительных процедур" можно рассмотреть альбомы с рисунками известных художников.
На женском портрете глаза рисуются чуть больше, чем на мужском и обрамляются выразительными ресницами. Губки раскрашиваются яркой «помадой». На мужском портрете могут появиться усы, бородка, волевой подбородок с ямочкой, подчеркнутые скулы.
Рассмотрим расположение морщинок на лицах пожилых людей. «Гусиные лапки» у внешних уголков глаз, морщинки, «сползающие вниз» от крыльев носа и уголков губ, горизонтальные морщины на лбу и вертикальные «морщины гнева» между бровей могут состарить и мужской и женский портрет.
Эмоции в портретах тоже важны. Неподвижным всегда остается только нос. Брови могут придать лицу плаксивое или решительное выражение, рот – самая подвижная часть лица может улыбнуться, скривиться, зевнуть…
Предварительную работу можно проводить за мольбертами, на магнитных досках или песочных столиках накануне занятия (за день – два), или прямо перед занятием.
Описание:
1.Лист формата А4 разрезаем пополам, При желании можно использовать и целые листы. Только разукрашивать их придется дольше. Если брать восковые мелки, то раскрашивая фон плашмя, скорость выполнения рисунка можно увеличить.
2. Сгибаем каждый пополам вдоль и поперек. Получаем два сгиба, четыре четвертушки. Они помогут нам при рисовании поддерживать симметрию. В предложенном варианте лист расположен вертикально. Можно использовать и горизонтальный формат (при изображении впоследствии очень большого головного убора или сложной прически)
3. Рисуем половинку нижней части лица (в виде дуги). В мужском и женском варианте линии немного отличаются.
4. Складываем половину листа и разрезаем по линии.
5. Перегибаем вырезанную часть и обводим ее на верхней части лица. Возвращаем ее на место и обводим нижнюю часть либо на листе. Получаются два овала. Женский – более мягкий.
6. Дорисовываем прически. Разукрашиваем их. Варианты дети выбирают сами (цвет волос, их длину, структуру)
7. Следующий этап – рисование глаз, бровей, носов, губ. При достаточной предварительной работ дети 6 -7 лет рисуют черты лица самостоятельно. В более младшем возрасте – вместе с педагогом, пошагово. В этом случае можно рисовать последовательно: уши, брови, глаза, нос, рот. Напоминаем: глаза рисуются на линии сгиба.
8. Придумываем и разукрашиваем одежду. Дети самостоятельно выбирают цвет и фасон одежды, изображают воротнички, бусы, полоски, клеточки, цветы, горошек и так далее.
9. После этого наступает самое интересное. Переворачиваем нижнюю часть листа с шеей и одеждой наверх. Получаем лицо с частью прически и чистый лист в виде прямоугольника.
10. Дорисовываем работу. (новую прическу, головной убор, фон). Новый наряд может соответствовать или контрастировать с выражением лица.
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ
Рисунки воспитанников старшей группы
Данный мастер-класс прошел на базе МДОУ №1 г. Юрюзани 4 декабря 2015 г. Вот некоторые результаты:
РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА МО
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: Осень
Рисование в технике мозаика для детей 5-7 лет
Рисование на сыром листе бумаги для детей 6 - 7 лет
Рисование мелом по мокрой ткани с детьми 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото