Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассная работа по русскому языку в С(к)ОУ VIII вида

Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми.

Описание материала: данная статья предназначена для учителей русского языка, воспитателей  С(к)ОУ VIII вида и других образовательных учреждений.

Внеклассная работа по русскому языку в С(к)ОУ VIII вида.

«Пусть умственно отсталые дети учатся дольше, пусть они научатся меньшему, чем нормальные дети, пусть, наконец, их учат по-иному, применяя особые методы и приёмы, приспособленные к своеобразным особенностям их состояния, но пусть они учатся тому же, что и все остальные дети, пусть получат такую же подготовку к будущей жизни, чтобы потом участвовать в ней наравне с остальными», - так писал известный психолог Л.С. Выготский, изучавший развитие детей с нарушениями интеллекта.

Поэтому ведущей целью обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида является социализация обучающихся и воспитанников в современном обществе. Коррекция и развитие дефектов таких детей для подготовки их к дальнейшей жизни охватывает весь учебно-воспитательный процесс специальной школы.
Нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения головного мозга, низкую учебную мотивацию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида можно компенсировать с помощью различных форм, методов  и приемов педагогического воздействия.
Формирование познавательных интересов у детей с нарушением интеллекта осуществляется всем процессом обучения и воспитания, включая  и внеклассную работу по учебным предметам.

Внеклассная работа по предмету в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение. Организация такой работы развивает кругозор учащихся, активизирует мыслительные процессы, поддерживает познавательный интерес, помогает воспитывать нравственные качества личности, настраивает их на овладение профессионально-трудовыми навыками. Участвуя во внеклассной работе, учащиеся получают  возможность в новых и нестандартных ситуациях применить свои знания и умения, которые они получили на уроках. Правильная целенаправленная организация внеклассной деятельности школьников с нарушением интеллекта помогает воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, привычки правильного поведения в коллективе, в трудовой деятельности, в учёбе, способствуют их дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.

Русский язык является одним из основных предметов обучения в специальной (коррекционной) школе. Знания, умения и навыки, приобретённые учащимися на уроках русского  языка и развития речи, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса. Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной трудовой жизни, поэтому обучение в ней, в том числе и преподавание русского языка, носит сугубо практический характер. Практическая направленность в обучении конкретно выражается в том, что целью и основным принципом занятий по данному предмету является работа над развитием речи детей. Внеклассная работа по русскому языку дает большие возможности для практического использования речи учащихся.

Для многих учеников специальной (коррекционной) школы VIII  вида русский язык не является любимым предметом. У многих детей к 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Цели внеклассной работы по русскому языку: прививать любовь учащимся к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру, развивать интерес к языку как к учебному предмету.
Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
- воспитывать коммуникативную культуру школьников;
- расширять и углублять запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;
- выявлять лингвистически способных учащихся;
- воспитывать   веру в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
- развивать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
- развивать мышление, внимание, память; обогащать словарный запас; расширять мир представлений учащихся.
- содействовать формированию нравственных качеств школьников.

Виды организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады, экскурсии, игры-соревнования, выпуск тематических газет, предметные недели, декады, дни русского языка и т. д.
Одни виды внеклассной работы постоянно действующие (работающие в течение всего года), другие эпизодические. Они не исключают друг друга, а предполагает их гармоничное сочетание.
Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Межпредметные связи способствуют более прочному усвоению знаний и умений, активизации естественной речевой деятельности школьников.
Немаловажное значение внеклассных мероприятий  имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы.
Школьные олимпиады по русскому языку могут стать таким массовым соревнованием. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалку школьников, развивает логическое мышление учащихся, расширяет кругозор, повышает интерес к изучению языка.    
Школьные олимпиады по русскому языку проводятся в два тура. К первому туру допускаются все желающие, вне зависимости от их уровня усвоения знаний. Задания первого тура подбираются доступные, в соответствии с программой по предмету конкретного года обучения. Итоги первого тура оценивается учителем, ведущим предмет. Ко второму туру  школьной олимпиады по русскому языку допускаются учащиеся, набравшие большее количество баллов в первом туре, примерно 50%  от принявших участие. Итоги первого тура разбираются совместно в классе на уроке, чтобы учащиеся знали, с какими заданиями они справились, а с какими – нет. Это очень важно для тех детей, которые не прошли во второй тур, чтобы не пропал интерес к такому мероприятию и к предмету. Задания второго тура олимпиады по русскому языку подбираются сложнее, но формулировки вопросов не должны значительно отличаться от вопросов первого тура.  После проведения заключительного тура жюри выявляет победителей. Их можно наградить грамотами, имена их могут быть отмечены в стенгазете или специально выпущенном листке.  
Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

Еще одна форма внеклассной работы - проведение Недели русского языка. Неделя русского языка предполагает различные викторины, соревнования,  КВН-ы, выпуск стенгазет, смотры-конкурсы на лучшую тетрадь по русскому языку, конкурсы сочинений, бесед на лингвистическую тематику. Неделя русского языка – это обычно общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, одноклассникам, младшим ребятам.
Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.
Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.
Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка и строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся.  Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Рекомендуем посмотреть:

Как делать работу над ошибками? Конспект урока русского языка в 7 классе Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи» для 9 класса школ 8 вида Дидактический материал к балладе М.Ю. Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса школ

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Формы внеклассной работы

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(к)ОУ VIII вида | Литературная викторина для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида по итогам 3 четверти. «Узнай произведение по отрывку»
Опубликовано: 3910 дней назад (13 марта 2014)
Просмотров: 3485
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!