Конспект урока чтения на тему: «Образование и чтение обратных слогов ах, ох, ух. Звукобуквенный анализ слогов».
Автор: Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУШ №39 г. Ульяновск.
Описание. Конспект урока предназначен для обучающихся 2-4 классов коррекционных школ VIII вида. Данная разработка может быть полезна для учителей, работающих с детьми с глубокой и тяжелой умственной отсталостью. Урок направлен на обучение образованию и чтению обратных слогов ах, ох, ух.
Цель: обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
Образовательные.
- закрепить умение выделять звук [х] из состава слова.
- учить образовывать обратные слоги ах, ох, ух и производить их звукобуквенный анализ.
- учить составлять из букв разрезной азбуки обратные слоги ах, ох, ух, читать слоги по букварю.
Коррекционные.
- коррекция и развитие внимания, памяти.
Воспитательные.
- воспитывать интерес к учебной деятельности, умение слушать товарищей.
Материал: предметные картинки (хлеб, петух, сахар). На каждого учащегося и педагога буквы из разрезной азбуки, карточки со слогами, «Букварик» Т. Л. Лещинская.
Ход урок.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся
За работу мы возьмемся.
- Начинается урок чтения. Сегодня на уроке чтения мы будем учиться составлять из букв разрезной азбуки обратные слоги ах, ох, ух, читать слоги по букварю. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
- Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три - уроним
И сломаем.
- Молодцы. А сейчас сделаем артикуляционную гимнастику.
1. «Прятки». (Открыть рот, закрыть).
2. «Погреем ручки». (Имитируют движение, произнося звук [ х]).
- Какой звук произнесли?
- Это гласный или согласный звук?
- Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем).
- Молодцы. Ребята у меня есть волшебная коробочка. Посмотрите, что в коробке? (картинки)
- Посмотрите, что изображено на картинке? (хлеб)
- Где стоит звук [х] в слове хлеб?
Звук [х] гласный или согласный? (согласный)
- Как обозначаем согласный звук? (синим кружочком)
- Молодцы. А что изображено на этой картинке? (петух)
- Где стоит звук [х] в слове петух? (в конце слова)
- Правильно. А это что на картинке? (сахар)
- Где стоит звук [х] в слове сахар? (в середине слова).
- Звук х бывает твердый – [х] и мягкий – [ х]’.
- Назовите слова с твердым звуком [ х]. (хомяк, хвост).
- Молодцы. Назовите слова с мягким звуком [ х’] (стихи, мухи, хитрость).
- Правильно. Ребята, на доске написаны буквы. Давайте их прочитаем.
а, о, у, х.
Буквы а, о, у – согласные или гласные?
- Как обозначаем гласные звуки?
- Правильно красным кружочком?
- А звук [х] какой? (согласный)
- Как обозначаем согласный звук?
- Молодцы. Сегодня на уроке чтения будем учиться образовывать и читать слоги ах, ох, ух.
Игра «Город звуков».
- Шел по городу звук[ х] и захотелось ему спеть песню со звуком а. И получилась песня «ах». Какая получилась песня? (ах).
- Правильно. Посмотрите, я составлю эту песню из букв разрезной азбуки. Какой первый звук мы слышим? ([а]).
- Какой буквой обозначим звук[ а]?
- Правильно. Букву а положу на слоговую полоску. Какой звук еще звук слышим? ([х]).
- Где стоит звук[ х]?
- Правильно, какой буквой обозначим звук [х]? (х).
- Букву х положу рядом с буквой а. Я составила слог ах. Прочитайте слог на моей слоговой дорожке. А теперь вы составьте слог ах из букв разрезной азбуки. Прочитайте составленный слог. (Индивидуальное чтение).
- Молодцы. Пошел звук [ х] дальше по городу, и захотелось ему спеть песню со звуком [ о] ([у]). И получилась песня ох (ух). (Образование и чтение слогов проводится аналогично слогу ах).
Физкультминутка.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем,
Вправо – влево, а потом
Наши ножки разомнем.
- Молодцы. Прочитайте слоги написанные на доске. (ах, ох, ух).
- Правильно. А сейчас мы будем читать слоги по букварю.
Чтение слогов по «Букварику» стр. 54, 56, 57 – верхняя строчка.
При чтении слогов проводится коррекционная работа.
Анализ прочитанных слогов.
- Какой слог прочитали? (ах, ох, ух).
- Из каких букв состоит слог ах (ох, ух)?
- Где стоит буква а (о, у)?
- Где стоит буква х?
- Молодцы. Сейчас я вам раздам карточки, где написаны разные слоги. Я назову слоги, а вы обведете их цветными карандашами. Будьте внимательны.
- Обведите красным кружочком слог ах.
- Обведите синим кружочком слог ох.
- Обведите зеленым кружочком слог ух.
- Молодцы. Что мы сегодня составляли из букв разрезной азбуки? (слоги).
- Правильно. Какие слоги читали?
- Ребята, если вам понравился урок чтения покажите веселое солнышко. Если не понравился, то грустное.
Оценка деятельности учащихся.
Урок чтения закончен. Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока чтения для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Конспект открытого урока по чтению во 2 классе с презентацией
Конспект урока чтения во 2 классе
Конспект урока чтения для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида