Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дошкольный стандарт получился взвешенным и разумным

Абанкина: дошкольный стандарт получился взвешенным и разумным
Недавно на общественное обсуждение был представлен проект ФГОС дошкольного образования, подготовленный группой экспертов во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Об особенностях проекта рассказала директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Всеволодовна, как вы оцениваете проект?
— Рабочей группе удалось подготовить разумный документ. ФГОС дошкольного образования имеет ту же структуру, что и стандарты школьного образования – это требования к условиям реализации образовательных программ, структуре образовательных программ и их результатам. При этом далось избежать жестких требований к результатам реализации программ дошкольного уровня. Никаких утверждений в духе, что "дети к шести годам должны уметь читать и писать печатными буквами" стандарт не содержит, никаких "ЕГЭ и ГИА для дошколят" не будет.
Стандарт предполагает достаточно высокую вариативность дошкольных образовательных, здесь грамотно сочетаются взгляды психологов, педагогов и экономистов. Александр Асмолов умеет работать на стыке нескольких дисциплин, и ему удалось добиться создания очень взвешенного документа.
Но все-таки можно ли говорить о недостатках проекта?
— После рассмотрения в Минобрнауки из стандарта "исчезло" несколько полезных нововведений. Я надеюсь, обсуждение может помочь вернуть некоторые из них.
Прежде всего, соотношение числа педагогических работников и детей. Мы закладывали для детей от 1,5 до 3 лет соотношение не более 5 детей на одного педагога, для детей от 3-5 лет — не более 8 и для детей 5-6 лет — не более 12. Сейчас этой нормы в стандарте нет.
Исчез ряд важных норм, которые должны были способствовать развитию частно-государственного партнерства и новых форм организации дошкольного образования. Стандарт предполагает вариативность, но сейчас он сочетается с другими существующими нормами так, что на практике все, что не укладывается в образ детского садика с отдельным зданием, может быть вытеснено из сферы дошкольного образования в сферу присмотра и ухода. Так, многие частные предприниматели, организующие группы кратковременного пребывания, не смогут претендовать на государственное финансирование их услуг, а значит – вырастут цены.

Да, в связи с новым стандартом и новым законом "Об образовании в РФ" высказываются опасения, что возрастет родительская плата за услуги по присмотру и уходу…
— Они справедливы. Я уверена, что, к сожалению, родительская плата существенно возрастет, в том числе и в результате принятия нового стандарта. Дело в том, что он достаточно четко определяет, что есть образование на дошкольном уровне, а что им не является, – и это не вина разработчиков, а требование, которое они обязаны соблюсти. Все, что не является образованием, есть "присмотр и уход". Это и закупка продуктов питания, и услуги работников столовых, и услуги тех, кто следит за хозяйственной частью: бельем, мебелью… Все это будет оплачиваться за счет родительской платы, если только регионы не сочтут нужным компенсировать эти расходы — полностью или частично. Надежда на такой исход невелика.

Минобрнауки отправило в регионы письмо с рекомендацией не повышать родительскую плату. Но в нынешней ситуации это проблематично. Большинство детских садов финансируется из муниципальных бюджетов. В значительной части регионов большая часть этих расходов компенсируется из региональных бюджетов. А регионы часто делают это из средств, поступающих им из федерального бюджета. Ситуация с распределением налогов изменится – предполагается, что из федерального бюджета средств в региональные бюджеты поступать будет меньше. Так что последствия, по крайней мере, для небогатых регионов, очевидны — за счет родительской платы будет компенсироваться все, что можно.
Как вы оцениваете последствия таких изменений?
-В крупных городах немало молодых семей, для которых увеличение родительской платы за присмотр и уход в 2-3 раза (думаю, речь пойдет о таких цифрах) некритично. Но многодетные и малообеспеченные семьи пострадают. Принятие стандарта и нового закона "Об образовании в РФ" должно сопровождать изменение всей системы социальной помощи. Так, сейчас предполагается компенсировать часть родительской платы — 20% за первого ребенка, 50% – за второго и 70% – за третьего. Сумму компенсации предполагается рассчитывать так: собрать данные о размере родительской платы, рассчитать среднюю и, исходя из нее, компенсацию. Это нонсенс. Считать компенсацию нужно исходя из той суммы, которую платит конкретная семья, а не из средней по региону. Таких примеров непродуманности мер поддержки — масса. В целом поддержка должна стать более адресной и концентрированной, у нас же ее получают все, и для большинства она все равно не заметна. Но пока, к сожалению, подобных мер не планируется.

Рекомендуем посмотреть:

Вступил ли в силу ФГОС? Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения ФГОС в ДОУ Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Финское образование | Ливанов: нагрузка на воспитателей детсадов возросла
Опубликовано: 3574 дня назад (22 января 2015)
Просмотров: 1304
+8
Голосов: 8
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 22 января 2015 в 22:31 0
Спасибо, что информируете пользователей свежими новостями в образовании. Педагогам, работающим в ДОУ, будет интересен материал, да и родителям не мешало бы почитать.
С уважением, Т.Н.
Лия Александровна Никифорова # 22 января 2015 в 23:35 0
Очень интересный и познавательный материал для педагогов и родителей.Спасибо!
Мария Чукмарёва # 23 января 2015 в 08:01 0
Спасибо вам за информацию! Очень интересно и полезно узнать, что творится в нашем образовании и какие нововведения приняты в рамках дошкольного образования.
Марина Ветрова # 23 января 2015 в 08:04 0
Да, интересно, как теперь местные власти будут реагировать на такие новости.
Ирина Викторовна Родионова # 26 января 2015 в 15:31 0
Спасибо за информацию. Заинтересует материал педагогов, а так же родителей.
Лариса Борисовна Хапаева # 26 февраля 2015 в 22:58 0
Добрый вечер!Татьяна Семеновна!Очень интересный и познавательный материал для педагогов и родителей. Примите мои голос.
Ольга Третьякова # 5 марта 2015 в 19:06 0
Хорошо бы вернуть строку про наполняемость групп и соотношение дети - педагог... ведь сейчас воспитатели в одиночку пытаются передать все чем они владеют 25 - 30 воспитанникам...Это неимоверно сложно... а если учесть что в некоторых группах есть дети с ОВЗ, то передать все что умеешь и можешь сам - часто не под силу...
Татьяна Семёновна Павлова # 5 марта 2015 в 20:58 0
Да, Ольга, про наполняемость групп сегодня нет речи, экономим бюджет..на нашем подрастающем поколении!
Татьяна Семёновна Павлова # 5 марта 2015 в 20:58 0
Да, Ольга, про наполняемость групп сегодня нет речи, экономим бюджет..на нашем подрастающем поколении!