В образовательном кластере Москвы педагогов научат учить детей по-новому.
Год назад в отдаленных микрорайонах Москвы - Некрасовке, Капотне и Марьино, возник университетско-школьный кластер из 33 образовательных комплексов, в составе которых 220 школ и детских садов. В экспериментальном режиме образовательный “монстр” призван отработать методику “подтягивания” неуспевающих школ до уровня успевающих, научить учителей работать в новой парадигме деятельностного обучения.
Обычный российский учитель не научен учить детей компетентности, то есть способам поиска, отбора знаний, их применения и наделения собственными смыслами, считает автор проекта - научный руководитель НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов. Этому нужно учить, а значит, инвестировать в учителя, заявил он в интервью “Ленте.ру”.
Путь обучения учителей в образовательном кластере не прост: сначала университетские профессора проводят с учителями программу повышения квалификации, затем учителям дают задание изучить и освоить определенный объем профессиональной литературы. После этого - экзамен на усвоение, ведь учитель обязан учиться сам, считает Любимов: “Самообучение в течение всей жизни — это важнейшая заповедь XXI века. Учитель должен научить ребенка учиться самостоятельно. Как он это сделает, не учась сам каждый день?”
По его словам, нынешние российские педагоги в большей степени являются трансляторами учебников, а современной школе нужен педагог - предметный эксперт.
Такой педагог сможет воспитать не массового троечника, а конкурентноспособного молодого человека. По мнению идеолога проекта, среда для воспитания таких людей образуется как раз в образовательных комплексах, потому что там есть “главный источник движения вперед” - многообразие. В частности, многообразие педагогических команд, образовательных сред, инфраструктур, информационно-библиотечных ресурсов, оргкультур, стилей и концепций лидерства.
Л
юбимов уверен, что качественное образование образование должно быть доступно не всем. Кроме того, оно не должно быть бесплатным: “Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно. Выучить Василия Васильевича Розанова, чтобы он преподавал литературу в гимназии, — это стоило дорого. Когда школа стала массовой, издержки на нее просто на порядок увеличились. И она стала давить на бюджеты. Темп роста издержек опережал темп роста национального дохода. А значит, страдало качество”.
Вложить средства в образование детей - долг родителей, а не государства, считает автор проекта.
Решить задачу формирования конкурентноспособной молодой когорты предполагается в течение 15-20 лет. Любимов уверен, что это не утопия. Это - продуманная практическая цель, уже реализуемая в кластере.
Рекомендуем посмотреть:
ЕГЭ 2015
Сочинение для выпускников 2015 года
ЕГЭ в 2015 году: что ждет выпускников
Вес портфеля уменьшат благодаря бесплатным электронным версиям школьных учебников