Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Слияние школ и детских садов

ЛЕНСКАЯ: СЛИЯНИЕ ШКОЛ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДУМАННЫМ И МЕДЛЕННЫМ

Во многих регионах России сегодня проходит реструктуризация школ и детских садов, на месте отдельных образовательных учреждений образуются крупные комплексы. Как меняются задачи директора школы в этих условиях? Что нужно сделать, чтобы слияние школ проходило без вреда для учеников? Речь об этом пойдет на Двенадцатой ежегодной конференции «Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра», которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) 19-20 февраля. В канун форума на вопросы корреспондента РИА Новости Анны Курской ответила декан факультета «Менеджмент в сфере образования» и руководитель отдела развития МВШСЭН Елена Ленская.
- Елена Анатольевна, как изменились функции и роль директора школы за последние годы, с принятием Закона об образовании, новых образовательных стандартов?
— Действительно, многое изменилось. Новый закон определяет возможности и степени свободы директора школы, которыми до сих пор наши директора не очень привыкли пользоваться. Сейчас у них стало гораздо больше пространства для переговоров и сотрудничества с родителями и со всеми, кто заинтересован в успехах их школ. Но для того, чтобы новые преимущества начали приносить пользу, нужно, чтобы все директора хорошо поняли, что такое новое законодательство и какие возможности в нем заключены.
Происходит ли это на практике?
Сейчас во многих регионах, начиная с Москвы, идет реструктуризация школьной и вообще образовательной сети, создаются большие образовательные комплексы. К сожалению, далеко не всегда это происходит продуманно. И директора не всегда знают, какие рычаги они могут использовать, чтобы придать трансформациям действительно осмысленный характер, как планировать развитие своего образовательного комплекса таким образом, чтобы выигрыш для детей был понятен и прозрачен. А если выигрыш не очевиден, директора не всегда знают, как оспаривать создание комплекса и противостоять экономическому давлению.
Каковы негативные стороны проходящей реструктуризации?
Там есть много подводных камней. У педагогов существуют опасения, что от нее может пострадать сеть дошкольного образования, потому что при слиянии школ и детских садов очень часто детские сады начинают обслуживать школу, сажать детей за парты, и пропадает та самоценность детства, на которую нацелен новый стандарт дошкольного образования.
Угроза для дополнительного образования заключается в том, что, войдя в состав образовательного комплекса, кружки и студии могут начать обслуживать только этот комплекс, чего раньше не было. Вся прелесть организаций дополнительного образования как раз и заключалась в том, что круг своих клиентов они определяли сами, и кто угодно мог войти в их число. Все эти угрозы могут сбыться, а могут и не сбыться при условии умелого руководства и умелого лидерства. Это мы, в частности, будем обсуждать на конференции.
Можно ли, анализируя происходящие перемены, опираться на зарубежный опыт?
Действительно, процессы, которые происходят в России, происходят и во всем мире. Поэтому мы пригласили на конференцию специалистов из тех стран, в которых подобные трансформации уже прошли. Но важно отметить, что за рубежом темпы преобразований, даже если речь шла об оптимизации школьной сети, принципиально другие. Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит.
Тем не менее, зарубежные специалисты говорят о том, что даже в их странах темп слияния школ был слишком высоким. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен. И другие процессы в нашей системе образования на практике очень сильно отличаются и от наших замыслов, и от зарубежного опыта.
При каких условиях присоединение детского сада к школе могло бы пойти на пользу дошкольному учреждению
Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло, и надо срочно придумывать, что со всем этим делать.
Все-таки планировать объединение должны люди, которые берут на себя ответственность за дальнейшие успехи детей, которые в этом комплексе будут обучаться. К сожалению, в Москве иногда объединяли несколько школ, достаточно разнесенных по территории, а в новом комплексе возникали школы ступеней. В принципе, это неплохо. Но семьи, в которых несколько детей, оказывались в трудной ситуации, когда один ребенок ходит в одно здание, другой – в другое, третий в третье.
Стоило бы продумать хотя бы этот момент до принятия решений о слиянии. А на практике эти решения часто принимались поспешно, под административным давлением. Школе надо учиться отстаивать интересы учеников.
Как это можно сделать?
В школах есть управляющие советы, и они могли бы влиять на образовательную политику не только на бумаге. К сожалению, у нас любят создавать «ручные» управляющие советы, которые делают то, что скажет директор. Очень часто родители просто боятся возвысить голос, потому что им кажется, что тем самым они своего ребенка ставят под удар. Но в сложившейся ситуации их роль должна, на мой взгляд, существенно вырасти.
Объединение школ должно происходить только тогда, когда представители всех управляющих советов объединяющихся учреждений согласятся на такое решение, подпишутся и скажут: «Да, мы считаем, что так для наших детей будет лучше». Конечно, и выбирать туда надо не удобных родителей, а компетентных родителей. Им тоже предстоит чему-то научиться.
Что такое компетентный родитель?
Например, в Англии членами управляющего совета, как правило, становятся родители, которые имеют преподавательский или экономический опыт, то есть специалисты, а не просто люди, у которых есть свободное время, как это часто бывает у нас. Но участие в управляющем совете предполагает и большую степень социальной ответственности, а мы еще этому до конца не научились. В Англии управляющий совет несет в том числе и финансовую ответственность за свои действия.
Сегодня часто говорят о том, что директору школы нужнее навыки управленца, чем педагога. Этим навыкам директоров сегодня где-нибудь специально обучают?
Это одна из тем, которую мы, представители вузов, которые уже обучают директоров школ управленческим компетенциям, собираемся обсудить на конференции. Но тут есть одна проблема.
Действительно, успешно руководить образовательным комплексом может человек с хорошей подготовкой управленца. Но в то же время исследования показывают, что самыми успешными руководителями бывают люди с качествами лидера, которые, в отличие от «чистых управленцев», имеют видение необходимого будущего и примерно понимают, как туда прийти, то есть ставят себе и своему коллективу задачи развития. Менеджер, как правило, успешно реализует задачи, поставленные кем-то другим.
Что будет с лидерской компетенцией, и как ее развивать на фоне всех этих замечательных управленческих навыков, чтобы не потерялось главное – умение видеть перспективу? Вот об этом надо думать.
Есть и еще одна причина для озабоченности. Директору большого комплекса собственная занятость не позволит следить за тем, что происходит на уроках, насколько те или иные учителя справляются со своими обязанностями. Он и раньше не много этим занимался, но все-таки у него на это какое-то время было.
Не случайно, например, в Финляндии не бывает школ, в которых учатся более чем по 900 учеников. Там придают большое значение тому, чтобы директор участвовал в педагогическом процессе. Есть даже такой термин – «педагогическое лидерство», которое считается одной из важнейших функций директора. Будет ли это педагогическое лидерство присутствовать в новых комплексах? Я не уверена.
Какие новые задачи директорам школ придется решать в будущем?
Прежде всего, им предстоит научиться планировать развитие, учитывая очень большой спектр разнообразных интересов. Если раньше они работали с достаточно ограниченным числом учеников одной возрастной категории, то сейчас их стало намного больше и возраст у них стал менее однородным — это и дошкольники, и взрослые люди, посещающие кружки и секции. Директорам предстоит научиться примирять интересы различных групп лиц в образовании.
Самое главное, с чем они столкнутся и уже сталкиваются, — это проблема управления кадрами. Предотвращение на первой стадии, по крайней мере, серьезных конфликтов, справедливое распределение ресурсов и так далее – это новые задачи, которые раньше настолько остро не стояли.
Мне кажется важным, чтобы директор мог сохранять лидерские качества в ситуации, когда он рискует превратиться в классического менеджера, который только решает извне поставленные задачи.

Рекомендуем посмотреть:

От дошкольного к школьному образованию. Особенности организации образовательного процесса в начально ФГОС в ДОУ Столичные детсады хотят перевести на гибкий график В детский сад теперь можно будет попасть только со справкой от психиатра?
В детский сад теперь можно будет попасть только со справкой от психиатра? | В образовательном кластере Москвы педагогов научат учить детей по-новому
Опубликовано: 3566 дней назад (17 февраля 2015)
Просмотров: 5445
+4
Голосов: 4
Татьяна Семёновна Павлова # 17 февраля 2015 в 18:49 0
Уважаемые коллеги! Прошу выразить свое мнение по важному вопросу.Если идет слияние двух систем образования: дошкольной и школьной, то одна из них может утерять свое предназначение: воспитание и развитие.Очень хочется узнать все точки зрения!
Раиса Владимировна Коломыцева # 17 февраля 2015 в 19:13 +2
Добрый вечер, Татьяна Семёновна! Лично я отношусь к этой затее с большой опаской, только мудрый руководитель сможет правильно расставить все нюансы и правильно определить ситуацию. Распределение ресурсов тоже имеет значение, и , правильно заметили, что дошкольное учреждение может утерять своё прямое предназначение и попасть под влияние школы. Родители , обычно, выбирают более пассивную функцию в решении каких - либо вопросов. Меня всегда настораживают все нововведения, потому что никто не застрахован от побочного результата.
Татьяна Семёновна Павлова # 17 февраля 2015 в 22:19 0
Раиса Владимировна! Большое спасибо за неравнодушие.
Елена Николаевна Васильева # 23 февраля 2015 в 00:02 +1
Благодарю вас, Татьяна Семёновна, за поднятую тему. Считаю, что в данном случае вопрос о слиянии преждевременным. Мы просто угробим дошкольное образование, в котором и так достаточно своих проблем. Необходимо не сливать, а наоборот, развивать то, что есть. Если сейчас, в школах есть учителя, работающие по 2-7 ставок (до сих пор не знаю, как можно работать полноценно 2-3 ставки), то где гарантия, что при слиянии не будет 9 ставок? Чтобы учителя больше получали, а воспитателей катострофически не хватает, могут просто учителей отправлять в садик на подработку. При нашей системе, где часто не лучшие в почёте, а послушные, боящиеся слово сказать против начальства, а начальство не потому, что лучшее, а потому что у него кто-то где-то у руля, чтобы спокойней работалось. Это ведь сплошь и рядом. Какое слияние? Кто думает о детях, кому они вообще нужны сейчас? Все делают только то, что диктуют по вертикали, думая лишь о том, чтобы остаться на месте при кормушке и окладе. Главное, что все это понимают, но все боятся за свои места. О том, чтобы биться за образование даже на уровне города, в голову никому не приходит. Сверху столько директив, что не только выполнять всё не успевают, отчитываться. Образование от года к году ухудшается. Детям даже 5 лет больше внимания уделялось, чем сейчас. Специалистов сокращают, укрупняют, а работать некому. В итоге вместо 4 воспитателей собираются 3 на две группы ставить уже. Вместо того, чтобы, наоборот больше специалистов принимать. Дети то очень талантливые. Эти таланты развивать нужно, а мы хороним. Школьное образование похоронили (результаты ЕГЭ тому пример), теперь за сады взялись, вместо того,чтобы школу поддержать. А тут такая мелочь, дети из одной семьи будут в разных школах учиться. Да третья мировая война в разгаре и бьёт по самому дорогому богатству страны -0 детям. Неужели этого никто не видит? Что мы смотрим на запад!? У нас своё всё есть! Нужно просто перестать быть послушным скотом, который загоняют, куда хотят те, кто давно продался. Поставьте в стране образование на первое место и всё. Как после первой мировой так быстро страна встала на ноги? Да, просто ценились качества и профессионализм. Сейчас же это никому ни на каком уровне не нужно. Сейчас в почёте послушные, подружки, друзья! Разве можно в таких условиях что-то делать с образованием? Душа разрывается от того, что вижу на всех уровнях. А самое главное, что дети никому не нужны. О них, о том, что лучше для них никому не нужно.
Татьяна Семёновна Павлова # 25 февраля 2015 в 15:39 0
Елена Николаевна! Большое спасибо за такой содержательный комментарий!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 1 марта 2015 в 22:07 0
Доброго времени суток, Татьяна Семёновна! Случайно увидела Вашу статью о слиянии школ и детских садов. Хорошо это или плохо, в глобальном масштабе, судить не мне. Я прекрасно вижу ситуацию в стране и понимаю, что это слияние прежде всего направленно на сокращение штата педагогических работников, высвобождения денежных средств. Но вот парадокс! Раньше надо мной было всего два руководителя, а теперь их как минимум три. И я пока ещё не могу себе представить в полной мере, как будут работать педагоги (в данном случае я имею ввиду педагогов-дошкольников) по так называемому линейному графику (три воспитателя на две группы и один помощник воспитателя на две группы), хотя во многих учреждениях так уже работают. Ведь от этого прежде всего страдают/пострадают наши воспитанники. Конечно, я как педагог дошкольного образования с 23х-летним стажем постараюсь, что бы на моих дошколятах, на моих воспитанниках новая линейная система ни как не отразилась, но не всё зависит только от меня. Нельзя объять необъятное, без потери качества и мастерства. Соглашусь с Еленой Николаевной в том, что о детях, в данной ситуации, совсем никто не думает! И детские сады школам совсем не нужны, они им в тягость.
Спасибо Вам за поднятую тему. Душа болит, но мы педагоги, к великому моему глубочайшему сожалению, народ терпеливый. Нас никогда не ценили по достоинству и внедрение ФГОС не поможет изменить данную ситуацию
"1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;..."
Каким образом он сможет повысится (этот статус)? Как может слияние повысить этот статус? Как может сокращение педагогов повысить статус?
Извините за крик души! Спасибо за материал для размышления. С уважением, Ольга Геннадьевна.