Сотрудничество ДОУ и семьи по профилактике дезадаптации будущих воспитанников
Из опыта работы социального педагога
Описание материала: Предлагаю вам материал по работе, организации и функционированию «Родительского Университета» с детьми раннего возраста, не посещающими детский сад, на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Журавлик»
г. Коряжма Архангельской области.
Данный материал будет полезен для педагогов и специалистов дошкольных учреждений. Материал направлен на регулирование, организацию и внедрение новых форм взаимодействия ДОУ и семьи.
На базе нашего детского сада №5 «Журавлик» функционирует «Родительский Университет» это группа по работе с неорганизованными детьми раннего возраста детей с 1 до 2лет.
Группа «Родительский Университет» создана с целью успешной адаптации и социализации детей, установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста.
Основные задачи деятельности «Родительского Университета»:
1.Привлечь внимание родителей к важности процесса подготовки детей к
ДОУ (информирование, через СМИ, анкетирование, реклама, патронаж, приглашение к сотрудничеству)
2. Предоставить информацию родителям о деятельности ДОУ;
(экскурсии, презентации, дни открытых дверей, фото стенды, информационные стенды, буклеты);
3. Повысить педагогическую грамотность родителей:
- теоретическая деятельность (консультации, памятки, круглый стол);
- практическая деятельность (занятия, практикумы, праздники, развлечения);
- обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования.
Основными направлениями деятельности группы «Родительского Университета» по работе с неорганизованными детьми являются:
- ранняя адаптация и социализация детей раннего возраста;
- оказание психолого – медико - педагогической помощи родителям детей раннего
возраста;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей детей раннего возраста;
- популяризация деятельности МДОУ среди населения микрорайона.
Основными принципами организации группы «Родительского Университета» по работе с неорганизованными детьми являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Организация деятельности группы «Родительского Университета» с неорганизованными детьми:
Комплектование группы «Родительского Университета» осуществляется детьми раннего возраста (с 1 до 2 лет), не посещающими МДОУ города.
Мероприятия «Родительского Университета» проводятся 1 раз в месяц по утвержденному плану работы (план прилагается)
Образовательный процесс осуществляется специалистами, воспитателями МДОУ № 5.
Для работы «Родительского университета» выделяется специально оборудованное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям (музыкальный зал, физкультурный зал, педагогический кабинет, кабинет изостудии).
Наполняемость группы 7-10 детей.
Группа «Родительский Университет» руководствуется в своей деятельности основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно - ориентированное развитие. План мероприятий утверждается заведующим МДОУ № 5.
Участниками образовательного процесса в группе «Родительского Университета» являются:
• дети, их родители (законные представители);
• воспитатели, социальный педагог, учитель – логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Руководство деятельностью группы «Родительского Университета» осуществляется руководителем группы - социальным педагогом.
Цель работы социального педагога: информирование родителей о влиянии социального развития на степень адаптации детей в ДОУ.
Задачи:
1) Установить партнёрские взаимоотношения между семьёй и детским садом
2) Формировать у родителей навыки общения с детьми
3) Дать представление родителям о важности здорового образа жизни
Организация работы:
Консультирование и практические мероприятия по вопросам:
• формирования у детей культурно-гигиенических навыков
• приобщения детей к самостоятельности
• соблюдения режима дня
Чтобы помочь семье, где подрастает малыш, найти ответы на множество возникающих вопросов в нашем детском саду создан «Родительский Университет». Во время проведения его мероприятий сопровождающие ребенка взрослые имеют возможность понаблюдать со стороны за особенностями поведения как своих, так и чужих детей, пообщаться в неформальной обстановке с другими родителями и педагогами, обсудить переживаемые ситуации. Всё это способствует, на наш взгляд, повышению уверенности молодых мам и пап в своём воспитательном потенциале.
Работа с родителями должна быть систематизирована, наполнена содержанием, позволяющим успешно решать актуальные проблемы развития и воспитания детей.
Мы понимаем, что очень важно, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться, формировать навыки общения с детьми и взрослыми, которые так необходимы при поступлении ребенка в детский сад. Родители, понимая важность того, что у ребенка должны быть к моменту поступления в детский сад сформированы навыки общения, учебные навыки, а игровая деятельность должна быть на высоком уровне развития, оформляют ребенка в детский сад.
Поэтому мы считаем, что наша работа является наиболее актуальным направлением подготовки детей к детскому саду, так как в течение учебного года происходят существенные изменения развития “домашних детей”.
Нормативно-правовые документы, регулирующие работу «Родительского Университета»
1. Конституция РФ;
2. Семейный кодекс РФ;
3. Закон РФ «Об образовании»;
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2566);
5. Конвенция о правах ребенка;
6.Закон РФ от 24.08.1999г. №124 ФЗ (в ред.ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ по 03.12.2011 №377-ФЗ, от 03.12.2011 №378-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
7. Закон РФ от 30.03.1999г. № 52 ФЗ от 30.06.2003 №86-ФЗ по 25.05.2012 №93-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.;
План мероприятий «Родительский университет»
Месяц Содержания мероприятия
Ответственные
октябрь «Чем играть малышу» игры с детьми
Инструктор по физической культуре Шарапова О.В
ноябрь Практикум: «Развитие мелкой моторики». «Развиваем речь». Мастер- класс «Играем пальчиками»
Педагог-психолог Кривошапкина А.Г. учитель-логопед Бушуева М.Ю Социальный педагог Попова О.Ю
декабрь «В гости к ёлочке» новогодний утренник.
Музыкальный руководитель Пастухова Г.М.
январь «Литературное образование в семье» презентация.
Воспитатель 1 кв.категории Трубина Г.Н
февраль «Семья в социуме» презентация.
Социальный педагог Попова О.Ю.
март Нетрадиционные способы рисования.
Воспитатель изостудии Большова О.Г
апрель Развитие речи малыша на втором году жизни.
Учитель-логопед Бушуева М.Ю
май «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад»
Педагог- психолог Кривошапкина А.Г.
Руководитель группы, Социальный педагог: О.Ю.Попова
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения