Проект «Использование конструктора Lego в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Описание материала: Предлагаю вам разработку проекта использования конструктора Lego в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, так как он формирует и развивает приемы умственной деятельности детей, конструктивные способности. Учит применять полученные знания в разных видах деятельности.
Тип проекта: среднесрочный, коллективный, познавательно-творческий.
Участники проекта: Педагоги, воспитанники ДОУ, родители.
Обучению дошкольников началам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации получаемой ребёнком, повышение внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным. Стремление родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать логические задачи.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, нестандартно мыслить, проявляя смекалку сообразительность, творчество.
Актуальность проекта.
Обучение детей математике немыслимо без использования игр, занимательных задач, квестов, развлечений. Используемый материал определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития ребёнка. Одним из наиболее популярных , позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников математике, является использование конструктора Lego. Он позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. При использовании конструктора Lego у детей развиваются: память, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие.
Исследуя познавательное развитие детей дошкольного возраста, я заметила, что у детей существуют затруднения к выполнению математических заданий, низкий уровень самостоятельности, недостаточную критичность к своим действиям, слабое внимание к содержанию заданий. Чтобы повысить интерес к математическому развитию детей, решила использовать занимательный материал конструктор Lego.
Цель проекта.
1. Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников с целью развития предпосылок учебной деятельности, теоретического мышления и математических способностей.
2. Приобщить детей и родителей к основам математических знаний с учётом возрастных особенностей, в игровой форме.
3. Ввести ребёнка в мир математики посредством интеграции содержания образовательных областей: познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития.
4. Развить у детей и взрослых на основе познавательной активности, интереса и использования конструктора Lego в совместной деятельности
Задачи проекта.
1. Создавать условия для развития математических способностей детей, развития логического мышления и потребности активно мыслить.
2. Формировать и развивать приёмы умственной деятельности детей (анализ, сравнение, обобщение классификация, моделирование) конструктивные умения.
3. Обеспечить условия для повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития детей с использованием конструктора Lego.
4. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности в течение дня.
Все совместные мероприятия в ходе реализации проекта подчинены одной теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. В ходе работы над проектом, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Только взрослый может открыть ребенку тот мир, который предлагает использование конструктора Lego.
Среди родителей группы я провела анкетирование на тему: «Как часто вы дома играете с ребёнком в конструктор?» Результаты анкетирования таковы:
36%- часто, 38%- редко, 26%- не играют, либо не хотят, либо нет времени.
Проанализировав эту ситуацию, я сделала вывод, что разработка данного проекта, направленного на совместную познавательную и творческую деятельность родителей и детей, актуальна.
Основные формы и методы реализации проекта:
Беседы, консультации, тематические занятия, наблюдения, дидактические игры, квесты, сюжетно-ролевые игры, детское творчество, выставки.
Предполагаемые результаты:
Через систему разнообразных мероприятий дети и их родители должны научиться, совместно применять и использовать конструктор Lego для повышения уровня математических знаний у детей, в разных видах деятельности.
Использование LEGO-конструктора способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, так как детали конструктора окрашены в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д.
Реализация проекта:
Взаимодействие с родителями: анкетирование, беседы, индивидуальные консультации, конкурсы, мастер-класс, выставки
Чтобы заинтересовать родителей и привлечь их к работе над проектом я подготовила для родителей консультации на темы:
«Роль конструктора Lego в развитии математических способностей у детей»
«Игра-ведущий метод всестороннего развития и обучения ребёнка»
Провела Мастер-класс на тему: «Дидактические игры в развитии математических способностей у детей, с использованием Lego.
Разработала картотеку дидактических игр.
Картотека дидактических математических игр с LEGO-конструктором.
1. Игры с числами.
К данной группе относят игры по обучению детей дошкольного возраста таким навыкам, как счёт количественный, порядковый, обратный.
«Числовой поезд», « Счётная лесенка», «Разноцветные цифры», «Соседи», «Расставь по порядку».
2. Игры с фигурами.
К данной группе относятся игры по формированию представлений о плоскостных, объёмных геометрических фигурах и их построении.
«Чудесный мешочек», «Какая фигура», «Построй фигуру».
3. Игры по формированию представлений о величине предметов.
К данной группе относятся игры по формированию у детей представлений о величине предметов (длину, ширину, высоту, толщину)
«Разноцветная лесенка», «Кто выше», «Какая дорожка длиннее».
4. Игры со временем.
К данной группе относятся игры по формированию таких представлений как дни недели, времена года, части суток.
«Какой день недели», «Часы»
5. Игры по ориентации в пространстве.
К данной группе относятся игры по формированию пространственных представлений на плоскости и в пространстве.
«Скажи, где находится», «Построй по схеме», «Найди фигуру»
Вместе с родителями мы пополнили предметно пространственную развивающую среду группы разными видами конструктора Lego .
В группе я организовала рабочее место, где находиться разнообразный материал для занятий детей с дидактическими играми с использованием конструктора Lego.
С детьми была организована творческая выставка на тему: «Юные фантазёры»
Был проведен конкурс на изготовление построек из конструктора Lego родителей и детей: «Сделаем сами своими руками».
Конструктор Lego дети активно используют в сюжетно-ролевых играх: «Транспорт», «Семья», «Магазин», «Строители».
Для подведения итогов работы над проектом я провела повторное анкетирование, в ходе которого выявила, родители стали больше проводить времени с детьми, у них повысился интерес к совместным занятиям и играм. Использование конструктора Lego способствовало повышению умственных способностей у детей, повысило их конструктивные навыки, умение оценивать результаты своей деятельности, применять полученные знания в различных видах деятельности, а так же развитию творческого воображения, воспитании воли, усидчивости, целеустремлённости.
С презентацией своего проекта я выступила на педагогическом совете ДОУ, где поделилась опытом работы со своими коллегами.
Список использованной литературы:
1. Купецкова Е.Ф. «Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений дошкольников» Пенза.2018.
2. Деркунская В.А. «Проектная деятельность дошкольников» Москва 2017.
3. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников» Детство-Пресс 2004.
4. Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» Москва. 2015.
5. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников» Москва. 1198.
6. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Просвещение.1991.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по легоконструированию в подготовительной группе. Лягушка