Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Летние опыты и эксперименты в детском саду

Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет
Опыты с дошкольниками на прогулке в ДОУ
Автор: Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.

Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Я хочу предложить вашему вниманию опыты, которые мы провели совместно с детьми на участке детского сада. Дети по природе своей – исследователи и необходимо помочь им делать открытия, дать возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать, делать выводы экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Опыты доступны детям 3-7 лет.
Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем возникает задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыты с воздухом.
«Почувствуй воздух»

Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Воздух повсюду».


Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.
«Воздух работает»




Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»


Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Я вижу воздух»


Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»

Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»


Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Возникновение звука»

Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны.

Опыты с солнечными лучами.
«Свет и тень»

Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
«Таинственные стекла»

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
«Знакомство с лупой»




Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через лупу.
«Солнечные зайчики»

Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
Опыты с песком.
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый, красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»

Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»


Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»





Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»

Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»

Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»

Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Это происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
«Волшебный рисунок»



Задача: дать детям представление о том, что песком можно рисовать.
На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок, нарисованный песком.
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
Часть1 смотрите по адресу:
/blogs/proshina-vera/opyty-i-yeksperimenty-s-doshkolnikami-na-progulke-letom.html
Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Как организовать прогулки летом с детьми в ДОУ Сценарий летнего развлечения «В гости к Ёжику». Младшая группа Сценарий летнего праздника в детском саду на тему Экология Сценарий летнего развлечения «Летние забавы с Машей и медведем». Средняя группа

Похожие статьи:

Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду

Лето в ДОУ

Про лето для дошкольников

Участник №107 творческого конкурса для детей и педагогов «Лето красное»
Опыты и эксперименты летом на участке детского сада | Флористика для дошкольников
Опубликовано: 3395 дней назад (6 августа 2015)
Просмотров: 61887
+29
Голосов: 29
Наталья Викторовна Мишина # 7 августа 2015 в 11:13 +3
Здравствуйте, Вера Ивановна. У вас замечательный материал. Лето хорошая пора для многих опытов и конечно же таких как с водой, песком, воздухом. У Вас интересные, занимательные и главное познавательные подобраны опыта, которые может сделать ребенок. Спасибо за материал. Возьму себе в закладки smile
Светлана Олеговна Часовских # 7 августа 2015 в 13:32 +3
Спасибо за такой замечательный материал! Взяла себе в копилочку. Я думаю, Ваш материал пригодится многим воспитателям. Голос.
Анна Дмитриевна Перевера # 7 августа 2015 в 18:44 +2
здравствуйте, Вера Ивановна. У вас очень хороший материал с удовольствием им воспользуюсь!!! голосую.
Екатерина Петровна Беликова # 9 августа 2015 в 14:49 +5
Здравствуйте, Вера Ивановна. Познакомилась с Вашим материалом "Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет". Меня это заинтересовало, так как являюсь мамой очень активных и любознательных детей: трехлетней дочки и двухлетнего сына. Многое из описанного Вами мои дети пытались делать сами, а я считала это баловством и делала им замечания. Теперь понимаю, как я не права. Цель подобного баловства - развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, солнечным светом, песком. Пуская пузыри через трубочку в чае, компоте, рассыпая повсюду песок (пересыпая из одной емкости в другую), переливая сок из одного стакана в другой, бросая в ванну во время купания все, что попадается под руку (флакон шампуня, мыло, шорты), дети расширяют свой кругозор, развивают творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности, они учатся устанавливать закономерности и связи в явлениях окружающего мира, чтобы делать самостоятельные выводы и умозаключения.
Вы представляете ряд опытов и экспериментов, интересных и доступных дошкольникам, к каждому виду деятельности Вы указываете задачу и вывод, то есть для чего это делается, что из увиденного следует. Таким образом детки наблюдают, анализируют, обобщают и систематизируют полученные знания. Во время подобных опытов ребята развивают логическое мышление и формируют собственное мнение о происходящем.
Буквально вчера набрала в таз воды (мыть полы), вышла на улицу за тряпкой, возвращаюсь, а мои "исследователи" бросают в воду игрушки одну за другой, а вода через край льется. Я поругала. Теперь понимаю, что это эксперимент был. И высыпанные из ящика помидоры, и отрезанная челка, - я теперь многие проступки своих детей объяснить могу. А мне все говорят, что у меня дети непослушные, невыносимые. А они у меня ИССЛЕДОВАТЕЛИ!!! Значит, мои более любознательные, чем те, что послушные!? Раньше даже не задумывалась.
Замечательный материал! Методически верно оформлен: указаны автор, описание работы, цель и задачи, имеются фотографии, задачи и выводы по каждому эксперименту, все объяснено и обосновано. Спасибо за вашу работу! Буду внимательнее к детям. Отдаю голос!
Тамара Буланкина # 9 августа 2015 в 22:54 +2
Вера Ивановна, спасибо за интересные и разнообразные опыты и эксперименты!
Бесценная подборка! Как интересно, благодаря Вам, проводят лето юные исследовали, активно познавая окружающий мир! Голос! Дальнейших творческих успехов и удачи!
Татьяна Александровна Толстикова # 9 августа 2015 в 23:09 +3
Вера Ивановна, добрый вечер! Сколько удивительных открытий сделали ребятишки благодаря Вам. Действительно, всё, к чему мы привыкли и не обращаем внимания, имеет своё объяснение, надо только помочь ребёнку увидеть и понять это самому. Замечательная публикация! Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Алла Ивановна Ефимова # 9 августа 2015 в 23:25 +2
Вера Ивановна спасибо вам за опыты. Они уже коллегам пригодились. Ведь когда им еще играть и эксперемментировать, если не в детстве. Желаю удачи и примите голос.
Татьяна Леонидовна Столетова # 10 августа 2015 в 14:24 +2
Познакомилась, Вера Ивановна, с Вашими материалами. Эта разработка так же как и первая интересна и познавательна. Пригодится многим молодым педагогам и родителям. Ваша работа достойна конкурса. Мой голос +1.
Вера Александровна Орехова # 10 августа 2015 в 15:58 +3
Вера Ивановна, спасибо за приглашение!
Здорово! !! По фотографиям видно как дети увлечены, с каким интересом наблюдают, сравнивают. Вы развиваете кругозор у детей, любознательность, творческую активность.
С удовольствием голосую + 1.
Желаю дальнейших творческих успехов! ! !
Надежда Евгеньевна Скорых # 10 августа 2015 в 21:30 +5
Добрый вечер, Вера Ивановна! Познакомилась с Вашей работой и судя по фотоматериалу увидела, что каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно, что Вы не даете этому стремлению угаснуть, способствуете их дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки благодаря организованной Вами деятельности особое место. Голос №13
Светлана Александровна Колесникова # 10 августа 2015 в 21:59 +3
Добрый вечер, Вера Ивановна! С удовольствием познакомилась с вашими экспериментами на природе. Очень интересно, дети увлеченно во всем участвуют. Прекрасное методическое пособие. Голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 11 августа 2015 в 11:39 +3
ОТЛИЧНАЯ СЕРИЯ ОПЫТОВ!
Здорово, что такая работа проводится уже в таком возрасте, когда дети очень любознательны. Голос
Ирина Николаевна Ступченко # 11 августа 2015 в 17:51 +2
Спасибо за такой замечательный материал! Взяла себе в копилочку. Я думаю, Ваш материал пригодится многим педагогам. Голос.
Светлана Николаевна Четверикова # 11 августа 2015 в 18:33 +3
Добрый вечер, Вера Ивановна! Ваша работа интересна по содержанию, много опытов - все подтверждено фотографиями. Замечательные лица детей, которые выражают удивление и радость познания. Можно сказать - Вы создали копилку экспериментов в природе. Копилка составлена грамотно и методично. Дети экспериментаторы - так они узнают первые основы физики, химии, а педагог им помощник. Спасибо Вам и удачи! Мой голос Вам!
Елена Горбунова # 11 августа 2015 в 21:44 +1
Вера Ивановна, спасибо за приглашение! Приятно познакомиться еще с одной полноценной картотекой опытов, которую Вы собрали и представили. Лето - пора активного познания детьми природы, активного исследования и саморазвития, через экспериментальную деятельность. Голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 12 августа 2015 в 18:50 +2
Добрый вечер, Вера Ивановна! Познакомилась с Вашей работой "Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет". По фотоматериалу увидела, что каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и педагог, воспитатель умело направляет эту активность в мир исследования! Действия и явления для нас обычные у ребёнка пробуждают интерес, любопытство и восторг открытия! Пусть наши дети открывают для себя новое, интересное в повседневных предметах, явлениях. Это прекрасно! Мой голос. С уважением Т.П.
Надежда Васильевна Быкова # 13 августа 2015 в 12:32 +3
Здравствуйте, Вера Ивановна! Как повезло вашим детям, что у них есть Вы, увлеченная своей работой! Как здорово, что Вы приучаете детей с детского сада наблюдать, экспериментировать, делать простейшие выводы! Замечательный материал, занимательные и познавательные подобраны опыты! Дети увлечены, с удовольствием экспериментируют. Примите голос
Анастасия Викторовна Кузнецова # 16 августа 2015 в 10:21 +1
Здравствуйте!Ваша разработка опытов и экспериментов с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми очень интересна,и очень кстати.С Вашего позволения возьму себе в закладки.Завтра попробую со своими детками несколько экспериментов.Голосую!
Светлана Михайловна Соломонова # 17 августа 2015 в 15:14 +1
Уважаемая Вера Ивановна! С удовольствием познакомилась с вашими экспериментами на природе. Сколько удивительных открытий сделали ребята благодаря Вам, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Вы приучаете детей наблюдать,пробовать, экспериментировать, исследовать и делать выводы! Дальнейших Вам творческих успехов и удачи! ГОЛОС
Сидорова Зоя Григорьевна # 18 августа 2015 в 00:03 +1
Вера Ивановна! Замечательная серия опытов и экспериментов с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет.Очень ценно то, что все они сезонные, достаточно хорошо описана подготовка и организация опытов, а это очень важно. Огромное спасибо, что поделились своими наработками, опытом работы в данном направлении. Сразу взяла в закладки и обязательно буду внедрять в работу с детьми. Чудесные фотографии отлично иллюстрируют каждый эксперимент, что способствует лучшему пониманию организации опыта. Всего вам доброго! Голос!
Зоя.
Любовь Анатольевна Судьбина # 18 августа 2015 в 11:39 +1
Сама бы с превеликим удовольствием вместе с Вашими ребятишками исследовала всё - и воздух, и песок, и солнечные лучи, и всё вокруг - ведь это Вы с детьми открываете МИР!!! Сколько всего интересного Вы, Вера Ивановна, нам показали! Как вдохновенно ребятишки всё исследовали!... Спасибо, что поделились своим опытом и порадовали нас своими исследовательскими успехами! +1
С уважением, Л.А.
Ольга Васильевна Яковлева # 29 августа 2015 в 00:01 +2
Здравствуйте, Вера Ивановна. Отличную серию опытов с воздухом и песком Вы предложили. По предложенным фотографиям видно, что дети увлечены. В экспериментальной, поисковой деятельности дети познают окружающий мир! Это превосходно. Публикация заслуживает самой высокой оценки! Творческих успехов и удачи в конкурсе! голос
Марина Викторовна Княжева # 16 сентября 2015 в 23:28 +1
Вера Ивановна, прекрасное продолжение! Публикация заслуживает самой высокой оценки! Творческих успехов и удачи!!!
Валентина Николаевна Виденеева # 18 сентября 2015 в 10:41 +1
Здравствуйте,Вера Ивановна!
С удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой. Материал мне очень понравился, интересный, насыщенный, содержат интересные мотивации, всё соответствует заявленному возрасту, посвящено одной теме. Я работаю по теме "Детское экспериментирование" и Ваш материал возьму на заметку.

Успехов Вам в дальнейшей работе! С уважением, Валентина.
Валентина Николаевна Разумова # 9 мая 2016 в 14:35 +1
Вера Ивановна, актуальный, познавательный, интересный материал в преддверии лета. Спасибо, беру в закладки.
Ольга Евгеньевна Васильева # 11 ноября 2017 в 15:35 +1
Вот чем можно и нужно занимать детей летом на прогулке. Отличный материал. Скачала себе полностью. Буду использовать на летней прогулке. Особенно понравился рисунок с песком и клеем.