Русский язык 5 класс. Звонкие и глухие согласные. УМК: С.И. Львова, В.В. Львов
Автор: Розова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ № 252" города Санкт-Петербурга
Класс: 5
Тип урока: урок повторения
Цель урока: вспомнить, что мы знаем о звонких и глухих согласных
Задачи:
Образовательные:
- повторение классификации согласных;
- повторение правил правописания проверяемых безударных гласных в корне и оглушающихся согласных на конце слов;
- отработка навыков чтения;
- написание лингвистического сочинения (подготовка к части С2 в ГИА)
Воспитательные:
- воспитание умения работать в парах при взаимопроверке.
Развивающие:
- развитие лингвистического чутья.
УМК: С.И. Львова, В.В. Львов
Методы и приёмы: лингвистическая сказка, упражнение,
Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, аудиозапись, учебник, тетрадь.
Использованный материал:
1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – СПб.: Тригон, 1997.
2. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2). – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
3. Фокина Л. Шаблон презентации.
4. Таблица «Звонкие и глухие согласные».
Ход урока
1. Организационный этап. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех сегодня видеть! Садитесь, пожалуйста, на свои места.
2. Этап проверки домашнего задания. Упр. 8. Один ученик комментирует получившее задание. Затем взаимопроверкой сверяем со слайда. Звуки появляются по щелчку.
- Какие орфограммы встретились в домашнем упражнении? (проверяемые гласные в корне, оглушение согласных на конце слова).
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Ученик читает стихотворение (Слайд 2).
В классе пишут под диктовку:
«Я принёс из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принёс из леса грипп».
Ну, скажите, почему
Так послышалось ему?
Игроки владеют басом,
А певец - завидным пасом,
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везёт ему?
(Р. Юзва)
- В чём особенность данного стихотворения? (обыгрываются слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному).
- За счёт каких звуков такая языковая игра становится возможной? (звонких и глухих согласных)
- Чему будет посвящён нас сегодняшний урок? (Мы будем изучать глухие и звонкие согласные)
- Что мы должны будем сделать, чтобы осуществить заданную тему? (вспомнить, что такое звонкие и глухие согласные, вспомнить, как пишутся согласные в конце слова).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Прослушаем текст (аудиозапись).
Кто важнее?
В королевстве Азбуковедения всегда были мир и покой. Но вот однажды звонкие и глухие согласные затеяли спор. Звонкие согласные уверяют, что на конце таких слов, как гриб, мороз, арбуз, нужно писать букву звонкого согласного звука. Глухие стали возражать:
— Нет, в этих словах надо писать глухую согласную.
Они хотели взять власть над звонкими и требовали доказательств. Звонкие приуныли: они не знали, как доказать, что они правы. Злодей- волшебник Глухомань заколдовал согласные звуки, поэтому они не могли вспомнить правила.
(По А. Губаревой).
- Как бы вы определили жанр данного текста? Свой ответ обоснуйте. (Лингвистическая сказка, потому что здесь грамматическое правило объясняется за счёт сказочных элементов: сказочное королевство, волшебники, звуки умеют разговаривать)
- Какому орфографическому правилу посвящена данная сказка? (оглушение согласных на конце слов)
- Как помочь разрешить этот спор? Помогите «расколдовать» звонкие, вспомнив правило «Правописание согласных в корне слова». (Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными, нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной)
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
- Спишите предложения, подбирая проверочные слова к словам с пропусками букв:
1. Зимою шу…ка не шу…ка.
2. Ко…ке игру…ки, а мы…ке слё…ки.
3. Нет лучшего дру…ка, чем родная матушка.
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
- Могут ли слова состоять только из глухих или только из звонких согласных? Докажите, используя конструкцию: Учёные установили, что...
Учёные установили, что слова могут состоять как только из звонких согласных (абажур, грань), так и только из глухих согласных (тишь, шёпот).
- Составьте три букета: в первый входят цветы, в названиях которых только звонкие согласные; во втором — только глухие, в третьем — в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные звуки. Какой букет оказался самым большим?
Только звонкие Только глухие И звонкие и глухие
Роза
Лилия
Герань
Гербера и т.д. Фикус
Кактус и т.д. Флокс
Астра
Тюльпан
Гладиолус
Нарцисс
Гвоздика
Ромашка и т.д.
6. Этап применения знаний и способов действий. Выполним упр. 10. На сколько групп можно разделить все слова, предложенные в упражнении?
На 8:
[c]: сварить, бесчисленный
[с’]: бессрочный, ссора
[с]: сильный, сердиться
[ж]: сжечь
[з]: сделать
[з’]: косьба
[щ]: расщедриться, счётчик
[ш]: сшить
Двое учеников у доски проводят фонетический разбор выделенных слов.
Сварить [сварúт’] – 2 слога
С – [c] – согл., тв., глух.,
В – [в] – согл., тв., звон.,
А – [а] – гласн., безудар.,
Р – [р’] – согл., мяг., звон.,
И – [ú] – гласн., удар.,
Т – [т’] – согл., мяг.. глух.,
Ь – []
7б., 6зв.
Сильный [с’ úл’нъj]  2 слога
С – [с’] - согл., мяг.. глух.,
И – [ú] – гласн., удар.,
Л – [л’] – согл., мяг., звон.,
Ь – []
Н – [н] – согл., тв., звон.,
Ы – [ъ] – гласн., безудар.,
Й – [j] – согл., мяг., звон.
7б., 6зв.
7. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Какой вывод можно сделать из данного упражнения? (не только звонкие согласные могут оглушаться на конце слов, но и глухие согласные могут озвончаться)
- В каких позициях глухие согласные могут озвончаться?
- Вспомним, какие звуки относятся к звонким, какие к глухим. Какие звуки могут оглушаться или озвончаться? (только те, которые имеют пару по глухости/звонкости)
8. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Напишите сочинение на основе плана:
1. В каком разделе языка изучаются гласные и согласные буквы?
2. Как образуются гласные звуки?
3. В чём особенность образования согласных звуков?
4. Что нужно учитывать при написании согласных букв на конце слов?
5. Какие орфографические правила связаны с фонетикой?
Гласные и согласные звуки изучаются таким разделом языкознания, как фонетика.
При образовании гласных звуков поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая преград.
При образовании согласных звуков поток воздуха встречает преграду в ротовой полости, поэтому согласные звуки мы не можем тянуть.
С фонетикой связаны такие орфографические правила, как озвончение и оглушение согласных, правописание безударных гласных.
9. Этап коррекции знаний и способов действий.
Подчеркните (выделите маркером) в своём сочинении слова-термины.
Гласные и согласные звуки изучаются таким разделом лингвистики, как фонетика.
При образовании гласных звуков поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая преград.
При образовании согласных звуков поток воздуха встречает преграду в ротовой полости, поэтому согласные звуки мы не можем тянуть.
С фонетикой связаны такие орфографические правила, как озвончение и оглушение согласных, правописание безударных гласных.
10. Этап информации о домашнем задании. Дома вам необходимо выучить позиции, в которых глухие согласные озвончаются, и выполнить упр. № 12. В этом задании необходимо затранскрибировать все слова, чтобы сделать вывод о смыслоразличительной роли звука, а также вам следует добавить к предложенным словам свои примеры.
11. Этап подведения итогов занятия. Комментировано выставляются оценки и подводятся итоги.
- Чему был посвящён наш сегодняшний урок?
- Что было знакомо? А что нового мы узнали?
- все ли задачи урока, поставленные в начале, решены?
12. Этап рефлексии. Оцени своё настроение на уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока чтения в 7 классе коррекционной школы 8 вида.
Отчёт по теме самообразования «Информационно - коммуникативные технологии в начальной школе»
Проблемные методы на уроках технологии
Викторина по русскому языку с ответами для 10 - 11 класса
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»