Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социализация обучающихся воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Социализация обучающихся воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Статья.
Автор: Сабитова Римма Абдрасиковна учитель СБО
Место работы: ОГКОУ «Школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 88 «Улыбка»»
Статья: Социализация обучающихся воспитанников с НОДА
Модернизация россииского образования, гуманистические взгляды педагогов и психологов на сущность специального образования, выдвигают на первыи план проблему оптимизации развития потенциальных возможностеи каждого обучающегося. В свете этого возрастает роль успешнои социализации детеи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Понятие социального развития (социализация) включает контактность и формы контакта, развитие средств общения, эмоциональную сферу, навыки самообслуживания. Социализация, иными словами социальная адаптация. Основа духовного развития, способность строить индивидуальное и групповое поведение в соответствии с нормами и правилами окружающей социальной системы.
Отклонения в развитии ребенка приводит к его выпадению из социально-культурного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Общим результатом образования обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) должен стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, обеспечивающие нормализацию его жизни.
Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в посильной трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому необходимо заранее подготовить обучающихся к предстоящему взаимодеиствию с окружающими, научить правилам поведения в общественных местах, коммуникации, навыкам самообслуживания и взаимопомощи. Этими навыками, и умениями обучающиеся овладевают на занятиях по социально-бытовои ориентировке (СБО).
Целью социально-бытовой подготовки воспитанников с НОДА является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, умений и навыков, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
На специальных коррекционно-развивающих занятиях по социально-бытовои ориентировке у обучающихся формируется умения обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, что предполагает владение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Совокупность этих знаний и умений в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.
К жизненно важным компетенциям относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (ремонтная мастерская, ателье, столовая, кафе, парикмахерская и другие), связи (почта, телефон, интернет), культуры (театр, библиотека, музей, кинотеатр) и общественного транспорта.
В жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которые следует обращаться в таких случаях (поликлиника, аптека, больница, служба «скорой помощи», МЧС), и уметь оказывать некоторую медицинскую помощь.
Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представления о деньгах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на неделю, месяц, рационально использовать деньги.
Особое значение для человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет умение разумно организовать свой досуг [4].
Одно из важнейших условий, способствующих социализации воспитанников с НОДА, - формирование у них умений общения: правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; связно и логично выражать свои мысли; соблюдать очередность в разговоре; внимательно выслушивать ответы; пользоваться формулами речевого этикета; благодарить за ответ, услугу.
Педагоги должны помочь ребенку с ОВЗ освоить нормы культуры взаимоотношений между людьми, способствовать принятию этих норм.
Формируя у учащихся отношение к социально-культурным ценностям и соответсвующие нормы поведения, очень важно воспитывать в них такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, заботливость, участливость, стремление оказать помощь, услугу. Все это способствует воспитанию эмоционально положительного отношения к окружающим, что имеет огромное значение для успешности процесса интеграции ребенка с НОДА в общество.
Немаловажное значение для организации человеком независимого и достойного образа жизни имеет и сформированность у него таких волевых качеств и умений, как самостоятельности, решительности, ответственности, инициативности, активности, умения преодолевать трудности и доводить дело до конца.
Ребенка с НОДА необходимо обучать актуализировать имеющиеся знания и умения в нужной ситуации; сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения; анализировать разнообразные жизненные ситуации, оценивать их.
Таким образом, одним из важнейших средств обеспечения человеку с ограниченными возможностями здоровья максимально возможной для него самостоятельности и независимости является коррекция нарушений его познавательной деятельности, преодоление «социального вывиха» и введение его в культуру, по разным причинам выпадающего из нее [ 2; 3; 4]
Библиографический список использованной литературы
1.Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М.Астапов. - М, 1997. -248с.
2.Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие [Текст]/ Т.В.Варенова.- Мн.: Асар, 2003. - 232 с.
3.Выготский. Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] \ Л.С.Выготский. - М.:Педагогика, 1994. -368 с.
4.Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. \ Под ред. А.М.Щербаковой. - М., 2003.
5.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р.Маллер. -М.:Академия, 2000 -289 с.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционная работа в начальных классах Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений" Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Участник №169 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Овечка из бумажных цветов своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Панно из природного материала своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3305 дней назад (4 ноября 2015)
Просмотров: 5206
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!