Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра для старших дошкольников "Украсим ёлку"

Дидактическая игра «Украсим ёлку»

Автор: Самарина Людмила Леонидовна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «ДСКВ № 120», город Братск
Данная игра предназначена для воспитателей логопедических групп, логопедов, а также родителей, дети которых посещают коррекционную группу. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятии, как его часть, а также в индивидуальной работе с детьми, как логопедом, так и воспитателем.  Родители могут использовать ее, играя со своим ребенком дома, работая по рекомендации логопеда, для автоматизации поставленных звуков.
Цель.
• Автоматизировать  и дифференцировать звуки в словах.
• Развивать у детей фонематический слух.
• Упражнять в делении слов на слоги.
• Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа.
• Закреплять счет предметов в пределах 10.

Ход игры

Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть,
                        Подходите, не зевайте,
                        В диалог со мной вступайте.
Ребята, вы любите наряжать елку к Новому году?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю украсить нашу елку волшебными шарами. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сначала повесим на елку шары, в названии которых есть звук «С». Каля, какой шарик ты повесишь на елку?
Коля. Я повешу – сосульку.
Воспитатель. Почему именно сосульку.
Коля. В ее названии есть звук «С».
Воспитатель. Произнеси, пожалуйста, медленно название своей игрушки, что ты слышишь?
Коля. В слове – сосулька два звука «С».
Воспитатель. А ты, Маша, какую игрушку выбрала?
Маша. Я выбрала снежинку.
Воспитатель. Почему, именно снежинка.
Маша. В этом слове тоже есть звук «С».
Воспитатель. Скажи, Маша, где в слове  - снежинка, находится звук «С»?
Маша. Звук «С» находится в начале слова.
Воспитатель. Предлагаю повесить игрушки на елку, куда вы хотите. Рассмотрите игрушки, здесь есть еще игрушки на звук «С»?
(Дети перебирают игрушки, находят еще шары,  в названии которых встречается звук «С»). Предлагаю детям повесить все игрушки, произнося четко звук «С».
(Дети выбирают шары: бусы, самолет, самокат, лиса, весы).
Воспитатель. Молодцы! Много шаров нашли со звуком «С». А теперь я предлагаю назвать игрушки, в названии которых звук «С» находится в середине слова.  
Дети называют:  лиса, весы, бусы.
Воспитатель. А теперь, те, в которых звук «С» находится в начале слова. Куда можно отнести слово – сосулька?
Варианты детей.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам выбрать, те игрушки, в составе которых находится два слога.  
Дети выбирают – лиса, весы, бусы (проверяют правильность своего решения хлопками).
Воспитатель. Маша, скажи, пожалуйста, а сколько слогов в оставшихся игрушках? Проверь свой ответ хлопками.
Маша произносит слова са-мо-кат, сне-жин-ка, со-суль-ка и говорит: «Здесь три слога».
Воспитатель. Коля, скажи, сколько слов с двумя слогами?
Коля. Три.
Воспитатель. Маша, ты согласна с Колей.
Маша. Нет. Он забыл слово – самолет.
Воспитатель.  Значит,  сколько слов, в которых три слога?
Коля – четыре.
Воспитатель. Что можно сказать про количество слов с двумя и тремя слогами?
Маша. Слова,  которых два слога – три, а в которых три слога – четыре слова.
Воспитатель. Каких слов больше?
Коля. Больше слов, в которых четыре звука.
Воспитатель. Маша, на сколько больше слов с четырьмя звуками, чем с тремя?
Маша. На один.
Воспитатель. Коля, сколько всего повесили игрушек?
Коля. Семь.
Воспитатель. Красиво мы нарядили нашу елочку? Ребята, представьте, праздник прошел, что мы делаем с елкой? Коля, мы снимаем игрушки и убираем их до следующего года.
Воспитатель. Предлагаю снять игрушки, которые находятся на самом верху.
Дети снимают игрушки,  еще раз четко произносят данный звук в слове. А теперь снимем игрушки с нижнего ряда. Где остались игрушки?
Дети. На середине елки.
Воспитатель. Сколько их.
Дети считают и отвечают.
Вариант №2.  направлен на закрепление поставленных звуков в словах.
Воспитатель предлагает нарядить елку игрушками. Дети берут те игрушки, которые им понравились, при этом четко произносят все звуки. Например. Я беру  рыбу, и вешаю ее на елку, а я беру  жука.
Воспитатель. Куда ты его повесишь.
Ребенок. Я повешу его с правой стороны.
Воспитатель. А сейчас предлагаю найти игрушку, в названии которой всех меньше слогов.
Дети произносят название каждой игрушки, проверяя хлопками или полосками количество слогов.
Дети. Самое короткое слово – жук.
Воспитатель. Почему?
Дети. В этом слове один слог, делают один хлопок.
Воспитатель. Молодцы, постарались, красиво нарядили елку. А сейчас мы ее будем разряжать. Сначала снимите мне игрушки, в названии которых есть звук «Ш». (Дети снимают игрушку с картинкой – мышь, шарик). А теперь, игрушки, в названии которых звук «С» находится в середине слова. (Дети снимают картинку с сосулькой, при этом им приходится еще раз четко произносить каждое слово). А теперь снимите оставшиеся игрушки, произнесите их название, какой звук чаще всего встречается в названии этих игрушек?
Дети. Звук «З».
Воспитатель. Почему так решили?
Дети. Мы снимаем шары, где нарисована звезда, заяц, ваза, зебра.
Воспитатель. Какое слово здесь лишнее, если, если обращать внимание на звуки?
Дети должны сказать - ваза, потому что, в этом слове звук «З», находится в середине слова, а в остальных слово начинается на звук «З». Могут назвать слово – звезда, потому что в этом слове два звука «З». Оба ответа будут правильными.
Вариант №3. Воспитатель предлагает повесить сначала те игрушки, в составе  которых два слога. Дети должны выбрать: ваза, заяц, звезда, рыба, лодка, белка, весы, лиса, бусы и т.д. Затем предлагаю повесить игрушки, в слове которых три звука. Дети выбирают самолет, самокат, ракета и т. д. На самую макушку предлагаю повесить игрушки, в составе которой один слог – шар, жук, мак и т. д.
Вариант №4. Украсить елку игрушками,  в названии которых встречается два одинаковых звука.
Дети должны выбрать – сосулька, звезда, люлька, шишка и т. д.
Вариант №5. Украсить словами. Дети составляют из букв слова и развешивают их на елке. Можно выложить звуковой анализ составленных слов. Спросить сколько в слове гласных звуков, сколько согласных, какие согласные звуки, мягкие или твердые. Сколько слогов в слове, как определить не отхлопывая?
Дети. Сколько в слове гласных звуков, столько слогов в слове.

PS: при выполнении задания воспитатель должен четко отслеживать поставленные звуки каждого ребенка.  Подбирать игрушки только те, в названии которых  идет  отработка поставленного  звука, т.е. автоматизация этого звука в словах, предложениях.

Похожие записи:

Дидактическая игра для старших дошкольников 5-7 лет. Архитектор Развивающая игра с палочками от мороженого для детей средней группы Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Валеологическое лото Новогодние аппликации из пластилина для детского сада
Опубликовано: 4049 дней назад (21 ноября 2013)
Просмотров: 10673
+1
Голосов: 1
Марина Вицкова # 21 ноября 2013 в 19:18 +1
Здравствуйте.Очень понравилась ваша дидактическая игра.И тема интересная новогодняя.Дети очень любят новый год и украшение елки дело интересное и поучительное.молодцы.Голосую!удачи вам и творческих успехов.
Галина # 22 ноября 2013 в 12:54 +1
Уважаемая Людмила, спасибо за игру. Очень понравилось ваше подробное описание вариантов игры. Ваша игра подсказала мне новые идеи её применения, спасибо!!!!
Ирина # 22 ноября 2013 в 13:02 +1
Спасибо за интересную методическую разработку. Актуальна в предновогодние дни. Можно использовать как в детском саду, так и дома.
Вера Анатольевна # 22 ноября 2013 в 13:15 +1
Людмила, спасибо за игру. Очень актуальна перед новогодними праздниками. Буду использовать в работе. Спасибо.
Надежда # 22 ноября 2013 в 15:33 +1
Людмила! Пособие действительно отвечает всем дидактическим принципам Позволяет активно развивать старших дошкольников в самой доступной для них деятельности - игре.Решает задачи подготовки ребенка к школе.Доступна для тиражирования.Актуальна по тематике в преддверии Нового года. Здорово,что ваша методическая разработка может применяться не только воспитателями в детском саду,а и учителями-логопедами в работе с детьми,имеющими нарушения в развитии речи и их родителями.
Ирина Александровна # 22 ноября 2013 в 16:17 +1
Людмила! Ваша работа очень меня заинтересовала. Я тоже работаю с детьми с нарушением речи и ваша игра прекрасно подходит мне для закрепления у детей поставленных звуков. Кроме этого в игре непринужденно закрепляются математические навыки детей.Предложу родителям использовать вашу игру в домашних условиях.Желаю вам удачи.
Нина Николаевна Тырданова # 30 ноября 2013 в 00:00 0
Спасибо за интересную дидактическую игру. Она не только способствует развитию  речи детей, но и формирует внимание и память. Дальнейших Вам успехов!