Конспект познавательно-игрового занятия с детьми подготовительной группы «Рассказ о дереве по опорной схеме»
Конспект познавательно-игрового занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепление умений составлять описательный рассказ по схематическому плану.
Задачи: Закреплять умение детей работать со схемой. Закреплять употребление в речи относительных прилагательных, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Развивать память, воображение.
Оборудование: предметные картинки по теме «Деревья», опорная схема для описания дерева, конверты с заданиями, схема участка.
Ход
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами, а куда догадайтесь. Посмотрите внимательно. Что вы видите вокруг себя?
Дети: Деревья.
Воспитатель. Правильно. И прежде, чем перейти к выполнению заданий, отгадайте загадки.
Есть друг веселый у людей
Веселый друг, хороший
Он всем протянет сотни рук
И множество ладошек…
Дети: Это лес!
Воспитатель. Верно, ребята!
Ребята ее знают
В новый год всем помогает
Хоть в иголках круглый год,
Но ничего сама не шьет. (Ель)
Наряд красивый у нее
Сарафанчик беленький.
Русская красавица
Всем она понравится. (Береза)
Гроздья алые горят
Птицы прилетают
И большой и маленький
Все ее узнают. (Рябина)
Загрустила, загрустила
В речку кудри опустила
Загрустила – и молчит
Никому не говорит. (Ива)
Основная часть
Воспитатель. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, какие деревья растут в хвойном лесу?
Ответы детей: Деревья, у которых вместо листвы иголки. Это ели, сосны.
Воспитатель. А какие деревья растут в лиственном лесу?
Ответы детей: Деревья с листьями. Это липа, береза, клен и др.
Воспитатель. А какие деревья растут в смешанном лесу?
Ответы детей: Разные. И лиственные и хвойные.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка. В посылке - конверты. Это - задания. Но прежде, чем начать выполнять задания, разобьемся на команды. Справа встанут те ребята, которые считают, что они высокого роста, а слева – низкого роста. Посередине – среднего роста. Каждая команда выбирает капитана.
Капитаны берут конверты, вскрывают.
Игра «Дерево из пазлов»
В конверте находятся части дерева, каждая команда собирает пазлы.
Воспитатель. Назовите дерево, которое вы собрали. По ходу проводится игровое упражнение «Один – много», например, дуб - дубы.
Капитаны вскрывают следующие конверты. В конвертах находятся карточки с изображением деревьев. На столах разложены листья с разных деревьев, разного цвета. Проводится игра «Дерево - листок».
Каждый ребенок берет карточку с изображением дерева, проходит к столу и кладет картинку рядом с тем листком, который соответствует, по его мнению, данному дереву.
Ответы детей:
- Это дерево каштан, а лист каштановый.
- Это дерево дуба, а лист дубовый. И т. д.
Физкультминутка
У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Заяц по лесу бежит
В дом к нему стучит
«Стук, стук, стук! Дверь открой,
Там в лесу охотник злой»
«За - за - забегай, лапу мне давай!» (см. зарядка. Е. Железнова)
Командам предлагается составить с помощью опорной схемы рассказ-описание об одном из деревьев леса.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением тех деревьев, о которых они хотели бы составить рассказы.
Воспитатель. Ребята, рассмотрите картину. Ответьте на вопросы.
Что это за дерево? Величина дерева: высокое или низкое? В каком лесу чаще произрастает? Назови части дерева? Какие у него плоды? Какие происходят изменения в течение года: зимой, весной, летом и осенью? Приносит ли пользу людям, и какую?
Воспитатель. Сейчас по схеме и вопросам я составлю рассказ. А затем каждая команда попробует составить рассказ о дереве.
Рассказ воспитателя
Это дуб. Дуб – большое лиственное дерево. Дуб растет в лесу. Форма листьев - овальная. У него коричневый, толстый ствол. Питается дуб с помощью корней. Плоды – желуди. Весной на дубе появляются зеленые листочки. Так дуб стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Из дуба можно сделать различные поделки. Кора дуба используется в медицине. Плоды дуба служат пищей лесным животным.
По аналогии дети составляют свои рассказы о деревьях.
Воспитатель. На этом закончилась первая часть нашего занятия.
Перейдем ко второй части.
Детям предлагается схема участка с расположением модулей: веранда, песочница, домик, стол, лавочка, машина.
Воспитатель. Я попрошу вас, пользуясь схемой участка, посадить те деревья, которые, по – вашему мнению, необходимы. Выберите не более 5 пяти деревьев, и разместите их на участке. Деревья могут повторяться. Для этого предлагается использовать начальные буквы, с которых начинается название того или иного дерева (б- береза, р – рябина, л – липа и др).
Молодцы!
Итог.
Вот и закончилось наше занятие. Вами были выполнены задания. Очень приятно было увидеть, как вы работаете в команде и можете проявить самостоятельность при работе со схемой.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе. Мой любимый город
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей подготовительной группы д
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Профессии
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада