Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект для учащихся среднего и старшего звена

Проект по теме "Зрение - бесценный дар природы"

Автор: Шарипова Нурсулу Кадырбековна, учитель технологии Многопрофильной гимназии №5 "Тандау", г. Кокшетау, Казахстан
Описание материала: предлагаю Вам проект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и среднего звена. Этот проект направлен на здоровья детей, сохранения их зрения и профилактики путем гимнастических упражнений для глаз.
Объект исследования: влияние окружающей среды на зрение человека.
Цель работы: исследовать влияние окружающей среды на здоровье человека, а именно на зрение учащихся многопрофильной гимназии №5 «Тандау», разработать комплексные упражнения для профилактики дефектов зрения.
Гипотеза: из всех органов чувств самое главное значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Поддерживать хорошее зрение и предупреждать многие глазные заболевания - задача актуальная.
Методы исследования:
а) Теоретические:
- изучение литературы об органах зрения;
- систематизация материала по проблемам зрения;
- анкетирование школьников;
- наблюдения.
- обобщение полученных результатов проведенного исследования
б) Практические:
- беседа со школьной медицинской сестрой;
- создание комплексных упражнений для профилактики дефектов зрения;
- проверка комплексных упражнений на экспериментальных группах.
Область практического использования результатов: упражнения, приведенные в данной работе, можно использовать для определения степени нарушения зрения.
Новизна исследования: работа современных людей, как правило, немыслима без постоянного контакта с компьютером, телефоном, планшетом, а значит - как с общим перенапряжением, так и с утомлением глаз. С этой задачей помогут справиться составленные нами упражнения для глаз, прошедшие исследования в рамках нашей гимназией.
Результаты работы:
1) Исследовав влияние окружающей среды на здоровье человека, были разработаны комплексные упражнения для профилактики дефектов зрения.
2) На основе проведенных исследований выявлены следующие положительные воздействия гимнастики для глаз:
- их выполнение не требует определенного места;
- данные упражнения можно выполнять во время уроков, дома, на работе.
Введение.
Проблемой XXI века является проблема заболеваний органов зрения. Если раньше “гордое” звание “очкарика” носили единицы, то сегодня обладателей волшебных стекол становится все больше и больше. К сожалению, заболевание зрения имеет тенденцию к “омоложению”. Глаза — удивительный орган человеческого организма. Благодаря им мы познаём окружающий мир с самого рождения. На глаза мы обращаем внимание при первом знакомстве с человеком и смотрим в них при беседе. Можно сказать, что глаза являются проводником внутреннего мира человека в мир окружающий нас, ведь, глядя в глаза, мы видим настроение собеседника, видим, счастлив ли он или же огорчен.
Целью исследования является ответ на данный вопрос. Актуальность данной работы состоит в разработке, на основе исследования, специальных упражнений для профилактики дефектов зрения. Очень важно следить за состоянием своего зрения. Проверка остроты зрения уж точно не навредит, а наоборот, поспособствует тому, чтоб как можно раньше выявить проблемы, связанные с функциями зрительного анализатора. Ведь глаза — это окна в мир.
В эпоху научно – технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств, и в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, согласно данным медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем – и должны! – бороться за хорошее зрение и его сохранение.
1 Зрение
1.1 Строение глаза.
Из курса биологии мы знаем, что зрение одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на периферию, то имеют в виду, прежде всего сетчатку. По существу, это не только соприкасающийся непосредственно с внешним миром приемник всех его световых волн и импульсов, но и первый их самостоятельный анализатор. Именно в сетчатке происходит переработка, трансформация внешней световой энергии в электрический импульс нейрона (приложение 1)[2].
Толщина оболочки сетчатки (ретины) весьма мала, достигает 0,14мм. Один из самых важных участков сетчатки – так называемое желтое пятно, область которого является местом наилучшего зрения. Эта область находится у человека на 3-4 мм к виску и вверх от места (она преимущественно заполнена колбочковыми фоторецепторами и имеет овальную форму). Здесь сетчатка максимально утончается (0,008 мм) благодаря сокращению всех слоев, кроме слоя колбочек. Существует мнение, что в этой области возможно лишь дневное, цветное, зрение, при помощи которого мы воспринимаем все многоцветье мира.

1.2 Стереоскопическое зрение.
Одним из разновидностей зрения является стереоскопическое зрение. Стереоскопическое зрение – это процесс, позволяющий количественно оценивать глубину на основе анализа двух изображений с левой и правой сетчаток, которые несколько отличаются друг от друга
Наша способность ощущать стереоэффект зависит от четырех условий [2]:
1. Имеется много косвенных признаков глубины - частичное заслонение одних предметов другими, параллакс движения, вращение предмета,относительные размеры, отбрасывание теней, перспектива.
2. Если мы фиксируем взглядом какую – то точку в пространстве, то проекции этой точки попадают в центральные ямки обеих сетчаток. Любая точка, которая оценивается как расположенная на том же расстоянии от глаз, что и точка фиксации, образует две проекции в корреспондирующих точках сетчаток.
3. Стереоэффект определяется простым геометрическим фактом – если некоторый объект находится ближе точки фиксации, то две его проекции на сетчатках оказываются дальше друг от друга, чем корреспондирующие точки.
4. При горизонтальном смещении проекций больше чем на 20 или вертикальном смещении больше нескольких угловых минут возникает двоение.
Некоторые проблемы, связанные со стереоскопическим зрением.
Обработка некоторых бинокулярных стимулов происходит в зрительной системе совершенно непонятными способами.
2 Дефекты зрения.
2.1 Близорукость.
Близорукость, или Миопия — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что глаз слишком сильно фокусирует (относительно данного переднее -заднего размера глазного яблока) [3].Человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками/линзами с минусовыми диоптриями.
2.2 Дальнозоркость.
Дальнозоркость (гиперметропия) — это нарушение зрения, при котором ухудшается четкость изображения предметов, находящихся на близком расстоянии (20–30 см от глаз)
2.3 Астигматизм.
Астигматизм – это различное преломление световых лучей по осям глаза

3. Диагностика.
3.1 Методика выявления дефектов зрения.
Для исследования остроты зрения пользуются таблицами Головина-Сивцева (приложение3), в которых имеется 12 рядов знаков (букв и оптотипов колец Ландольта с разрывом) различной величины.

Тесты на выявление дефектов зрения:
Для правильной оценки зрения необходимо выполнить следующие условия:
 Включите общее освещение в комнате;
 Не наклоняйте голову, не щурьтесь;
 При проверке одного глаза второй нужно закрыть ладонью или плотным листом бумаги, а не зажмурить;
 Проводить тест лучше в нормальном самочувствии, так как усталость, болезненное состояние, лекарства и алкоголь могут повлиять на результаты теста.
Тесты:
1. На близорукость/дальнозоркость
 Если «О» кажется вам более четкой или черной на красном фоне – это говорит о наличии у вас близорукости или тенденции к ней.
 Если «О» кажется вам более четкой или черной на зеленом фоне – это очень большая вероятность дальнозоркости.
2. На цветовосприятие
Посмотрите на таблицу и найдите 9 пар одинаковых по цвету клеток. Сравните результат с правильным ответом.
Ответ: Е1-D3,C3-E4,A4-B4,D2-D6,A1-D1,A2-C4,C2-E3,A6-E6,A5-C6.
 Если вы допустили более 2 ошибок – ваше цветовосприятие нарушено.
Цветовосприятие – способность глаза различить цвета и оттенки.
3. На дистрофию сетчатки (приложение 6).
Посмотрите на сетчатку каждым глазом поочередно. Сфокусируйте взгляд на центральной точке.
 Если вы не можете видеть, не отрывая взгляда от точки, все четыре угла сетки или линии кажутся вам волнистыми и искривленными, то велика вероятность наличия на сетчатке ваших глаз очагов поражений.
Дистрофия сетчатки – поражение сетчатки вследствие различных причин с образованием дистрофических очагов.
4. На астигматизм .
Посмотрите на изображение линованных квадратов каждым глазом поочередно:
 Если вы видите эти квадраты неодинаково черными, или один и более квадратов кажутся вам серыми – это признак астигматизма.
В результате диагностики, используя упражнения данного теста, обнаружилось у учащихся школы, ухудшение зрения (приложение №10,№10а).
Ещё одной важной составляющей нормального зрения является способность глаза к восприятию цветов – цветоощущение. Способность хорошо различать цвета имеет огромное значение в жизни человека, так как с помощью цветового зрения различают цветные сигналы, знаки, определяют цвет различных предметов, видят многообразные цвета природы.
4. Рекомендации по профилактике дефектов зрения
4.1 Советы по профилактике дефектов зрения
Для профилактики, выше сказанных дефектов зрения, следует учесть некоторые советы:
A. Освещение [6]
Желательны три типа освещения:
1. В местах чтения, письма, шитья. Настольные лампы не менее 100Вт, а торшер не менее 150Вт.
2. В местах для отдыха. В маленькой комнате достаточно света дает портативная лампа.
В больших комнатах необходимый эффект дают бра, различные источники скрытого света.
3. «Вспышка» для оживления интерьера. Отражение от полированного серебра, хрусталя и керамики дает эффект вспышки.
B. Как правильно смотреть телевизор?[7]
Глазам при просмотре телевизионных передач следует уделять такое же внимание, какое уделяется им при просмотре кинофильмов в кинотеатрах.
Там спинки кресел расположены вертикально, там дальнозоркий человек садится не на втором ряду, а идет назад, где его глазам более удобно. И наоборот, близорукие в кинотеатре садятся не в последние ряды, а достаточно близко, чтобы видеть без напряжения. Так рассматривайте свой телевизор как домашний кинотеатр и рассаживайте домашних соответственно их зрению
Глазам необходимо давать отдых при малейшей возможности, например всякий раз, когда кто-нибудь на экране произносит свой монолог. При этом можно заглянуть на изображение на экране, запомнив его, затем закрыть глаза или, что еще лучше, сделать пальминг, слушая телевизор. Это не повредило бы вашим ощущениям. Тогда глаза не утомлялись бы и были готовы к следующей программе.
С. Как снять напряжение с глаз от работы за компьютером?[8]
Постоянные пользователи компьютера, помимо проблем с глазами, часто испытывают боль в шее, чувство напряжения в плечах и спине, потому что они долгое время удерживают голову в не обычном положении. Постарайтесь принять естественную позу для работы, не вызывающую напряжения в спине, шее и мышцах плеч, что позволит глазам спокойно смотреть на экран.
ИНГРА: Хранитель глаз. Программа предназначена для повышения продуктивности работы и профилактики глазных болезней у пользователей ПК за счет снятия зрительного утомления. Использованные в программе рекомендации по профилактике зрительного утомления взяты из открытых источников, они разработаны и предложены МНИИ глазных болезней им.Гельмгольца, Всемирной организацией здравоохранения, Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

4.2 Комплексные упражнения для профилактики дефектов зрения.
Исследуя испытуемые группы, были разработаны комплексы упражнений, для классов соответственного каждого звена. Их можно проводить на каждом уроке, в течение пяти минут. Упражнения способствуют улучшению зрения, его профилактики. Выполнение комплексных упражнений рекомендуется ежедневно.

Заключение
Из всех органов чувств самое главное значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни, начиная в утробе матери. Поддерживать хорошее зрение и предупреждать многие глазные заболевания - задача актуальная.
Исследуя влияние окружающей среды на здоровье человека, а именно на зрение учащихся школ, были выявлены следующие дефекты зрения: миопия, гиперметропия, астигматизм. Большая часть учащихся школы страдает миопией.
При работе были использованы методы исследования:
а) Теоретические:
- изучение литературы об органах зрения;
- проведение теста, обработка данных
- изучение карточки здоровья учащихся гимназии, обработка данных
- систематизация материала по проблемам зрения;
- обобщение полученных результатов проведенного исследования.
б) Практические:
- создание комплексных упражнений для профилактики дефектов зрения;
- проверка комплексных упражнений на экспериментальных группах.
Результатом работы стало:
1) Исследование испытуемых групп, нами были разработаны комплексы упражнений для классов соответственно каждому звену. Упражнения способствуют улучшению зрения, его профилактики. Выполнение комплексных упражнений рекомендуется ежедневно.
2) На основе проведенных исследований выявлены следующие положительные воздействия гимнастики для глаз:
- их выполнение не требует определенного места;
- данные упражнения можно выполнять во время уроков, дома, на работе
Работа современных людей, как правило, немыслима без постоянного контакта с компьютером, а значит - как с общим перенапряжением, так и с утомлением глаз. С этой задачей помогут справиться составленные нами упражнения для глаз, прошедшие исследования в рамках нашей гимназии.
Я считаю, что проделанная мной работа важна. Она может быть полезной классным руководителям (Приложение 4), медицинскому работнику школы и самим школьникам. Я считаю, что, если, начиная с первого класса, будут:
- проводиться регулярные медосмотры учащихся с отслеживанием результатов состояния зрения;
- соблюдаться санитарно-гигиенические нормы;
- проводиться в школе оздоровительная работа;
- проводиться работа с родителями по сохранению и укреплению зрения учащихся, то всё это в целом приведёт к сохранению и укреплению здоровья учеников.
Берегите глаза!

Рекомендуем посмотреть:

Проект ко Дню Победы в школе Программа воспитательной работы классного руководителя Метод проектов в школе Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Сервировка казахского стола на ужин | Беседа для школьников на тему. Тюльпан в Казахстане
Опубликовано: 3528 дней назад (27 марта 2015)
Просмотров: 4437
Рубрика: Проекты
+16
Голосов: 16
Ольга # 27 марта 2015 в 18:10 +2
Здравствуйте, полезный и интересный материал, особенно актуален в наши дни, когда дети много времени проводят за монитором.
Александр Дмитриевич Саеров # 27 марта 2015 в 18:29 +2
Я полностью согласен с Ольгой, полезные и интересные материалы в наше время, но детям сейчас это не нужно, им сейчас важен интернет и игровые приставки, а не эти хорошие материалы. Мне интересно было эти материалы прочитать.
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 18:45 +1
Спасибо за первый комментарий
Елена Викторовна Шарун # 27 марта 2015 в 18:23 +2
Здравствуйте, Нурсулу Кадырбековна. Проектная деятельность - это одно из направлений учебной работы, предусмотренной ФГОС. Тема актуальна. Голос.
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 18:46 +1
Благодарю!
Мурзагулова Гульберген # 27 марта 2015 в 18:26 +2
Здравствуйте, спасибо за полезный,содержательный материал.Это информация актуально взрослым и детям.Удачи! Творческих успехов!
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 18:46 +1
спасибо за комментарий и за ваше пожелание
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 марта 2015 в 18:37 +3
С большим интересом познакомилась с представленным вами проектом.
Для меня тема очень актуальна, сегодня забрала заказ из магазина "Оптика". У сына близорукость и сколько в детстве мы не выполняли упражнений, результат - очки. На мой взгляд ваш материал необходим не только для школьников, ряд упражнений необходимо проводить с дошкольниками, так как уже в этом возрасте дети увлечены играми в телефонах, планшетах, компьютерах. Порой именно это влияет на снижение зрения, солидарна с вами - бесценного дара.
Нурсулу, у вас в тексте присутствуют лишние значки, которые необходимо было удалить - [8],[1]....[3], Также у вас написано
(приложение №10,№10а).
А где эти приложения? Будьте внимательны в следующих публикациях при наборе текста. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 18:44 +2
Спасибо за честный комментарий. Я такая не внимательная, тораплюсь и всегда что нибудь забуду
Сидорова Зоя Григорьевна # 27 марта 2015 в 18:51 +2
Нурсулу Кадырбековна! Представленный Вами проект поэтапно позволяет решить поставленные задачи сохранения зрения у детей и предупреждения ослабления зрения с помощью использования комплекса разносторонних приёмов и методов. Подробно разработаны формы и методы для реализации данного проекта, включая взаимодействие с педагогами. Думаю, что в результате дети научатся правильно использовать дар природы - хорошее зрение. Материал публикации актуален, необходим не только педагогам, но и родителям. Упражнения для глаз оказывают свое полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически -ежедневно и по нескольку раз в течение дня. Удачи Вам, успехов! Голос.
Некоторые замечания по оформлению публикации:
- предлагаю посмотреть по ссылке:
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
- цель пишется в форме существительного, отвечает на вопрос ЧТО?, НАПРИМЕР: " исследование влияния окружающей среды на здоровье человека"
Задачи у Вас отсутствуют
- задачи пишем в форме глагола н.ф., они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, НАПРИМЕР:
- разработать комплексные упражнения для профилактики дефектов зрения.
Всего Вам доброго!
Зоя.
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 19:17 +1
Вот так всегда хотела как лучше получилась как всегда, спасибо за нужные для меня советы и полезную информацию
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 27 марта 2015 в 18:58 +2
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!

Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

( из интернета)
Нурсулу Кадырбековна, спасибо за приглашение. Вы представили очень интересный материал: он актуален и полезен и для детей и для взрослых. Изучала материал достаточно долго и не нашла некоторых приложений, которые хотелось бы посмотреть; и ещё, вы пишите про астигматизм - у вас тест с квадратами, а нарисованы круги; в тесте на близорукость/дальнозоркость - про «О», а в таблице такой буквы нет. Примите как совет: сначала напечатайте материал в документе WORD, затем всё внимательно прочитайте, после скопируйте и вставьте в свой блог, так вы потратите меньше времени на редактирование-оформление своей работы. Удачи вам, новых интересных проектов! Голосую за актуальность материала!
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 19:07 +1
спасибо за советы и за шикарный комментарий
Вера Валерьевна Ляпина # 27 марта 2015 в 19:00 +2
Спасибо за приглашение. материал действительно очень важен всем- и воспитателям и учителям и родителям. Упражнения, которые вы предлагаете выполнять нужно всем.Зрение -очень важно для каждого человека и если будем с раннего возраста о нем заботиться, сохраним здоровье глаз. Жаль в оформлении есть недочеты. Но за материал голосую.
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 19:15 +1
Благодарю!
Елена Николаевна Черепанова # 27 марта 2015 в 19:16 +2
Нурсулу Кадырбековна, спасибо за интересный и очень нужный, актуальный в наше время, материал. Эта информация полезна и взрослым, и детям. Удачи Вам в дальнейшем творческом пути. Голос!
Шарипова Нурсулу # 27 марта 2015 в 19:25 0
Спасибо за то что находите время заходить и голосовать
Ирина Анатольевна Князева # 27 марта 2015 в 20:47 +2
Отличный материал! Эта тема очень актуальна и она преподнесена Вами со всех положительных сторон! Голос!
Ольга Константиновна Макарова # 28 марта 2015 в 05:51 +1
Здравствуйте, Нурсулу! Согласна с коллегами очень нужный, полезный материал. Примите мой голос и удачи вам!
Ольга Ивановна Абашкина # 28 марта 2015 в 19:49 +1
Познавательный материал!Видно, что проделана большая работа по сбору информации.
Творческих успехов!
Елена Викторовна Багрова # 29 марта 2015 в 11:21 +1
Здравствуйте, Нурсулу! Нужную и полезную информацию Вы подготовили для публикации. Здоровье человеко важно в любом возрасте. И чем раньше мы начнем заботиться о своем организме, тем лучше будет результат. Информация представлена интересно и доступно. Оформлена ярко. Вызывает интерес у изучению. Проблема достаточно обсуждаемая, потому что плохое зрение имеют все большее число детей. И на это нельзя не обращать внимание! Спасибо! Голос! Удачи!
Антонина Михайловна Юмашева # 29 марта 2015 в 11:41 0
Здравствуйте, Нурсулу, спасибо за приглашение. Проектная деятельность одно из интересных и инновационных направлений нашей работы. Тема проекта значима и очень актуальна. Это острая проблема среди как детского, так и взрослого населения всей планеты. Прогресс идёт в перёд и нужно вести пропаганду здорового образа жизни, спасибо Вам за материал. Примите мой голос. Желаю удач!
С уважением А.М.
Ирина Николаевна Ступченко # 29 марта 2015 в 13:38 0
Познавательный и полезный материал для многих педагогов. Думаю, что и тема и проблема Вами полностью раскрыты, и по ходу занятия широко обсуждаема и правильно принята и понята. Удачи и голос!
Светлана Васильевна Новоселова # 30 марта 2015 в 06:43 0
Здравствуйте, Нурсулу Кадырбековна. Я в восторге от Вашего материала! Беру в закладки и голосую.
Татьяна Петровна Цуканова # 1 апреля 2015 в 18:17 0
Здравствуйте, Нурсулу! Согласна с коллегами очень нужный, полезный материал Вы представили. Весь материал направлен на пропаганду здорового образа жизни. Беречь зрение, знать гимнастику для глаз, уметь вовремя себя поправить, остановить, зная что хорошо, а что плохо для глаз. Желаю удачи вам! Мой голос. С уважением Т.П.
Анжела Анатольевна Суркова # 5 апреля 2015 в 20:57 0
Добрый вечер. Действительно, ценный материал с содержательными советами по сохранению зрения! Частично можно использовать при работе с детьми в коррекционной школе. Спасибо.
Алена Александровна Захарова # 11 мая 2018 в 20:36 0
Мне очень понравилось! Очень полезно smile