Исследовательская работа (проект):
«УЛЬЯНОВСК – РОДИНА ТАЛАНТОВ»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию проект или исследовательскую работу о родном крае. Данный материал предназначен для учителей, родителей и детей.
Исследовательская работа (проект): «Ульяновск - Родина талантов!».
Наш класс: «Волжане».
Наш девиз: «Мы Волжане – смелые, добрые, умелые!».
Со «смелыми» и «добрыми» вроде всё понятно, а вот с «УМЕЛЫМИ»…
С первых дней обучения, на каждом уроке, каждую минуту нахождения детей в школе, они действительно старались быть умелыми, показывали и раскрывали свои таланты.
В этом году исполняется 365 лет со дня основания нашего города и 70 лет со дня образования нашей области. А также в школе планируется целый ряд мероприятий, посвящённых этим знаменательным событиям.
Наш край, Симбирская – Ульяновская земля богата талантами и яркими именами писателей и поэтов, исторических и общественных деятелей, художников и спортсменов.
Природа щедро одарила наш край. Уникальная, неповторимая красота ульяновской природы вдохновляла и вдохновляет немало творческих людей.
Жители Ульяновской области гордятся своими земляками.
В каждом городе есть люди, о которых хочется рассказывать всем. Проект является реализацией этого желания. Пусть память о талантливых людях нашей малой Родины останется в наших сердцах, чтобы ничто не исчезло бесследно.
А ещё детей ждёт школьный фестиваль: «Алло! Мы ищем таланты!».
Стало интересно, а талантливы ли дети? И если да, то на сколько? Смогут ли победить в школьном фестивале? И достойная ли смена растёт в нашем городе?
Цель проекта: Рассказать о талантливых людях нашего края, помочь ученикам раскрыть свои таланты, и совместными усилиями принять участие в школьном фестивале «Алло! Мы ищем таланты!».
Для достижения цели предполагается решить следующие
задачи:
- Изучить историю Родного края.
- Научиться работать в команде.
- Провести анкетирование, сделать выводы.
- Провести классный час на тему: «Таланты Ульяновска».
- Победить в школьном конкурсе «Алло! Мы ищем таланты!»
- Выпустить летопись класса и буклет.
Гипотезы исследования:
Предположение первое: Предположим, что некоторые дети начальных классов не знают имена и творчество знаменитых людей нашего края.
Предположение второе: Если Ульяновск - это действительно родина талантов, то являются ли ученики 1 А класса его продолжателями?
Для реализации поставленных задач использовались следующие
методы и средства:
- Подумать самостоятельно
- Получить информацию из книг
- Посмотреть в Интернете
- Спросить у других людей
- Провести анкетирование
- Провести классный час
- Выставка работ
- Групповая работа
- Наблюдение
Основная часть
Описание проведения исследования
Проект было решено реализовывать в 3 этапа.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- определение названия проекта; обсуждение плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов.
- выбор способов работы (используемые методы исследования)
2. Поисково-исследовательский (реализация плана)
- работа по сбору информации
- работа с ресурсами интернета
- беседы с учителями школы
- беседы с библиотекарями школы
- работа в библиотеке с литературой (помощь и консультирование библиотекаря)
- проведение опроса среди знакомых: «Каких талантливых людей Ульяновска Вы знаете?»
- проведение анкетирования учащихся 2-х классов МБОУ СОШ №9 г. Ульяновска
- сбор и систематизация материалов
- оформление материалов исследования
3.Завершающий
- проведение классного часа: «Таланты Ульяновска»
- принять участие в школьном фестивале: «Алло! Мы ищем таланты!»
- «предзащита проекта»
- доработка проекта с учётом замечаний и предложений
- сделать выводы
Сроки реализации проекта: 3 месяца
Погружение в проект
Тема актуальна, в связи с тем, что в этом году исполняется 365 лет со дня основания нашего города и 70 лет со дня образования нашей области. Были определены цели и сформированы задачи проекта.
Затем определено название проекта, намечен план работы, а также возможные источники информации. Предположены ожидаемые результаты. Выбраны методы и способы дальнейшей работы.
Реализация плана
Предварительную информацию по интересующей теме получили из разговоров со взрослыми, учителями, библиотекарями, родителями, учащимися школы. Кроме того, посетили школьные и районные библиотеки, а также попросили родителей воспользоваться ресурсами интернета.
Затем мы провели опрос среди знакомых: «Каких талантливых людей Ульяновска Вы знаете?». Результат нас не удовлетворил.
Решили узнать, какими сведениями о нашем крае и его талантливых жителях обладают учащиеся 2-х классов МБОУ СОШ №9. Для этого проведено социологическое исследование (70 чел.).
Анкета.
1. Как раньше назывался наш город Ульяновск?
2. Что ты можешь сообщить об истории города, в котором живёшь?
3. Знаешь ли ты, в честь кого названы улицы, проспекты и бульвары нашего города?
4. Каких известных талантливых людей нашего края ты бы мог перечислить?
5. Знаешь ли ты, в каких областях талантливы нижеперечисленные люди: И. А. Гончаров, А. А. Пластов, В. И. Ленин?
Проанализировав результаты опроса, убедились, что в среднем около 35% опрошенных имеют реальное представление об истории нашего края, мало кто точно знает, в честь кого в нашем городе названы улицы, проспекты и бульвары.
Для подтверждения или опровержения предположения, было взято интервью у библиотекаря школы.
И вот, что выяснили:
1) Раньше наш город назывался Симбирском.
2) Очень интересна и занимательна история нашего города. Документальная история края начинается в VIII в. с приходом сюда из приазовских степей во время Великого переселения булгарских племен. В X в. они образуют на территории Средней Волги и Нижнего Прикамья крупное раннефеодальное государство - Волжская Булгария. Начиная с XIV в. история Среднего Поволжья была связана с освоением русскими территорий к востоку от Волги. С этого периода появляются первые русские поселения на территории будущей Симбирской губернии. В 1648 основан город Симбирск. В 1780 г. в ходе административной реформы было образовано Симбирское наместничество, в 1796 г. - Симбирская губерния. В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск в память об уроженце города Владимире Ульянове (Ленине).
3) Улицы, проспекты и бульвары в нашем городе названы в честь знаменитых и талантливых людей.
Вот некоторые примеры.
Улица Гончарова – одна из центральных улиц нашего города. Названа улица в честь Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891). Русский писатель. Родился 18 июня 1812 г. в Симбирске, в зажиточной купеческой семье.
Улица Минаева названа так в честь Минаев Дмитрия Дмитриевича.
Минаев Дмитрий Дмитриевич - известный поэт-юморист и переводчик (1835-1889), сын Д.И. Минаева. Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. Минаев писал пародии, сатиры, стихотворения юмористического характера.
Улица Радищева названа в честь Радищева Александра Николаевича(1749-1802), русский мыслитель, писатель. Имя Александра Николаевича Радищева так же связано с прошлым нашего города. В числе имений его отца было и село Дворянская Терешка Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне р.п. Радищево Ульяновской области). По предположению ряда исследователей, здесь Радищев бывал в детские и поздние годы.
4) Гончаров И. А., Ульянов И. Н., Ленин В. И., Карамзин Н. М., Языков Н. М., братья Тургеневы, Архангельский Д. И. и многие другие.
В наше время – Никас Сафронов и многие другие.
5) И. А. Гончаров – писатель. А. А. Пластов – художник. В. И. Ленин – общественный деятель.
Таким образом, в результате сбора и систематизации материалов приступили к их оформлению.
Завершающий этап
Теперь уже, обладая достаточной информацией, был проведён классный час: «Таланты Ульяновска».
Ребятам нашего класса было интересно узнать, что бабушка Дианы Барткайтис – это руководитель эстрадного ансамбля «Экситон» - Елена Барткайтис, и что сама Диана занимается танцами с малых лет.
Дедушка Лайковой Дарьи и Васечкиной Анны – Александр Дмитриевич Лайков - член союза писателей России.
Родился он 16 февраля 1953 года. Место рождения – дельта Волги, большое рыбацкое село Икряное. Тогда, на своей малой родине, «в краю бугров, лиманов и проток», он сочинил свои первые незатейливые строчки. Но всерьёз, по-настоящему, стал заниматься поэтическим творчеством в Ульяновске, куда перебрался в августе 1980 года.
За весь период работы над проектом дети принимали участие в разных конкурсах и мероприятиях, где с большим удовольствием раскрывали свои таланты:
- акция «Кормушка»;
- неделя математики;
- неделя грамматики;
- фабрика Деда Мороза;
- конкурс «Снежинка - гигант»
- концерт посвящённый «Дню учителя»
- «Посвящение в первоклассники»
И ещё многие другие.
Все ребята нашего класса активно готовились к школьному фестивалю: «Алло! Мы ищем таланты!». Пели песню, рассказывали стихи.
Провели
«предзащиту проекта». Ну а дальше оставалось только всё доработать с учётом всех полученных замечаний и предложений и сделать выводы.
Результаты работы, умозаключения и выводы
Что получилось в результате
Подводя итоги работы, можно сказать, что: цель достигнута, дети узнали много нового и интересного об истории нашего края, о талантливых людях Ульяновска, раскрыли свои таланты, получили опыт публичного выступления.
Но самое главное, теперь знаем, что подрастает достойная смена, которой и предстоит защищать честь Ульяновска. Наша маленькая победа в школьном фестивале: «Алло! Мы ищем таланты!» тому подтверждение.
Наш талант был замечен членами жюри.
Более того, нас пригласили выступить на концертах, посвящённых 23 февраля и 8 марта!!! Вы и представить себе не можете, какое это было счастье!!!
Выход проекта
1. Презентация проекта.
2. Выставка лучших работ.
3. Победа в школьном фестивале «Алло! Мы ищем таланты!»
4. Создание летописи класса и буклета.
Работая над проектом, у детей была возможность заниматься не только самостоятельно, но и в группе, при этом они могли максимально использовать свои возможности.
Данный проект – это деятельность, которая позволила детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой достигнутый результат.
Можно отметить положительные моменты работы над проектом.
1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.
2. Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
3. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со сверстниками, с учащимися начальной школы, со взрослыми.
4. Расширение кругозора.
5. Доведение начатого дела до конца!
Рекомендуем посмотреть:
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Интерактивный урок литературы в 5 классе. Сказки русской избы
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе