Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
• во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
• во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
• в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых;
• целесообразно, чтобы проектная деятельности носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.;
• проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.
Ниже в таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры региона.
Примерные направления проектной деятельности |
Формы и особенности организации проектной деятельности |
1 |
2 |
Объекты и явления природы |
|
1. Сезонные явления природы |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия) |
2. Солнце, Луна и звёздное небо в различные сезоны года |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия) |
3. Погода своего региона |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия) |
4. Минералы и горные породы своей местности |
Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей) |
5. Почвы своей местности |
Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей) |
6. Дикорастущие растения своего региона |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия) |
7. Культурные растения своего региона |
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия) |
Продолжение таблицы
1 |
2 |
8. Грибы своей местности |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия) |
9. Местные виды насекомых |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия) |
10. Разнообразие и поведение рыб(на примере обитателей аквариума) |
Индивидуальная (домашнее задание) |
11. Местные виды птиц |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия) |
12. Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида) |
Индивидуальная (домашнее задание) |
13. Домашние животные вокруг нас |
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия) |
14. Поведение домашних животных (на конкретном примере) |
Индивидуальная (наблюдение) |
15. Экологические связи в природе |
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия) |
16. Местная экосистема (лес, водоем, луг или др.) |
Групповая(экскурсия) |
17. Влияние факторов среды на рост и развитие растений |
Индивидуальная (домашнее задание - проведение опытов и наблюдений) |
Деятельность человека в природе |
|
1. Хозяйственная деятельность людей в своем регионе |
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая (посещение предприятий) |
2. Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности |
Групповая(экскурсия) |
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3. Загрязнение местных экосистем |
Групповая (экскурсия) |
4. Правила поведения в экосистеме |
Групповая (экскурсия) |
5. Редкие и исчезающие виды своего региона |
Индивидуальная (работа с литературой), групповая (экскурсия) |
6. Природоохранная деятельность человека в своем регионе |
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая(экскурсия) |
7. Связь между состоянием природы и здоровьем человека |
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы) |
Организм человека |
|
1. Изменение частоты пульса в течение суток |
Индивидуальная (домашнее задание) |
2. Изменение температуры тела в течение дня |
Индивидуальная (домашнее задание) |
3. Режим дня младшего школьника |
Групповая, индивидуальная |
4. Рациональное питание младшего школьника |
Групповая |
5. Источники шума вокруг нас |
Групповая, индивидуальная |
Игры народов России и мира |
|
1. Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене) |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
2. Сезонные игры народов нашего края |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
3. Сезонные игры народов разных краев России и мира |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
Окончание таблицы
1 |
2 |
4. Игры с семейной тематикой: «в дом», «в дочки- матери», «в свадьбу» и др. |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
Семейная культура |
|
1. Моя родословная |
Индивидуальная |
2. Наш семейный альбом |
Индивидуальная |
3. Рецепты домашней кухни |
Индивидуальная |
4. Мир наших увлечений |
Индивидуальная |
5. Семейные путешествия |
Индивидуальная |
Россия и мир на карте |
|
1. Имена родного края |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
2. История в названиях рек, морей, океанов |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
2. Прошлое в названиях городов России |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
3. История в названиях городов мира |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
Великие люди России и мира |
|
1. Чье имя носит моя улица? |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая |
2. Музей моего земляка |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия) |
3. Памятники города |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия) |
4. Памятники столицы России |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия) |
5. Памятники столицы (название конкретной страны) |
Индивидуальная (домашнее задание), групповая(очная или заочная экскурсия) |
Тема: Человек и природа
• Осенние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Зимние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Весенние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Летние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Природные материалы моего края и местные художественные промыслы;
• Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках;
• Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.
Тема: Человек и семья
• Терминология родства и свойства в языке народов моего края;
• Традиция наречения имени в культуре народов моего края;
• Пестование младенцев в культуре народов моего края;
• Традиционные детские игрушки народов моего края;
• Традиционная свадьба и народные детские игры «в свадьбу»;
• Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье;
• «Старый и малый» в культуре народов моего края.
Тема: Человек и история
• Топонимика моего края и народные толкования топонимов;
• Героический эпос народов моего края;
• Исторические песни и предания народов моего края;
• Мои земляки в истории России;
• Мои земляки в культуре России;
• Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности
Ольга Владимировна Рогова # 1 ноября 2017 в 18:58 0 | ||
|
Надежда Владимировна Давыдова # 21 февраля 2018 в 09:52 +1 | ||
|
Валентина Владиславовна Гайдуцкая # 31 марта 2018 в 06:58 0 | ||
|