Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования <...>. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
— представление результатов своей деятельности и хода работы;
— презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);
— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нему. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1—2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная со 2-го класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».
Таким образом, согласно определению известного педагога А. В. Горячева, проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями-практиками.
1-й этап. Погружение в проект
Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.
2-й этап. Организационный
На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.
3-й этап. Осуществление деятельности
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.
4-й этап. Обработка и оформление результатов
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.
В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:
— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;
— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;
— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.
Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.
5-й этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.
6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.
1-й вариант:
— самостоятельность работы над проектом;
— актуальность и значимость темы;
— полнота раскрытия темы;
— оригинальность решения проблемы;
— выразительность выступления и культура речи;
— степень раскрытия содержания проекта в презентации;
— использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;
— качество ответов на вопросы.
2-й вариант:
— важность и практическая значимость темы проекта;
— глубина исследования проблемы;
— оригинальность предложенных решений;
— качество выполнения материала (готового продукта);
— убедительность и качество презентации.
Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности, удовлетворенности или разочарования результатами труда, осознания себя как индивида в общей социально значимой деятельности классного (школьного) коллектива. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально значимой, исследовательской или частично- экспериментальной деятельности.
В качестве примера можно привести опыт работы по проектной деятельности на валеологическом содержании учителя начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Александрова Владимирской области Белоусовой И.Ю., которая в третьем классе предлагает ребятам участие в учебном творческом проекте по изучению традиций русской трапезы «Щи да каша — пища наша». В ходе самостоятельной работы учащихся происходит знакомство ребят с народными традициями и обычаями, с рецептами национальной русской кухни, с культурой питания, сложившейся веками (посты). Работа по теме велась по выбранным по желанию аспектам: «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», «Я выбираю кашу», «Где щи - там и нас ищи», «Без хлеба нет обеда», «Где блины, там и мы», «Русский фольклор (пословицы, поговорки, частушки, сказки, песенки, загадки о еде)», «Стихи о пище», «Режим питания (посты, разгрузочные дни)», «Мир бытовых вещей (история ножа, вилки, тарелки)», «Картинная галерея (русская трапеза)», «Интересные рецепты русской кухни».
В ходе работы над проектом учащиеся учились генерировать идеи, выбирать лучшие решения, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других, планировать.
Презентация проектов проходила в форме научно-практической конференции. На ней присутствовали родители и учащиеся параллельного класса. Ребята подготовили интересные доклады, разучили пословицы, поговорки, песенки; подобрали репродукции картин; приготовили традиционные русские блюда. Учащиеся дали грамотные ответы на возникшие у слушателей вопросы, и все пришли к выводу, что русская национальная культура питания, складывающаяся веками, правильная и рациональная.
В четвёртом классе Ирина Юрьевна продолжает проектную деятельность по формированию основ валеологической культуры. Учащиеся выполняют творческий проект, пишут заметку в детскую газету «Спортивные игры и моё здоровье». Одним из самых ярких проектов в четвёртом классе стал проект «Комнатные растения-целители», и итогом изысканий ребят стала детская телевизионная передача для школьников и родителей «Расти здоровым». Четвероклассников заинтересовало обилие и разнообразие комнатных растений, и им захотелось узнать, а есть ли среди них лекарственные и приносят ли комнатные растения пользу здоровью человека. Используя разнообразные источники, собранную информацию учащиеся помещают в специальные папки исследователя. Выбор тем исследования происходит по желанию. Предлагаемые темы: «Песни о комнатных растениях», «Стихи и загадки», «Целебные свойства комнатных растений», «Музыкальные классические произведения о цветах» и другие. После подготовки первых сообщений учитель предлагает ученикам их представить и защитить. Учащиеся задают докладчику вопросы, делают поправки, дополняют выступления. По итогам защиты учитель поощряет тех, кто хорошо выступал, и тех, кто задавал интересные вопросы. Из числа общих сообщений выбираются лучшие, интересные, оригинальные и разрабатывается сценарий телепередачи о здоровье, которую ребята показывают родителям и учащимся начальных классов.
Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Елена Сергеевна Паздникова # 10 июня 2017 в 20:50 0 |
Тамара Савельевна Ванюта # 9 января 2019 в 23:05 0 | ||
|