В материалах стандарта нового поколения предложена новая примерная (базисная) программа по математике, которая включает раздел «Рекомендации по внеурочной деятельности учащихся», направленный на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школы. Внеурочная деятельность по математике предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектной деятельности.
Тема: Математические развлечения
Примеры подтем:
Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развёртки. Примеры проектов:
• Лист Мёбиуса.
• Бумажный домик с мебелью.
• Бумажные макеты транспорта (самолёты, корабли, машины).
• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
• Конкурс математических развлечений.
• Энциклопедия математических развлечений.
• Математический праздник.
Тема: Логические игры
Примеры подтем:
Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры. Примеры проектов:
• Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
• Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье».
• Комплекты для игр.
• Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
• Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
• Книга о логических играх.
Тема: Математика вокруг нас
Примеры подтем:
Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки. Примеры проектов:
• Макеты зданий из простых геометрических тел.
• Конкурс на самый экономный раскрой.
• Книга о математике в древнем мире.
• Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
• Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании»).
• Коллекция самодельных измерительных приборов.
Тема: Шифры
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
• Игра «Поиск сокровищ».
• Конкурс дешифраторов.
• Создание приспособления для шифрования.
• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»),
• Обзор способов шифрования.
Тема: Узоры
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции; Узоры в Древнем Риме; Узоры в Древнем Египте; Узоры в Древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры.
Примеры проектов:
• Вышивка с узорами.
• Энциклопедия узоров.
• Украшение класса узорами.
• Демонстрация моделей одежды с узорами.
• Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
• Исследование: узоры в истории нашего края.
• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
• Программа создания узоров на компьютере.
Тема: Стратегии
Примеры подтем:
Игры с выигрышными стратегиями; Стратегии в играх; Стратегии в спорте; Стратегии в компьютерных играх; Стратегии в жизни (стратегии поведения); Боевые стратегии; Стратегии в древности; Стратегия в рекламе.
Примеры проектов:
• Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».
• Коллекция игр с выигрышными стратегиями.
• Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям.
• Спортивные командные игры.
• Рекламные ролики и плакаты.
Н. Н. Замошникова, сотрудник Забайкальского государственного педагогического университета г. Чита, предлагает использование проекта по математике с применением информационных технологий — провести трехдневный поход в первые дни летних каникул (реальный или виртуальный). При этом ученики должны решить не только — куда они пойдут, но и составить маршрут, продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места. Решить, какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого. Класс делится на три группы, участвующие в конкурсе на лучший проект похода. Эти группы, в свою очередь, делятся еще на три подгруппы.
1-я группа - «Маршрут»
Группа должна продумать маршрут. С помощью карт рассчитывается расстояние, которое должны будут проехать участники, и путь, который они пройдут пешком. В этом задании ученики должны будут отработать не только основные арифметические операции, но и навыки работы с картой, а также научиться переводу единиц измерения из одного мас-
Тема: Шифры
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
• Игра «Поиск сокровищ».
• Конкурс дешифраторов.
• Создание приспособления для шифрования.
• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»),
• Обзор способов шифрования.
Тема: Узоры
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции; Узоры в Древнем Риме; Узоры в Древнем Египте; Узоры в Древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры.
Примеры проектов:
• Вышивка с узорами.
• Энциклопедия узоров.
• Украшение класса узорами.
• Демонстрация моделей одежды с узорами.
• Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
• Исследование: узоры в истории нашего края.
• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
• Программа создания узоров на компьютере.
Тема: Стратегии
Примеры подтем:
Игры с выигрышными стратегиями; Стратегии в играх; Стратегии в спорте; Стратегии в компьютерных играх; Стратегии в жизни (стратегии поведения); Боевые стратегии; Стратегии в древности; Стратегия в рекламе.
Примеры проектов:
• Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».
• Коллекция игр с выигрышными стратегиями.
• Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям.
• Спортивные командные игры.
• Рекламные ролики и плакаты.
Н. Н. Замошникова, сотрудник Забайкальского государственного педагогического университета г. Чита, предлагает использование проекта по математике с применением информационных технологий — провести трехдневный поход в первые дни летних каникул (реальный или виртуальный). При этом ученики должны решить не только — куда они пойдут, но и составить маршрут, продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места. Решить, какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого. Класс делится на три группы, участвующие в конкурсе на лучший проект похода. Эти группы, в свою очередь, делятся еще на три подгруппы.
1-я группа — «Маршрут»
Группа должна продумать маршрут. С помощью карт рассчитывается расстояние, которое должны будут проехать участники, и путь, который они пройдут пешком. В этом задании ученики должны будут отработать не только основные арифметические операции, но и навыки работы с картой, а также научиться переводу единиц измерения из одного масштаба в другой. Их задание - проложить маршрут, который был бы интересен всему классу, был бы экономичным, то есть не требовал бы больших расходов на проезд, и был бы посильным для всех участников.
2-я группа - «Лагерь»
Эта группа должна выяснить, сколько человек пойдет в поход, сколько из них мальчиков, девочек, взрослых (женщин, мужчин). Исходя из этого, им нужно рассчитать, сколько и каких палаток понадобится, кто будет их нести: взрослые, мальчики парами и т. д. Какая посуда понадобится для приготовления пищи, определить инструменты и вещи, без которых нельзя идти в поход.
3-я группа - «Продукты»
Скорее всего в этой группе будут девочки. Необходимо рассчитать, какие продукты и в каком количестве понадобятся на три дня, рассчитать, сколько денег на это потребуется. Распределить продукты по весу между всеми участниками похода так, чтобы все несли посильную ношу.
На подготовку учащимся дается неделя. Они могут посоветоваться с родителями, даже сходить в туристические фирмы, чтобы узнать, что те предлагают. Все проекты должны быть оформлены в виде презентации, созданной в программе MS PowerPoint. Основные требования к презентации: освещение всех пунктов проекта, наглядность, оформление. На это дается дополнительное время.
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности
Инна Владимировна Змеева # 6 сентября 2016 в 21:26 0 | ||
|