Сказки русской избы.
Интерактивный урок литературы для учащихся 5 класса на базе школьного краеведческого музея.
Цель: Формирование литературных и культурологических через включение учащихся в интерактивную деятельность.
Задачи:
1) Образовательная: знакомство обучающихся с изображением крестьянского быта в народных сказках, литературоведческий и лингвистический анализ фрагментов, включающих описание предметов быта.
2) Развивающая: развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;
3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.
Оборудование: экспозиция школьного музея «Русская изба» (при отсутствии подобной постоянной экспозиции в школьном музее возможно составление временной экспозиции на основе отдельных предметов крестьянского быта из частных (домашних) коллекций обучающихся, особенно сельских школ).
План занятия:
1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.
2. Актуализация знаний.
3. Отчет-представление результатов работы творческих групп.
4. Обсуждение
5. Рефлексия
Пояснение к организации урока:
1. Особенностью данного занятия является форма его проведения – отчет творческих групп, созданных для изучения тех народных сказок, в которых есть описание предметов крестьянского быта, соотнесение их с подлинными (или реконструированными) экспонатами из фондов музея в разделе «Русская изба». Обсуждение значимости понимания роли данного предмета в художественном произведении.
2. Задание для подготовки дети получают заранее: готовят описание предмета, выразительное чтение фрагмента сказки, определяют точное назначение предмета, готовят творческие работы: иллюстрации к изучаемой сказке
3. На уроке в качестве помощников присутствуют старшие школьники: они демонстрируют экспонаты, его действие, объясняют правила работы с музейными вещами, помогают оценивать подготовку групп, работу учащихся на уроке.
4. Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.
5. Урок может дополняться музыкальными паузами (звучат фрагменты песен «Валенки», «Ах, вы, сени, мои сени…» и другие)
6. По итогу урока ребята определяют наиболее яркие эпизоды, оценивают работу друг друга, высказывают пожелания.
Материал для подготовки.
Во вступительном слове учитель (или подготовленный старшеклассник) может прочитать стихотворение «Для чего нужны нам сказки?»
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить…
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
1.
Ухват. Русская народная сказка «Зимовье зверей».
«Пошли волк с медведем в избу зверей выгонять... Волк вернулся и рассказывает: «Меня чуть до смерти не забили… Как вскочил мужичище в чёрном армячище да меня ухватом к стене и припёр».
Ребята демонстрируют ухват, поясняя эпизод – ухват похож на рога, поэтому бык, который припер волка к стене, ассоциируется с ухватом.
2.
Кудель. Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
«Избушка повернулась к лесу задом к Ивану - царевичу передом. Зашёл он в неё, а там сидит баба Яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает. «Фу-фу», - говорит, - русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».
Эпизод можно изобразить, поясняя значимость прядения и ткачества в жизни простого крестьянства.
3.
Сусек Русская народная сказка «Колобок»
«Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». «А из чего печь-то, муки нету». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Испекла старуха колобок и положила на окошко студить.
Заранее печется колобок с учетом указанного размера – из двух горстей муки. В данном контексте можно указать на различия в назначении предметов: сундук, ларь, сусек.
4.
Решето Русская народная сказка «Баба-Яга»
«Девочка сидит ни жива ни мертва и просит тихонько работницу: «Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи!»
Можно сделать акцент на значении крылатого выражения «носить воду в решете», объяснить его смысл.
5.
Гребень Русская народная сказка «Баба-Яга»
«Девочка дала коту ветчинки и спрашивает: - Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
- Вон на столе лежит полотенце да гребешок, - говорит кот, - возьми их и беги поскорее. Будет за тобою гнаться Баба-Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая-широкая река. Если же Баба-Яга перейдёт через реку и снова станет догонять тебя, ты приложи ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - вырастет дремучий-дремучий лес: сквозь него она уже не продерётся!»
Можно показать гребень для волос или гребень для прялки. Также следует обратить внимание на сходство предметов с петушиным гребнем, показать на фото.
6.
Ступа, пест (сказка та же)
«Баба-Яга, костяная нога поскорее села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой».
Объяснить назначение предмета наглядно можно через выражение «толочь воду в ступе». Ребята могут попробовать толочь зерно (рожь, пшеницу), порассуждать, почему у Бабы яги появился именно этот вид транспорта.
7.
Табакерка Русская народная сказка «Марья Моревна»
«Иван царевич говорит: «Пойду жену искать, Марью Моревну, прекрасную королевну». Отвечает ворон: «Трудно тебе сыскать её. Оставь у нас серебряную табакерку, будем на неё смотреть тебя вспоминать».
Ребята могут сравнить табакерку и кисет, подумать, что могло быть у простых крестьян, а что - у зажиточных.
8.
Самопрялка Братья Гримм "Три пряхи".
«Когда королева ушла и девушка осталась одна, она стала горевать ещё больше. В слезах подошла она к окну и вдруг увидела, что на королевский двор вошли три тётки: у одной из них была широкая-преширокая нога, у другой нижняя губа невиданной величины, и висела эта губа до самого подбородка, а у третьей был огромный-преогромный палец на руке.
Жених испугался и сказал: «Я теперь моей красавице жене даже близко не позволю подойти к колесу самопрялки. А то она чего доброго станет на этих тёток похожа».
Сначала ребятам задается вопрос, почему испугался жених, а затем три девочки показывают работу на прялке, объясняя, что произошло с пряхами.
9.
Веретено В.А.Жуковский «Спящая царевна»
"На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!"
Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз».
Здесь будет уместно вспомнить сюжет сказки братьев Гримм «Шиповничек», сравнить со сказкой Жуковского.
9. Также возможно привлечь и другие предметы - это зависит от фондов школьного музея: огниво «Огниво», бёрдо «Василиса Прекрасная», , жернова «Жерновцы», корыто «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
В качестве домашнего задания предлагается самим сочинить сказку с привлечением предметов крестьянского быта (самовар, чугунный утюг, чугунок, ушат, коромысло и т.д.) Также можно выполнить иллюстрации к придуманным историям с изображением данных предметов.
Рекомендуем посмотреть:
Использование технологии музейной педагогики при обучении дошкольников
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками
Развитие творческих способностей на уроках географии
Похожие статьи:
Метод проектов и его место в современной методике
Технология реализации социального проекта
Презентация проектной деятельность в школе в соответствии с ФГОС
Музейная педагогика в детском саду
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной