Социально-педагогические основы организации досуга детей и подростков средствами педагогических технологий
Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: В данном материале обобщен педагогический опыт в организации досуговой деятельности подростков, использование современных педагогических технологий в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» п. Уральский. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, работающих в социально-педагогическом направлении.
Организация досуга детей и подростков – традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования, ведь досуг как одна из сфер жизнедеятельности школьников является естественной потребностью, возможностью развития социальной активности и творческого потенциала личности.
Досуг ребенка – это деятельность, осуществляемая по собственному выбору в свободное время и наполненная разнообразным предметным содержанием. Особенностью досуга ребенка являются ярко выраженные аспекты: физиологический, психологический и социальный. Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности ребенка, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности, направлен на раскрытие природных талантов.
Однако только педагогически организованный досуг, ориентированный на учет возможностей, интересов, склонностей, психофизических особенностей, состояния здоровья, будет способствовать преодолению безнадзорности, уменьшению количества правонарушений, активизации личностного потенциала, развития способностей к принятию и реализации собственных решений, повышению коммуникативной компетентности детей и подростков.
Известно, что у подростков есть потребность в самореализации, межличностном и деловом общении, но отсутствуют первичные навыки социальных коммуникаций. Поэтому мы стремимся наполнить их свободное время такими видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их саморазвитие, индивидуальность и профессиональное самоопределение. Ведь педагогическое мастерство состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Образовательно-воспитательный процесс в «Центре детского творчества» осуществляется, в том числе и посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений хочется сказать о педагогических технологиях.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Вот некоторые из них:
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (доктор педагогических наук, профессор Борис Тимофеевич Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (доктор педагогических наук Владимир Павлович Беспалько).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (профессор МГУ Вадим Макариевич Монахов).
Педагогические (образовательные) технологии обеспечивают:
- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, социализацию;
- доброжелательность по отношению к педагогу и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Именно использование педагогических технологий позволяет педагогу обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения, воспитания и развития, повышать его эффективность.
Но одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента обучающихся, их общего настроения и психологического климата в группе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения и воспитания, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Она требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.
Инновационная педагогическая технология — это проект определенной педагогической деятельности, последовательно реализуемой на практике, главным показателем которой является прогрессивное начало по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Одной из главных особенностей инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требуют высокой активности педагога и обучающихся. Активность первого проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность же воспитанников проявляется в возрастающей самостоятельности, в процессе взаимодействия.
Педагогическое творчество - системное явление, которое проявляется в творческом подходе к решению педагогических задач, коммуникативных, организаторских, артистических, научно-педагогических и других умениях в творческом мышлении. Именно наличие творческого мышления (элемент педагогического творчества) позволяет осуществить конструктивное прогнозирование как педагогического процесса, так выстроить стратегию своего жизненного пути (целеполагание). А педагогическая рефлексия без развитого творческого мышления вообще невозможна. Осуществление коммуникативных связей типа «Педагог–группа», «Педагог–обучающийся» без наличия организаторских, артистических, коммуникативных умений вряд ли будет плодотворным.
Таким образом, новые современные педагогические технологии включают в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм.
Педагогами «Центра детского творчества» используются различные педагогические инновационные технологии, например: технология портфолио и технология проектов.
Портфолио – это папка, в которой собраны материалы о познавательной, творческой деятельности обучающихся на бумажных или электронных носителях.
Основные принципы формирования портфолио:
добровольность (воспитанник сам решает, какие материалы положить в папку, как структурировать материал);
самостоятельность – ребенок сам должен заботиться о наполнении папки материалами, но взрослые могут оказывать помощь (напоминание о необходимости сборов, использование различных способов демонстрации этих достижений, стимулирование активности школьника);
разносторонность информации (сбор в портфолио не только официальных документов, но любых других, демонстрирующих возможности и достижения ребенка);
систематичность сбора материалов;
соблюдение культуры оформления документов (все материалы должны быть оформлены в едином стиле со ссылками на источники, если таковые использовались).
Портфолио – важный, но все же дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения учащегося.
Портфолио – это демонстрация личных достижений обучающегося, а также процесс осмысления этих достижений.
Портфолио помогает создать целостную картину объективного продвижения ребенка в той или иной области, сформировать у него навыки самоконтроля, самооценки.
Постоянно пополняемое портфолио воспитанника дает возможность участия в присуждении ежегодной премии «Юные дарования Прикамья».
Технология проектов.
Для социального становления (социализации) личности большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Это повышает активность подростков, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга.
Как показывает опыт работы в дополнительном образовании, навыки решения социально-значимых проблем более эффективно подростки осваивают в ходе реальной деятельности, когда участвуют в различных социальных мероприятиях и проектах. Технология проектов предполагает не только участие, но и создание воспитанниками собственного проекта, начиная с идеи и заканчивая реализацией проекта.
В этом учебном году руководителем и активистами творческого объединения «Поколение» был запущен проект «Ступень к успеху», актуальность разработки которого обусловлена возрастанием социальной значимости деятельности учреждения, ориентированной на создание условий для социализации личности ребенка.
Новизна и особенность проекта состоит в структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в досуговую деятельность как активных организаторов и участников всех игровых, интеллектуально-познавательных мероприятий путём совместной деятельности взрослых и детей.
Цель: Данный проект ориентирован на развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству, на собственное, социальное и культурное самоопределение, формирование активной жизненной позиции и реализации ее в общественно значимой деятельности.
Проект направлен на создание единого воспитательного пространства через взаимодействие школы и ЦДТ и предполагает активное участие в его реализации обучающихся творческого объединения «Поколение».
Задачи:
- организовать досуговую деятельность через интеллектуальное, игровое творческое общение детей и подростков;
- познакомить с нормами поведения, общения;
- развивать творческие способности;
- содействовать формированию у обучающихся опыта самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, коллективного и коммуникативного взаимодействия;
- развивать такие качества личности, как настойчивость, самостоятельность, объективность, лидерские качества.
Развитие предметных компетенций:
- совершенствовать навыки подростков в разработке и организации интеллектуально-познавательных игр, конкурсов, викторин;
- формировать умение анализировать свою деятельность;
- отрабатывать навыки ведущего на сценической площадке.
Развитие ключевых компетенций:
- приобщать к активному, здоровому образу жизни;
- формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;
- развивать организаторские способности, коммуникативные умения, навыки межличностного и делового общения.
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта:
Руководитель, автор проекта: Бусовикова Оксана Викторовна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский
Организаторы, ведущие мероприятий: обучающиеся объединения «Поколение», возраст 15-16 лет
Администрация УГП, МБОУ СОШ п. Уральский
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 лет
Механизмы реализации проекта:
Досуговое мероприятие различной направленности (спортивной, патриотической, здоровьесберегающей, интеллектуально-познавательной, развлекательной) проводится бесплатно четыре раза в месяц (по одному часу для каждой группы зрителей). Приглашаются все желающие. Особое внимание уделяется детям «группы риска», детям с ОВЗ, из многодетных семей.
Содержание проекта включает в себя:
- Коллективно-творческое дело.
Постановка проблемы, рождение идеи. Приветствуется оригинальность идеи, ее выполнимость и польза. Задача педагога на этом этапе – подвести подростка под ту идею, в которой он максимально реализуется как организатор, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
Отбор материала для сценария. Источники для отбора материала зависят от того, какая избрана тема. Актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения подростка к работе с самыми разными источниками: интернетом, энциклопедиями, справочниками, детскими книгами, посвященными разным сферам жизни и деятельности человека и т.д.
Выбор способов решения. Они зависят от выбранной темы. Задача педагога - помочь обучающимся найти все пути, ведущие к достижению цели. Сделать выбор, оценив эффективность каждого способа: общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.
Оформление мероприятия. Подготовка костюмов, реквизита, декораций, атрибутов для игр. Продумывается музыкальное сопровождение, использование технических средств.
- Репетиционно-постановочная работа.
Проведение репетиций. Отработка навыков интонационной выразительности и актерского мастерства.
Имидж ведущего. Его поведение на сценической площадке, речь, внешний вид. Умение ориентироваться в экстренной, непредвиденной ситуации. Развитие лидерских, коммуникационных, организаторских качеств.
- Проведение досугового мероприятия.
Обговариваются условия проведения. Ведется сотрудничество с общественными организациями, социальным педагогом и учителями МБОУ СОШ п. Уральский. Организуется реклама. Привлечение спонсоров, местных СМИ. Определение даты и времени проводимого мероприятия. Учет целевой аудитории. Составляется план проведения мероприятия с назначением ответственных лиц. Осуществляется практическая работа по формированию навыков самостоятельного проведения мероприятия.
Результат. После каждого мероприятия обучающимися проводится самоанализ, просмотр видеосюжета, фотографий, обсуждение ошибок.
При реализации проекта, проведении досуговых мероприятий используются различные методы и приемы, способствующие эффективности и результативности.
Один из методов - игровое взаимодействие. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии.
В игре развивается умение принимать решения, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. В играх воспитывается сознательная дисциплина. Подростки учатся соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. Игра помогает обучающимся не только усваивать различные знания, умения, развивать способности, но и накапливать жизненный опыт, позволяющий адаптироваться в социуме. С помощью игры дети активно расширяют представления об окружающем мире, овладевают правилами и нормами поведения. Игровые методики требуют от обучающихся выполнения заданий, самостоятельного анализа деятельности, умения работать в команде. Игра отвечает таким педагогическим и общеметодологическим принципам, как системность индивидуального подхода, доступность, гуманизм, и в этом ее преимущество. Проведение и участие обучающихся в игре позволяет им приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссии, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.
Еще один метод интеллектуально-творческой деятельности обучающихся – культурно-досуговые программы. Досуговые программы – определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков.
Цели проектирования досуговых программ направлены на решение задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир соревнований, конкурсов, развлечений и праздников. Выделяется несколько типов досуговых программ:
• Разовая развлекательная игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение непосредственно в ходе программы.
• Конкурсная игровая программа по заданной тематике, с предварительной подготовкой участников (КВН)
• Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выставок с активным участием детей.
• Игра-спектакль для приглашенной аудитории.
Психологический тест – это один из приемов интеллектуально-творческой деятельности обучающихся. Тесты используются для выявления лидера в коллективе, творческого потенциала, интеллекта, логического мышления, характера и темперамента, коммуникативных способностей. Тесты помогают сориентироваться в мире профессий, узнать свои профессиональные склонности. Ребятам очень нравится проходить такие тесты и узнавать свои способности, самих себя. (показ книги)
Таким образом, реализация проекта «Ступень к успеху» ведет к достижению результата:
- удовлетворение потребностей и интересов детей и подростков, развитие их социальной грамотности, активности, самостоятельности;
- оздоровление детей через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжения, отдых;
- освоение обучающимися социальных ролей.
А также: повышение имиджа «Центра детского творчества» среди детей и подростков, заинтересованности учащихся в дополнительном образовании;
выявление лидеров, организаторов, интеллектуальных, творчески мыслящих граждан нашей страны, их профессиональное самоопределение.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Консультация для родителей подростка
Интерактивные технологии в работе с трудными подростками
Особенности обучения подростков
Похожие статьи:
Психологические особенности детей школьного возраста
Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения
Как пережить развод родителей подростку
Как подростку пережить смерть близкого человека
Метод проектов и его место в современной методике