Подростковый возраст ассоциируется со словами «кризис», «трудные подростки» и т. п. Действительно, это непростой период в жизни семьи, но он характеризуется и множеством интересных моментов, знание которых поможет родителям лучше понимать своих детей. Развитие подростков протекает интенсивно, психика подростков меняется, они буквально на глазах становятся взрослее и самостоятельнее.
Подростковый возраст богат на эмоции и переживания, отчасти спровоцированные бурными физиологическими перестройками и дополненные новообразованиями в психике и другими переменами. В этом возрасте складываются убеждения и формируется характер, появляются идеалы и кумиры. Как сложатся в дальнейшем отношения в семье, во многом зависит от терпения и способности родителей принять происходящие изменения и понять своего «колючего и трудного» ребенка.
Подростковый возраст богат на парадоксы, противоречия. Отчаянное желание самовыразиться и непонимание того, как это сделать; потребность в совете и помощи старшего и принципиальное подчеркивание своей самостоятельности, отказ обращаться за помощью; увлечение идеями, теориями и отрицание авторитетов; легкомыслие и стремление много знать; нетерпимость к неправде и несправедливости, готовность стоять за правду и неумение разбираться в жизненных ситуациях.
Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Подростки не хотят, чтобы их воспитывали, но они, хотя и не обладают значимым жизненным опытом, испытывают потребность быть успешными и положительными. Для них уже не так важен процесс, как для младших школьников. Становится особенно важной цель, возникает стремление выполнить всякое задание как можно лучше.
Достаточно сильно меняется отношение подростков к взрослым. В отличие от детей более младшего возраста подростки перестают во всем безоговорочно верить взрослым, подмечают недостатки, запоминают оплошности, оценивают поведение и речь. Стремление критиковать окружающих и окружающее прекрасно уживается с низкой самокритичностью и нежеланием признавать свои ошибки или неправоту.
Интеллектуальное развитие подростков отнюдь не замирает на фоне других процессов. Активизируются процессы познания, появляются новые знания, интересы и увлечения. Довольно часто именно подростковый возраст становится началом серьезного увлечения философией, психологией, социологией, политикой, историей религии и другими областями, позволяющими глубже понять себя и окружающий мир. Подростки глубже осмысливают жизнь и происходящие в ней явления. Восприятие становится более осмысленным и целенаправленным, более организованным и в то же время избирательным. Восприятие и внимание в большей степени направлены на те вещи, которые интересны, любимое дело может поглощать все свободное время. А вот внимание к вещам, которые неинтересны, неустойчиво, излишняя возбудимость нервной системы этому мешает. Такова противоречивая психология подростков.
Совершенствуется память, появляется желание осваивать новое осмысленно, пересказывать прочитанное своими словами. Развивается мышление, в большей степени логическое, развивается и усложняется речь. Расширяется спектр абстрактных понятий и представлений, доступных пониманию подростка. Он стремится самостоятельно мыслить и разбираться во всем, защищать свои суждения. Любознательность в выбранной области растет, появляются профессиональные интересы.
Наступил подростковый возраст, и ребенок изменился, стал неуравновешенным, замкнутым, предпочитает музыку или книгу близкому другу... Настроение и его изменчивость во многом влияют на поведение подростка.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал, что жизнь подростка нужно организовать так, чтобы он постоянно был занят полезной деятельностью, чтобы у него не было свободного времени, не занятого работой, мыслями, делами, чтением, потому что именно в такие «пустые» часы портится нравственность. В этом есть доля правды. В первую очередь благодаря тому, что в этот период развитие подростков проходит весьма бурно: идет биологическая перестройка организма, процесс полового созревания. Психология подростков меняется на глазах: происходят изменения во взглядах, психике, поведении и отношении к себе и миру.
Родителям можно пожелать терпения, чуткости и доброжелательности, которые пригодятся в общении с подросшим ребенком. Но важно не только сберечь добрые отношения, но и сохранить свой авторитет и научиться не назойливо, помогать ребенку. Внутренний мир подростка — ценность, к которой нужно относиться бережно и тактично. При этом ваши такие «самостоятельные и взрослые» дети продолжают нуждаться в ваших советах, общении и поддержке. Старайтесь проводить свободное время с Детьми, лучше всего вместе: смотрите и обсуждайте книги, делитесь новостями, отдыхайте, ходите в бассейн, спорьте о жизни. Не игнорируйте интересы ребенка, его мнение и мысли, его личную жизнь, будьте тактичны, и вам удастся пережить этот период благополучно. Психология подростков интересна и уникальна, а этот период совсем скоро пройдет. У вас есть прекрасная возможность помочь своему ребенку стать гармоничной, развитой, уверенной в себе личностью.
Известный педагог В.А. Сухомлинский подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права, а другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.
Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения он ищет такого друга. А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.
Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке — это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.
В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.
Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и обязан быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.
Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.
В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.
Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.
Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие взаимного доверия не только обижает подростка, но и наносит значительный ущерб его общему, духовному развитию.
Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.
Поскольку подростковый возраст — это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.
Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, или переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».
Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания. Помочь подростку взрослеть — это значит заботиться о гармоничном развитии его личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически.
Потребность в самовыражении у детей слишком часто недооценивается, как недооценивается и могучая энергия, которая заключена в этом стремлении. Слишком часто воспитатели сводят потребность детей в самовыражении к соревновательности - к стремлению быть первым (одним из лучших) в учении, в каких-то делах, в спорте. Тут кроется серьезная психологическая ошибка: для самовыражения в действительности не так уж важны количественные показатели. Гораздо важнее качественное своеобразие, неповторимость. А взрослые очень часто навязывают цели (отметки, послушание, аккуратность), которые связаны со стереотипными требованиями и противоречат стремлению ребенка показать свою уникальность.
Особенно острый характер приобретает это столкновение у подростков. Если какой-то воспитатель пожимает плечами и разводит руками, заслышав разговоры о некоторых уродливых формах, которые принимает потребность в самовыражении у современных подростков, то можно предсказать, что он никогда не поймет их и не сможет им помочь. Воспитатель должен суметь увидеть в нелепых, а порой резких и асоциальных выходках подростков поиск способа самовыражения, поиск, состоящий подчас из проб и ошибок, часто безрезультатный и, следовательно, граничащий с разрушительным протестом против регламентированных стереотипных занятий, развлечений и забот, которые присущи миру взрослых. Мы просто обязаны помочь этому внешне неприступному и дерзкому, но фактически очень ранимому существу найти такое дело, которое было бы приемлемым (и для него, и для общества) способом активного, полного, созидательного самовыражения. И лишь тогда перед растущим человеком раскроется то многообразие стилей и способов действий, которое предоставляет труд, но не предоставляет потребление.
Часто наиболее изобретательными, одаренными и преданными своему делу людьми оказываются именно «неподдающиеся» ребята. Но воспитатели чаще всего предпочитают иметь дело с прилежными тихонями, не понимая, что та удобная легкость, с которой эти дети готовы исполнить любое, даже заведомо неинтересное, требование взрослого, может стать и зачатком социального лицемерия, чреватого в более взрослом возрасте имитацией активности, халтурой и бракоделием. Поддерживать всякую искру самодеятельности, придавая ей социально приемлемые формы, — вот задача воспитателя, твердо понимающего, что навязанный труд не может быть интересным, что от скуки до потребительства — один шаг.
Нам нужно учесть, что массовая культура, вскинувшая на гребень популярности творчески одаренных людей искусства, спорта, науки, задает нашим подросткам такие стандарты достижений, которые, очевидно, лежат вне возможностей их развития в ближайшие годы роста. Неотвратимое осознание той бездны, которая отдаляет подростка от его кумира, может ввергнуть его в состояние подлинной депрессии. Поклоняющийся знаменитому певцу подросток обнаруживает после ломки голоса, что не умеет петь; поклоняющийся танцору — что неловко двигается, поклоняющийся автогонщику — что дальтоник... Такого подростка, переживающего острый кризис, едва ли удастся убедить, что главный для него путь самоутверждения — в выпиливании болванок на уроках слесарного дела, хотя он и умеет, быть может, выпиливать их хорошо, получая «пятерки». И воспитатель, не пожелавший признать и учесть незаурядные амбиции юного честолюбца, рискует буквально вытолкнуть его на улицу, где встречаются порой более психологически грамотные «лидеры», умеющие и признать, и учесть эти амбиции, и подобрать подростку «подходящее» дельце...
Нам трудно спрятаться от подростков за какие-то ширмы красивых слов: они все равно видят нас насквозь, и даже лучше нас самих. В таком случае надо открыться подростку как взрослому другу (к сожалению, этому мешает сильнее всего позиция родительского превосходства). Надо сказать так: хорошо тем, кто любит свой труд, но это удается не всем, а найти с первого раза самый подходящий труд для себя, пожалуй, и немногим. Многие люди находят для себя отдушину только в хобби — в коллекционировании, в самодеятельности. Но лучше все-таки найти изюминку в главном труде. Иногда приходится пробовать себя в разном, и стоит ли торопиться бросать начатое? Уже доблесть — трудиться ради других, даже если труд тебя не слишком привлекает; но поддерживает сознание, что эту работу никто другой лучше не сделает. Особый смысл есть даже в труде безымянном — никто не знает, что это именно ты сделал, а ты знаешь, гордишься и молчишь. Ни награды, ни почести, ни привилегии сами по себе не гарантируют тебе уважения и не приносят чистой радости. То, что тебе выпало без труда, случайно, — это не твое, оно придет и уйдет, и все забудут про это. Самое надежное, что у тебя есть и всегда будет с тобой, — твой труд, твое мастерство. Всегда, пока ты жив. И даже дольше — если твой труд окажется нужен людям, которые останутся после тебя.
Ребенок должен увидеть в родителях (в воспитателях) образец подлинного трудолюбия, не просто вынужденного уважения к труду, но именно любви к нему как к самому интересному, захватывающему и увлекательному занятию. Не стесняйтесь открыто проявлять в присутствии детей увлеченность своей работой, посвящайте их в свои творческие начинания. Потребности детей воспитываются и направляются не нашей назидательностью, но естественным обаянием наших пристрастий, нашей увлеченностью.
Наиболее острой в подростковом возрасте является проблема девиантного (отклоняющегося) поведения детей. Девиантное поведение — это социальное поведение как система поступков, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам и отклоняющееся от общепринятых норм, будь то нормы психического здоровья, культуры и морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
• поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое);
• асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы; когда такие нарушения незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.
Девиантные асоциальные поступки по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности. Чаще это реакции детей (подростков) на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Быстрый рост подростка во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других — нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройство влечений, особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11—13 лет у мальчиков и в 13—15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство.
Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживает свою несостоятельность.
Часто подростки, войдя в группу асоциальных сверстников, начинают проявлять стойкое асоциальное поведение (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость).
Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные — недостатки воспитания. У 30—80% делинквентных детей — неполная семья, 70% подростков — с серьезными нарушениями характера, 66% — акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% — с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью.
Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:
• как следствие недостаточного надзора;
• в целях развлечения;
• как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;
• как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
• как реакция тревоги и страха наказания;
• вследствие фантазерства и мечтательности;
• чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;
• как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;
• как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.
Аддиктивное поведение. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления — быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т. п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению зависимости психической (желанию пережить подъем, забвение), а потом и физической (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) — угрожающий предшественник алкоголизма.
Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.
По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.
Почему же ребенок, изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения? Очень часто причины девиантного поведения подростков кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, здесь формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
Раньше считалось, что дети с деликвентным поведением живут в неблагополучных семьях, но сейчас многие благополучные семьи переживают духовный кризис в отношениях — супругов между собой, родителей с детьми.
Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или, наоборот, попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека.
Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (либо один из них) — «холодные рационалисты».
Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершенное их ребенком, - полная неожиданность. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но очень редко думают о собственных ошибках в воспитании.
Психоактивное вещество (ПАВ) — это любое вещество, которое изменяет восприятие, настроение, поведение и двигательные функции. К ПАВ относятся табак, алкогольные напитки, наркотики.
Основными причинами, приводящими подростков к употреблению ПАВ, являются:
• любопытство и жажда новых ощущений;
• подражание старшим или авторитетным сверстникам;
• стремление соответствовать субкультуре значимой для подростка группы;
• влияние окружения, отсутствие навыков отказа и принятия решений;
• протест («назло») против требований в семье и школе;
• пассивная жизненная позиция;
• гиперактивность, агрессивность;
• желание получить удовольствие;
• попытка нейтрализовать отрицательные эмоции;
• чувство социальной незащищенности;
• скука, наличие свободного времени;
• неразвитые навыки общения;
• низкий самоконтроль.
Передается ли наркомания по наследству? Вопрос до сих пор остается открытым. По одной из версий, у некоторых людей в силу особенностей строения генетического аппарата вырабатывается недостаточное количество эндорфинов — веществ, ответственных за возникновение положительных ощущений (их называют гормонами радости). В этом случае даже единственная проба того или иного наркотического вещества чрезвычайно опасна, т. к. зависимость от химического стимулятора формируется очень быстро. Поданным клинических испытаний, риск развития пагубных пристрастий у детей в семьях, где есть взрослые, страдающие алкогольной или химической зависимостью, повышается в 5—6 раз. Хотя главную роль здесь скорее всего играет неблагоприятный семейный микроклимат, а не генетические особенности.
В ряде случае облегчать приобщение к наркотизации могут особенности характера подростка — акцентуации, т. е. чрезмерное заострение, усиление какой-то личностной черты. Акцентуации, не являясь признаком патологии, все же требуют дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов. Наиболее ярко акцентуации характера проявляются в подростковом возрасте.
Так, детям и подросткам с неустойчивым типом акцентуации присуще избегание любых видов деятельности, требующих усилия, напряжения, дисциплинированности. Им сложно сосредоточиться на достижении намеченной цели, они часто бросают дело на полпути. Такие особенности характера нередко связаны со слабостью, истощаемостью нервной системы. Поэтому воспитанники с неустойчивым типом нуждаются в постоянной внешней стимуляции, поддерживающей тонус нервной системы. Стимуляция должна носить легкий характер, не требовать напряжения.
Риск наркогенного заражения существует и у подростков с эпилептоидными чертами характера. Для них свойственны, с одной стороны, взрывчатость, жесткость или даже жестокость, с другой — педантизм, аккуратность, консерватизм, непринятие любого изменения в привычном ритме жизни. Такие подростки часто жалуются на приступы необъяснимо мрачного, унылого настроения. Чтобы справиться с ним, они тянутся ко всему, что «бьет по мозгам», в том числе и наркотикам.
Привлекательной наркотизация может оказаться и для подростков истероидного типа. Их отличительными чертами является стремление постоянно быть в центре внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или ругают. Главное — быть в центре внимания. Стремясь к популярности, они готовы даже совершать поступки, которые самим не нравятся. Пробы наркотических веществ у них часто происходит ради славы, чтобы завоевать авторитет окружающих. Истероидные подростки склонны к публичной демонстрации: могут открыто закурить во время школьной перемены, на вечеринке выпить спиртное, в компании друзей попробовать наркотик. При этом подростки любят преувеличивать свой опыт.
Влиять на наркотизацию может и шизоидный тип акцентуации. Такие дети и подростки отличаются недостаточно выраженной эмоциональностью, переходящей в холодность, неспособностью к сопереживанию, трудностями в общении даже с близкими. Среди сверстников эти подростки держатся особняком, одиночество тяготит их, но приспособиться к другим им сложно. Наркогенные вещества они используют, чтобы облегчить взаимодействие со сверстниками, почувствовать себя комфортно в группе.
Но ни особенности развития, ни акцентуации характера не определяют обязательно приобщения детей к наркотизации. Очень много зависит от ситуации, сложившейся в семье и школе, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Подростковый возраст является серьезным испытанием для большинства родителей и учителей. Так, младшему подростковому возрасту (12—13 лет) присуще аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Подросток с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости», не думая о последствиях: перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Стремление к риску может облегчать и приобщение подростка к одурманивающим веществам. Нередко этому способствуют и сами взрослые, описывающие негативные последствия наркотизации, создавая ореол таинственности, опасности ПАВ. Например, часто от родителей можно услышать реплики вроде «Ты еще мал пить».
В каком возрасте дети начинают интересоваться наркотиками? Установлено, что уже к 7—9 годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. С одной стороны, дети, конечно, «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность. С другой стороны, дети ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих средств или их «безвредность» (реклама на телевидении, традиции употребления ПАВ в семье и компаниях).
В 10—12 лет ребят интересует все, что связано с наркотиками. Сами наркотики не пробовали. С наркоманами знакомы единицы. В 12—14 лет некоторые дети начинают экспериментировать с приемом легких наркотиков, растворителей, таблеток. Знакомы с потребителями и распространителями наркотиков практически все. Опасность недооценивают. Разговаривают о наркотиках между собой («страшная тайна» от взрослых). Это наиболее опасный возраст приобщения к наркотизации.
В 14—16 лет формируются три группы:
• употребляющие и сочувствующие (употребление наркотиков у них является признаком независимости; не верят в привыкание, интересуются вопросами, связанными со снижением риска употребления);
• радикальные противники («сам не буду и не дам гибнуть другу»);
• неопределившиеся (в этой группе много ребят, относящихся к наркотикам с любопытством).
В 16—18 лет группы сохраняются, но уменьшается количество неопределившихся. Появляется негативная информация. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.
Установлено, что у человека, попробовавшего наркотик в 13—14 лет, риск развития зависимости повышается в 2—3 раза по сравнению с теми, кто попробовал ПАВ после 20 лет (хотя это вовсе не означает, что знакомство с наркотиками после определенного возраста становится безопасным).
По каким признакам можно узнать, что ребенок употребляет наркотики?
1. Подросток начал часто исчезать из дома. Причем эти исчезновения либо никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь, и расспросить о том, где же все-таки находился ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
2. Подросток начал очень часто врать. Причем эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу — не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел в школе и т. п. Однако врет он как-то лениво. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо, наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего ребенка-подростка практически полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Новых друзей вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Ваш ребенок не пытается объяснить, кто это звонил.
4. Вашего ребенка полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рассказываете, например, о болезни кого-то из близких или о неприятности, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к вам более холодным, недоверчивым, «чужим».
5. Ваш ребенок вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняется настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, но поговорил с кем-то по телефону и-до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
6. Ваш ребенок потерял свои прежние интересы. Не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
7. У него изменился режим сна. Он может долго спать, а иногда вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
8. У вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются практически во всех семьях наркопотребителей.
9. Вам все чаще кажется, что ваш ребенок возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, есть желание спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.
В настоящее время среди подростков широко распространено курение конопли, она же — травка, марихуана, план, дурь. Исследования показывают, что почти половина современных школьников до окончания школы пробовали хоть однажды марихуану.
Внешние признаки: сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги или пачек папирос (сигарет). Понаблюдайте за ребенком. Вас должно насторожить также наличие пустых баночек из-под лекарств, закопченные ложки, кусочки фольги, шприцы.
Вот чем характеризуется употребление марихуаны:
• головокружение, покачивание при ходьбе;
• глупый вид, непрерывное хихиканье;
• красные, воспаленные глаза;
• плохое запоминание событий, которые только что произошли;
• повышенный аппетит.
Через несколько часов, когда первичные признаки ослабевают, ребенок становится сонным.
Уже много лет идут споры, вредно или невредно курить марихуану. Очевиден тот факт, что «легкие» наркотики, как и табакокурение и алкоголизация, являются воротами в наркоманию.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, ни в коем случае нельзя: впадать в панику, читать мораль, угрожать наказывать. Поддержите вашего ребенка, проявив понимание и заботу, поговорите с ним, попробуйте в доверительной обстановке узнать причины употребления. Затем следует обратиться за советом к специалистам (психологам, наркологам), которые помогут найти выход из сложившейся ситуации. Не забывайте, что существуют анонимные кабинеты помощи наркозависимым. Если ваши подозрения не подтвердились, все равно нужно периодически обсуждать с ребенком проблемы употребления ПАВ.
Что нужно делать, чтобы избежать наркотизации детей?
Важным фактором защиты от употребления ПАВ является поддержка ребенка семьей. Чаще обнимайте ребенка, хвалите его за поступки. Не думайте, что ваш ребенок и так знает, что вы его любите. Пусть ваша любовь к ребенку будет выражена словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу безусловную любовь.
Хотя бы раз в неделю один вечер делайте что-то всей семьей. Пусть все члены семьи подумают и договорятся, что они хотели бы сделать вместе. Разделяйте интересы детей. Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое-то время. Например, 10 минут после школы, полчаса перед сном. Дайте им понять, что вам тоже хочется побыть с ними.
Внимательно слушайте ребенка. Пусть для него станет очевидным тот факт, что вы цените его мнение, знания, уважаете его чувства.
Не думайте, что вашему ребенку безразличны события, происходящие в мире: голод, войны, терроризм. Очень многие дети тяжело переживают подобные события. Поговорите с ними о том, что они видели и слышали, и успокойте их.
Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше он с вами будет делиться. Если вы чего-то не знаете и не можете ответить на вопрос ребенка, помогите ему докопаться до истины.
Приглашайте друзей и знакомых в гости вместе с детьми. Пусть дети участвуют в ваших разговорах с гостями. Поощряйте звонки вашего ребенка взрослым, которым он доверяет, когда ему нужен совет. Не препятствуйте обращению вашего ребенка за советом к другим взрослым. Дайте ребенку возможность общения с вашим знакомым, у которого такое же увлечение (например, музыка, велосипед, баскетбол, коллекционирование).
Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу. Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны. Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению. Часто оказывается, что ваши требования и взгляды ребенка совпадают.
Регулярно пересматривайте семейные правила для подростков, они должны соответствовать их возрасту и уровню зрелости.
Рассматривайте дисциплину как способ обучения ребенка, а не как форму наказания. Помните, что наилучшая дисциплина произрастает на почве взаимного уважения и близких взаимоотношений, а не на проявлениях власти или авторитаризма.
Помните: постоянное доверительное общение родителей с детьми является наилучшим способом профилактики употребления ПАВ.
Что делать, если ребенок принимает наркотики? Ваш ребенок должен понимать, что вы хотите помочь ему, а не наказать. Прежде всего нужно выяснить следующее: сколько раз, где и при каких обстоятельствах он принимал вещество; где брал и почему употреблял.
Если подросток говорит, что его заставили, следует обсудить с ним вопрос о личной ответственности. Нельзя ограничиваться рекомендациями типа «в следующий раз откажись». Вместе нужно обсудить все возможные плюсы и минусы употребления ПАВ. Они могут быть выписаны на отдельном листке.
Следующим шагом должно быть обращение за помощью к специалистам (психологам, наркологам), которые помогут найти выход из сложившейся ситуации. Вместе с ребенком узнайте информацию об анонимных кабинетах помощи наркозависимым, помогите ему попасть туда как можно скорее.
Нередко родители, у которых ребенок употребляет наркотики, стараются сделать так, чтобы никто об этом не знал. Замалчивание — это своего рода примирение с ситуацией. Теряется время, происходит необратимое разрушение личности наркомана и его здоровья.
При употреблении наркотиков утрачивается способность к самооценке и самоконтролю. Человек перестает оценивать правильность своего поведения в общении с окружающими. Потеря способности видеть себя со стороны приводит к чувству потери дистанции. Употребляющий наркотик ведет себя фамильярно, вызывающе даже с совершенно незнакомыми ему людьми, что приводит к конфликтам и дракам. Незаметно для самого себя он превращается в законченного эгоиста.
Употребляющий наркотики считает, что все окружающие ему чем-то обязаны. У наркомана нет обязанностей, есть только права. Самому наркоману кажется, что окружающие ничего не видят, относятся к нему по-прежнему. А сам он добрый, хороший и внимательный. В медицине это называется «отсутствием критики к себе». Поэтому наркомана трудно уговорить лечиться вне ломок. Ему живется «просто», хорошо и весело. А окружающие (учителя, родители, врачи) пытаются его уговорить, что жить надо «скучно»: учиться, работать, думать. Раскаяние, способность осознать беду приходят только тогда, когда начинается синдром отмены (ломка). Часто наркоман соглашается на обращение к врачам, в больницу, чтобы просто снизить дозу, снять ломки, а не для того, чтобы бросить. Человек лжет самому себе, не признавая, что прием наркотика становиться смертельно опасным.
Вторым по значимости изменением психики у больного наркоманией является неспособность контролировать свои эмоции. Сначала это проявляется только в периоды отмены наркотика, а затем смена настроения, гневливость, раздражительность присутствует у наркопотребителя всегда. Он становится агрессивным, эмоционально неустойчивым, способным на любые, даже противоправные действия, например воровство, угон автотранспорта и др.
Еще более серьезным признаком приобщения подростка к употреблению наркотиков следует считать изменение особенностей психического реагирования. Это немотивированные изменения эмоционального состояния, своеобразные приступы неадекватной веселости, дурашливости, речевой и двигательной расторможенности, переходящие в безразличие, подавленность, озлобленность, агрессивность. Такие колебания могут происходить по нескольку раз в день. Настораживать должно и сужение круга интересов, уклонение от любой умственной нагрузки, требующей усидчивости, своеобразная «умственная лень». Еще более яркими, вескими доказательствами одурманивания служат случаи появления подростка в состоянии опьянения без запаха. Иногда специально стремясь замаскировать употребление наркотика, подросток полощет себе рот спиртным, но степень опьянения при этом не соответствует силе запаха (он слабее), а попытка маскировки свидетельствует уже об общении с опытными наркоманами.
Средняя продолжительность жизни наркомана — 5—7 лет, в редких случаях до 10 лет.
Как подростку пережить смерть близкого человека
Как пережить развод родителей подростку
Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка
Психологические особенности детей школьного возраста
Проблемы подросткового возраста. Мятежная юность: правда и заблуждения
Нет комментариев. Ваш будет первым!