Анализ психологических проблем детей в начальной школе широко представлен в отечественной литературе, прежде всего в концепциях так называемой готовности к школьному обучению.
Умение учиться включает в себя понимание ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способа выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Эти положения развиваются в работах А. В. Запорожца, А. И. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. А. Люблинской.
Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации.
Объективная трудность воспитания младших школьников состоит в том, что дети не умеют давать обратную связь, не знают, как ответить на несправедливость, критику, жесткий контроль, чрезмерную опеку, как объяснить, что задевает и обижает их, что мешает хорошо учиться и дружить со сверстниками.
Проблемы ребенка могут быть поняты только при изучении всей полноты его жизненных обстоятельств, связей и отношений. Чтобы помочь ему, психологу-практику необходимо увидеть полную картину его развития, соотнести ее со школьной и семейной ситуацией, с особенностями его личности и характера. Явления дезадаптации нередко проявляются в повышении температуры, дневном энурезе, рвоте, слезливости, расстройствах внимания.
Ребенок справляется с этими трудностями, если способен осуществлять усилия, но он не рождается с этой способностью. Если в дошкольном детстве не была воспитана эта способность, то детям очень трудно овладеть произвольным поведением.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, взрослый должен помочь ему научиться выражать свои чувства^ помогая тем самым переносить травмирующую ситуацию, найти способ справиться с ней.
Решение психологических проблем в начальной школе способствует формированию школьной успеваемости, личностного развития, развитию коммуникативных навыков, профилактике девиации. При необходимости должна проводиться специальная коррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая.
Не менее сложным является для детей так называемый переходный возраст. В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает возраст примерно с 10—11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
По мнению Л. И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
Л. И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развитие доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера.
Автор: О. С. Гришанова
Проблемы подросткового возраста. Мятежная юность: правда и заблуждения
Как пережить развод родителей подростку
Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка
Нет комментариев. Ваш будет первым!