Для молодых преподавателей СПО. Что значит быть учителем подростка
Автор: Рахматуллина Гузель Фяритовна, преподаватель информатики, ГБПОУ "Сызранский медико-гуманитарный колледж", г. Сызрань
Описание статьи: Данная статья вам расскажет об особенностях работы с обучаемыми подросткового возраста, о проблемах, с которыми может столкнуться начинающий преподаватель СПО, возможных причинах и путях их устранения.
Этот материал пригодится молодым специалистам - выпускникам педагогических ВУЗов и преподавателям, работающим первый год.
Для молодых преподавателей СПО. Что значит быть учителем подростка
Когда я поступала в Самарский государственный технический университет на электротехнический факультет по специальности «Педагог профессионального обучения», я еще до конца не осознавала, кем буду. Я легко могла представить себе школьного учителя, знала, что значит вести занятия у ребят 7-18 лет, но вот какой он - преподаватель, который обучает уже осмысленную молодёжь, мне еще только предстояло узнать.
Годы учебы в университете позволили мне сложить представление, каким должен быть идеальный педагог и каким быть не должен, как работать с молодежью, как научиться объяснять сложный предмет на простом языке. За это огромное спасибо моим педагогам. Обучаясь сама, я всегда задумывалась: «А смогу ли я тоже стать такой?», «Справлюсь ли с возложенными на меня обязанностями?» и «Смогу ли полюбить свою работу?». Последний пункт, считаю, был самым важным, ибо без любви к своей профессии трудно быть хорошим профессионалом.
Первая же моя практика (на 4 курсе, в механико-технологическом техникуме) показала, что это безумно интересный и увлекательный процесс – работа с подростками. Я влюбилась в свою будущую профессию.
Устроившись в медико-гуманитарный колледж, и проработав здесь, уже за неделю я поняла, что в профессии не ошиблась. Все страхи и сомнения развеялись сами собой, я поняла, что хочу и могу преподавать.
Хоть опыт преподавания у меня еще сравнительно мал, я уже сделала для себя немало выводов и хочу ими поделиться.
Во-первых, педагог – он, прежде всего, психолог, ведь предмет его деятельности – человек. А это значит, что он, в первую очередь, должен уметь работать с людьми. Педагог должен быть наблюдательным, внимательным, должен уметь слушать и – как итог – анализировать и делать выводы. И на основе этих выводов решать, какую тактику ему применять, как воздействовать на аудиторию, как увлечь предметом.
Во-вторых, педагог должен быть товарищем и наставником. Проводя практические занятия, преподавателю приходится взаимодействовать уже не со всей группой, а, как правило, с каждым студентом отдельно.
Специфика моего предмета такова, что мне неизменно на каждом занятии приходится работать индивидуально с каждым студентом: выполняя совершенно одинаковые по сложности задания на ПК, каждый студент справляется с ними по разному и, соответственно, ошибки и затруднения у всех разные. Поэтому, в таких случаях приходится анализировать каждую конкретную ситуацию, выявлять ошибку и уровень способностей студента и вместе с ним искать оптимальный выход. Задача педагога при этом - доходчиво объяснить обучаемому, в чем он ошибся, и помочь ему самому найти решение, проявив при этом терпение, понимание и деликатность. Раздражительность и импульсивность – самый главный враг педагога. Эти черты сводят на нет все его прежние старания.
Нельзя забывать, что перед нами подросток. Это уже не ребенок, который будет слушаться старших из-за страха, но и не взрослый, который осознанно пришел учиться и стремится получить знания. Подростковый возраст сложен тем, что каждый индивид уже имеет свое мнение и свое представление о том или ином аспекте, но еще не обладает способностью зрело оценивать ситуацию и анализировать собственные ошибки. Он либо слишком категоричен, либо, наоборот, безразличен ко всему. Уже нет той детской любознательности, но и нет осознания необходимости усвоить информацию.
Тут-то и выявляется, способен ли ты стать настоящим педагогом, сможешь ли найти подход к своим обучаемым, подобрать ключик к сердцу.
Я заметила, что для этого нужно не так уж много. В первую очередь, нужно уметь его слушать, уметь увидеть в нем личность, показать свою заинтересованность в его успехах. И когда подросток видит искреннее желание педагога ему помочь, он невольно начинает стараться оправдать ожидания своего преподавателя, старается его не разочаровать. Главный козырь педагога тут – дружелюбие. Подростков, как и детей, нужно поощрять словами (но при этом не перехвалить). Никто не огрызается на доброе слово, в то время как любое нетерпение и раздражительность, безразличие воспринимается как негатив, что дает совершенно обратный результат – обучаемый уже не хочет ничего понимать, у него полностью пропадает желание работать. Подросток не простит, если его будут воспринимать лишь как часть толпы. Он – личность, и он будет «кричать» об этом своими поступками. А уж хорошими или плохими, это зависит уже от преподавателя.
Ну, и в качестве третьего момента стоит отметить, что педагог должен быть первоклассным специалистом в своей предметной области. Его не должен застать в врасплох каверзный вопрос студента. Он должен быть готов к этому. Что для этого нужно? Нужно не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно работать над собой, самосовершенствоваться. Пословица «Век живи - век учись» должна стать основным его девизом.
Только освоив для себя эти три истины, можно стать педагогом, которого будут любить и уважать.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей подростка
Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками
Интерактивные технологии в работе с трудными подростками
Развитие творческого потенциала студентов колледжа
Похожие статьи:
Психологические особенности детей школьного возраста
Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения
Как пережить развод родителей подростку
Как подростку пережить смерть близкого человека