Использование технологии музейной педагогики при обучении детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах
Задача музыкальных руководителей – посредством музыки помочь ребёнку пробудить в его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры. Нам необходимо ввести каждого маленького человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей в мир познания искусства. Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного, систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности, исполнительские возможности всех детей. «Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать».
Сегодня в детском саду очень актуальны мини-музеи. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Поэтому одной из форм моей работы по приобщению детей к музицированию является технология музейной педагогики.
Проанализировав свою работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах, а также состояние музыкальной предметно-развивающей среды детского сада, я выявила несколько проблем: в музыкальном зале недостаточно методического, иллюстративного материала; нет программы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Изучив опыт педагогов новаторов, опыт других музыкальных руководителей, все теоретические вопросы по этой теме, организовав посещения учреждений дополнительного образования (детскую музыкальную школу, школу искусств), я накопила некоторый творческий материал.
Итогом проделанной работы стало создание мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек «Радуга звуков». Главная цель моего опыта по созданию мини-музея – формирование умения игры на музыкальных инструментах, исполнительского мастерства дошкольников посредством использования технологии музейной педагогики. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
ознакомление детей с музыкальными инструментами и их названиями;
освоение простейших приёмов игры на разных музыкальных инструментах;
развитие чувства ансамбля, слаженности звучания в оркестре;
развитие умения импровизировать на музыкальных инструментах.
Мною была разработана система обучения детей игре на музыкальных инструментах. В ней органично сочетаются музыка и речь, музыка и художественно-творческая деятельность детей, музыка и движение, музыка и игра. Вся система работы отражена в содержании деятельности:
- перспективное планирование (образовательная деятельность с детьми, мероприятия с педагогами, родителями);
- конспекты экскурсий-занятий, включающие разнообразные методы и приёмы (наглядный – рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов; словесный – описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи о музыкальных инструментах);
- комплексы музыкально-творческих игр, разработанных специально для музейных экспонатов;
- рабочая программа кружка «До ми соль-ка» (музицирование в ансамбле и оркестре).
Мини-музей «Радуга звуков» организован в «центре музыкального творчества» – в нашем музыкальном зале. Удобное расположение экспонатов позволяет осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей и педагогов время. На экскурсию в мини-музей приходят маленькие дети младшего возраста, они с удовольствием музицируют на музыкальных инструментах-самоделках: барабанчиках, различных маракасах, погремушках.
Занятия-экскурсии начинаются со старшего дошкольного возраста. Занятия, цикл которых рассчитан на два года, строятся на следующих принципах: личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, его музыкальным возможностям и способностям; учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно-развивающих экскурсий; системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста; интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников; ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Работа мини-музея это не только количество полученной информации в ходе экскурсий, это в первую очередь пробуждение у детей творческой активности – желание импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Значительна и образовательная роль мини-музея «Радуга звуков»: занимательные рассказы об истории происхождения музыкальных инструментах, проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры) позволяют выполнять задания, посвященные экспозициям. После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты, а на следующей экскурсии он может попробовать себя в роли экскурсовода. В нашем мини-музее работает «Музыкальный киоск», в котором можно всегда взять «напрокат» обучающий диск, музыкальную компьютерную игру. В «Музыкальной мастерской» можно изготовить музыкальный инструмент своими руками.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея достаточно разнообразные: тематические экскурсии вечера и музыкальные викторины, проводимые в «Музыкальной гостиной»; театрализованные представления; совместные концерты детей детского сада и учащихся детской музыкальной школы.
В рамках музейной педагогики тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников: проводим совместные досуги, развлечения, праздники, тематические концерты. Мини-музей «Радуга звуков» это огромная творческая работа всех педагогов детского сада и родителей, которые помогают в преобразовании окружающей среды.
Внедрение данного опыта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них способствуют самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и мелодий. Этому эффективно помогает работа мини- музей «Радуга звуков».
Литература:
1. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.,2006.
2. Рыжова Н., Логинова Л., Мини-музей в детском саду.– Линка-Пресс, 2008.
3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.
4. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М, 2002.
5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах – М., 1990.
6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П., Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.
7. Тютюнников Т., Музыкальные инструменты К.Орфа. – Д/в №2,1998.
Рекомендуем посмотреть:
Мини-музеи в моей в группе детского сада
Интерактивный урок литературы в 5 классе. Сказки русской избы
Паспорт мини музея в детском саду
Школьный краеведческий музей как организатор исследовательской работы учащихся в сельской местности
Похожие статьи:
Музейная педагогика в детском саду