Статья «Школьный краеведческий музей как организатор исследовательской работы учащихся в сельской местности. На примере музея «Истоки» (МБОУ «Шатская СОШ»)»
Автор: Сафронова Мария Олеговна
Место работы: учитель истории, МБОУ "Шатская СОШ", п. Шатск, Тульская область
Аннотация: Данная статья - попытка доступным языком обобщить опыт ведения краеведческой исследовательской деятельности в школьном музее. Музей - это динамично развивающееся пространство, которое может и должно организовывать научно-исследовательскую работу, сопровождать ребенка в его первых шагах в настоящую науку. Кроме того, автор надеется, что статья станет началом обмена опытом, продуктивных дискуссий на актуальные темы школьной музейной педагогики среди руководителей данного типа музеев, учителей истории, педагогов дополнительного образования и многих неравнодушных к этой теме людей.
Цель - обмен опытом в сфере НИР (научно-исследовательской работы) краеведческого музея в сельской школе.
Музейная педагогика – словосочетание, которое в последние годы звучит все громче и чаще. Музеи становятся не просто местом созерцания, но активного обучения людей разных возрастов. Особое положение занимают школьные музеи краеведческой направленности. Такие учреждения играют громадную роль в функционировании культурного пространства социума, в особенности, сельского.
Что же такое «школьный краеведческий музей» для сельского общества? В первую очередь, это едва ли не единственное место сохранения исторической памяти и обеспечения связи времен, традиций и поколений. Редко в какой деревне или в поселке сельского типа встретишь такое учреждение как архив. Иногда функции архива берет на себя библиотека или администрация (если она есть), однако именно школьный музей призван заполнить недостаток в изучении локальной истории.
«Региональная или локальная история» - это сравнительно новый для отечественной науки методологический микроподход в научных исследованиях. Последние два десятилетия происходит кризис фундаментальных подходов, так называемых «метарассказов». История дробится, выбираются узкие феномены и явления для исследования, порой даже отдельные казусы.
То, что в исторической науке становится актуальным только сейчас, в школах существует очень давно. Темы краведческого, т.е. локального характера всегда были основой исследовательской деятельности учащихся в сфере предмета «История России» и на базе школьных музеев.
Однако зачастую существует разница между краеведческими музеями в городских и сельских школах. С одной стороны, разнообразие в подборе тематик для исследования, их разработанность в науке, относительная простота в сборе материала – это черты, присущие научной работе в городских школьных музеях. С другой стороны, сельский музей является площадкой для выбора уникальных тем, позволяет быть первооткрывателями во многих вещах, что, как показывает практика, немаловажно для учащихся. Хотя, конечно, необходимо понимать, что работа «на целине исторической науки» (не побоюсь громкого слова «наука») неимоверно сложна, и не стоит ждать каких-то заоблачных результатов от учащихся 5-6 классов. Исследователя надо воспитывать и создавать ему условия для плодотворной учебно-научной деятельности. В этом немаловажную роль играет квалификация учителя.
Музей «Истоки» МБОУ «Шатская СОШ» уже 20 лет ведет плодотворную исследовательскую работу совместно с учащимися. Так как музей функционирует в сельском социокультурном пространстве, и на его работу накладывает отпечаток специфика нашей местности, то и работы учеников носят отпечаток этой индивидуальности.
С чего начать музейному руководителю исследовательских краеведческих работ? В каких областях лежат темы для изучения? Пожалуй, начнем по порядку. Скорее всего, нижесказанное будет являться для вас прописными истинами, но никто не запрещает делиться опытом работы.
Итак, темы и примеры исследований (но не проектов) на базе нашего музея:
1. Темы, лежащие в сфере географии и смежных дисциплин: геология, почвоведение, изучение полезных ископаемых, рельефа и т.д.
К примеру, «Шатская станция «Подземгаз» и бурые угли Подмосковного бассейна», «Река Шат: характеристика, история и современность» и т.п.
2. Палеонтологическая тематика: древнейшие обитатели, палеофлора и фауна, палеорельеф и т.д.
К примеру, «Древности Московского моря на территории Тульской области», «Окаменелые останки палеофауны с берегов р. Шат» и т.п.
3. Археология: первые жители края, славянские племена, Древняя Русь, Московская Русь, поисковые отряды, местные археологические культуры и древние жители и т.д.
Здесь стоит оговориться, что не все раскопы – археология. Если вы ведете не только теоретическую, но и практическую работу, не забывайте, что незаконные раскопки исторического памятника преследуются по закону. Ограничьтесь камеральным (лабораторным, документальным) исследованием археологической коллекции школьного музея, если таковая имеется, посетите ближайший археологический музей, в качестве волонтеров поучаствуйте в археологической экспедиции (детей принимают с 14-16 лет). Но не устраивайте несанкционированные раскопки.
Пример тем: «Древние города на р. Шат», «Новосельское городище: археология, история, современность», «Археологическая карта нашей местности» и т.д.
4. История XVIII-XIX вв.
К примеру, «Строительство Ивановского канала», «Река Шат в системе гидросооружений Петра I», «Деревни Тульского уезда в XIX в.» и т.д.
5. История XX в.
XX в. – самая популярная эпоха в школьных исследованиях. Чаще всего работы ведутся по изучению Великой Отечетвенной войны в определенной местности, судеб участников войны, погибших, пропавших без вести и многое другое. Кроме того, очень актуально исследование Первой мировой войны, работы генеалогического характера, изучение выдающихся личностей-земляков, история школы.
К примеру, «Строительство Шатской станции «Подземгаз» и п. Шатск», «Боевой путь наших ветеранов», «Учителя-фронтовики», «История «Шатской средней школы» и т.д.
Я привела примеры тем, которые лежат на поверхности, просятся быть изученными. Каждую тему можно дробить на микроисследования, брать еще более узкие направления.
В процессе руководства над краеведческой деятельностью учащихся мы воспитываем, в первую очередь,
гражданина-патриота через непосредственное соприкосновение исследователя с историей, через погружение в эпоху, сопереживание. Краеведческая работа во многом способствует осознанию этнической идентичности детей, воспитывает ребенка как творца-исследователя, развивает необходимые аналитические навыки, логику, способность выстраивать причинно-следственные связи, оригинальность и креативность мышления.
Кроме того, не только для детей, но и для всего сельского общества остро стоит проблема нахождения в своей местной истории такого факта, которым можно гордиться, который является «изюминкой» для села, деревни, поселка. Исследования детей помогают эту «изюминку» отыскать.
В качестве наглядного
результата исследовательской работы можно выпускать печатные издания на базе музея, как делаем это мы, участвовать в конкурсах различного масштаба, обязательно презентовать работы на школьных собраниях. Все выводы, сделанные детьми, найденные ими факты, интересные идеи и мысли не должны пылиться на музейных полках, ими необходимо делиться с другими учениками, учителями и, желательно, со всем сельским социумом.
Желаю успехов вам и вашим ученикам! Процветания вашему школьному музею!
Рекомендуем посмотреть:
Использование технологии музейной педагогики при обучении дошкольников
Внеклассное мероприятие. Экскурсия в школьный музей. Методическая разработка
Школьный музей
Виртуальная экскурсия в школьном музее с дошкольниками
Похожие статьи:
Музейная педагогика в детском саду