Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие. Экскурсия в школьный музей. Методическая разработка

Разработка внеклассного мероприятия «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Тема: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».
Цель:
• Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
• Развитие творческих способностей детей: актерского мастерства, развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей.

Экскурсия проходит в школьном музее «Русская изба», в котором представлены разнообразные экспозиции: «Домашняя и хозяйственная утварь», «Костюм Воронежской губернии», «Народная игрушка», «Русская трапеза», «Русские обряды», «История заселения Лискинского района», «Свадебный обряд», «Русская прялка», «Проходите в избу», «Русь православная», «Святочные гадания», «Наш весёлый хоровод».

Экскурсоводы музея в русских костюмах. Одна из девушек держит в руках на расшитом рушнике хлебный каравай.

1 экскурсовод
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
И в музей зовём мы Вас

2 экскурсовод
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим!

3 экскурсовод
Посмотрите влево, вправо
Здесь предметы старины:
Ложки, кружки-хохломы
И посуда непростая,
Вся такая расписная.
Печка русская стоит,
Люлька рядом тут висит.
Сундуки стоят напротив
Прялки выстроились в ряд -
Украшают весь обряд.
А хозяин и хозяйка, чтобы
Встретить всех гостей
И на стол накрыть скорей
Подметают, убирают, свечку
Быстро зажигают
Одеваются… наряжаются
Гостей встречать собираются
Гостей встречать собираются,
Песней русскою зазываются!

Исполняется любая русская народная песня.

4 экскурсовод
История нашего Воронежского края связана со многими знаменательными событиями России. На протяжении столетий он играл значимую роль в успехе и процветании государства.
Впервые о Воронежском крае упоминается в летописях, датируемых 1177 г. В летописях упоминается о том, что в 1238 году около Воронежа происходило сражение войск древнерусских князей с ордой хана Батыя. Однако официальной датой возникновения Воронежа принято считать 1585 год, когда русский царь Фёдор Иванович приказал построить на месте современного города крепость, чтобы защищаться от набегов кочевников.
Спустя столетие Воронежский край сыграл особую роль в формировании петровской России: в декабре 1695 года Боярской думой был утверждён указ Петра I «О строительстве в Воронеже флота российского».
Особенно усилилась роль Воронежа во времена правления Екатерины II в XVIII в.
Официальный губернский статус край приобрёл в 1725 году. В 1799 г. в результате административной реформы Екатерины II Воронежскую губернию разделили на Тамбовское и Воронежское наместничества. Вернуть свой губернский статус удалось лишь спустя 17 лет, 12 декабря 1796 года, при императоре Павле I.
В 1802 году произошли новые преобразования территориальных границ, которые завершились лишь в 1824 году.
С приходом к власти большевиков Воронежская губерния в 1918 году вошла в состав РСФСР. Губернский статус сохранялся за краем вплоть до 14 мая 1928 года, когда Воронежская губерния была упразднена, а её уезды стали частью Центрально-Черноземной области.
Почвы местности были бедны природными ископаемыми. Не изобиловала губерния и лесными массивами. Поэтому деятельность населения была сосредоточена в основном в сельском хозяйстве. Здесь сеяли рожь, пшеницу, овёс, гречиху, просо, ячмень, горох, в некоторых местах встречались посевы конопли и льна.
На огородах выращивали капусту, свеклу, морковь, репу, мак, картофель, бобы, лук, редьку и табак. У некоторых воронежских помещиков имелись яблоневые и грушевые сады.
Помимо плодородных почв наш, край был знаменит своим развитым скотоводством. Особое место в этой области занимало коневодство. Самый крупный конезавод располагался в Бобровском уезде в селе Хреновом. На территории этого предприятия выведены знаменитые породы лошадей: русская верховая и русская рысистая.
Крестьяне жили в избах, которые строили из дерева, но встречались в деревнях и сёлах каменные дома. Перед тем как их поставить, искали «счастливое место». Если на выбранном участке за время строительства умирала лошадь или корова, искали другой.
В пищу употребляли ржаной хлеб, а по праздникам пекли пироги и пряники. Ели щи, борщ, лапшу, уху, свекольник, тюрю, пареную репу и разнообразные каши. Из фруктов ели мочёные яблоки, груши. Пили квас, хлебное вино.
Внутрисемейные отношения жителей губернии строились на почитании предков и большом уважении к родителям, особенно к главе семейства.

5 экскурсовод
Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далёкие времена.
Предметы искусства создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала до конца. Тайны мастера хранились и передавались из поколения в поколение – таков путь совершенства. Главным учителем была русская природа. Она же предоставляла простейшие материалы: глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, и даже деревни. Так рождались народные промыслы.
Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Слава о народных промыслах Воронежского края гремела по всей России. Произведениями кустарного производства местных умельцев любовались и российское дворянство, и европейские вельможи, высоко ценившие тканые ковры и самобытные керамические изделия. Производство керамики считалось доходным делом.
В нашем школьном музее представлены предметы быта из керамики (показывают изделия из керамики и рассказывают об их назначении; рассказывается о домашней и хозяйственной утвари - лохань, рубель, коромысло, сундук, горка лавка, скамья, самовар, крынка, утюг и др.).

1 экскурсовод
Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.


Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Над прялкой трудились два мастера: один вырезал се из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

2 экскурсовод показывает образец костюма Воронежской губернии.
Народный костюм всегда соответствовал образу жизни человека, его труду и характеру.
Одежда крестьян Воронежской губернии была разнообразной, со своими местными особенностями. Наряды шили в основном из домотканых материалов. Одежда изготавливалась из набойки, холста, пестряди, сукна, овчин. Позднее стали использовать и фабричные ткани – шерсть, плис, сатин, кумач и ситец.
Женщины губернии после замужества носили понёвы. В основном их шили из полотна чёрного цвета, разбитого на квадраты чаще всего красными, реже синими, ткаными полосками. К нижнему краю поневы пришивали полосу ткани – оклад, - украшенную вышивкой и орнаментов из ромбов, кругов и квадратов: так мастерицы изображали всё то, что выращивалось на полях.
Вместе с понёвой или сарафаном женщины носили рубахи. Их шили из домотканого холста, и были они на все случаи жизни: будничные, праздничные, свадебные.
Поверх рубахи и понёвы на бедро женщина повязывала кусок узкой ткани чёрного цвета – покромку, которая с обеих сторон имела концы из шерстяной ткани, украшенной многоцветным геометрическим орнаментом.
Начиная с 6-7 – летнего возраста каждая девочка должна была собственноручно наткать 5-6 покромок для будущего замужества.
Незамужние девушки носили сарафаны. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней женщины они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубахах вышивались.
Комплекс одежды крестьян считался бы неполным без головного убора. Замужняя женщина не показывалась на улице «простоволосой». Девушки заплетали косу и могли ходить с непокрытой головой. Выходя замуж, они делали две косы. Изменения в причёски происходили во время свадебного обряда, когда девушка возвращалась из церкви с венчания.
Замужние женщины носили кичку или сороку вплоть до рождения первенца, а потом надевали их лишь по праздникам, а голову покрывали платками. С возрастом женщины меняли кички и сороки на скромные платки.
Помимо этих головных уборов жительницы Воронежской губернии носили кокошники, которые появились в этом крае в XVI-XVII веках.
Платок считался одним из самых желанных подарков: жених преподносил его невесте, а муж – жене после рождения первенца.
Зимой по будням женщины носили валенки, а в тёплое время года – кожаные башмаки. По праздникам надевали черевики, лёгкие кожаные сапоги и лаковые чуни.
Мужская одежда крестьян Воронежской губернии, также как и женская, состояла из нескольких предметов В комплекс входили: рубаха – косоворотка, портки, картуз, шуба, тулуп, малахай, треух, шапка, сапоги, валенки и различные пояса.
Крестьяне верили, что рубаха может служить своеобразным оберегом. Её надевали на новорождённого сразу после появления на свет.
Непременным предметов одежды воронежского мужика были портки. В XIX веке их шили из крашеной посконной холстины домашнего производства.
Позднее они стали называться штанами, затем им на смену пришли брюки.
Рубаху – косоворотку, которая относится к туникообразному типу одежды, надевали навыпуск и подпоясывали в талии.
Пояс считался важной деталью русской мужской одежды и изготавливался из различных материалов. Носили его определённым образом – концы пояса традиционно завязывали только на левом бедре.
Русские мужские головные уборы имели большое разнообразие по форме и материалам. Наиболее характерные – грешневик и малахай.
Набор мужской обуви был невелик. Подавляющее большинство населения этих земель пользовались кожаной и валяной обувью. Характерного именно для Воронежа типа лаптей не существовало. Это объяснялось относительной состоятельностью населения губернии и в некоторой мере скудностью сырья для выделки лаптей.

3 экскурсовод
Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.
О чем же идет речь?
Конечно же, о полотенце (показывается коллекция рушников, представленных в экспозиции музея).
Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4 экскурсовод
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимала его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Умирал человек - покрывали гроб полотенцем. И полотенце вывешивали у окна в день смерти, знак, что в доме появился покойник. По полотенцу душа должна была отправиться в мир иной.
Полотенце жертвовали в церковь по обету.
«Заветную» вышивку выполняли в случае болезни.
Девушка, готовясь к свадьбе, изготавливала не менее 20 полотенец. Полотенце было опознавательным знаком жениха и невесты. Его прикрепляли к головному убору, одежде, вешали на плечо, на шею. Во время венчания полотенцем связывали руки жениха и невесты, символизирующее крепость их будущей совместной жизни.

5 экскурсовод
Если кто-то из вас бывал на современной свадьбе, то мог видеть, что родители и родственники жениха на пороге дома встречали молодых хлебом и солью, преподносили их на узорном полотенце. На следующий день после свадьбы молодая жена развешивала полотенца по стенам своего нового жилища, как бы устраивала своеобразную выставку, по которой родня мужа могла судить о трудолюбие и умение невестки, о ее художественном вкусе и мастерстве.
Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых сил.
Очень часто на вышитых полотенцах встречаются изображения красивых цветов, деревьев, пышнохвостых птиц-пав, петухов, круглогривых коней с всадниками, горделивых женских фигур. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла!
Матери передавали свое мастерство и традиционные мотивы в вышивке дочерям. Семилетних девочек матери сажали рядом с собой и показывали приемы вышивки и ткачества, расшифровывали значение узоров-символов.
Б.Дубровин:
На вид орнамент не приметен,
Но он столетия живёт,
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоре вытканы не зря.
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Многое в символике нам недоступно, но мы сейчас попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.
Экскурсоводы рассказывают о том, что обозначали знаки, вышитые на полотенцах: Знаки Солнца, знаки Земли, знаки Воды.

1 экскурсовод
А сейчас мы проверим, как вы, ребята, запомнили о тех предметах, которые представлены в нашем музее (загадывают загадки о тех вещах, которые представлены в различных экспозициях музея).

2 экскурсовод
Мы надеемся, ребята, что сегодняшняя экскурсия помогла узнать вам много интересного о нашем крае, о его обычаях и традициях
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.


Литература

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по профориентации для 7 класса коррекционной школы Школьный краеведческий музей как организатор исследовательской работы учащихся в сельской местности Школьный музей Виртуальная экскурсия в школьном музее с дошкольниками

Похожие статьи:

Внеклассные мероприятия, 7 класс

Вечер отдыха в школе. Сценарий

Зачётный тест по истории России для 10 класса | Урок по праву в 10 классе. Правовое государство
Опубликовано: 3308 дней назад (8 марта 2015)
Просмотров: 8730
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!