Каждая тема или проблема, в рамках которой работает образовательное учреждение, нуждается не только в тщательно продуманном плане действий, но и в четко обозначенных старте и финише.
Стартом работы по организации проектной деятельности в школе может быть система обучающих занятий с педагогами (например, в рамках совещаний или педсовета) и учащимися в рамках курса «Учимся проектировать». А вот результат работы может быть представлен в виде тематической недели «Фестиваль проектов».
На этом фестивале представляются лучшие проекты, разработанные и реализованные в течение года. Вся жизнь образовательного учреждения на неделю подчиняется правилам этого праздника мысли, смелости и любознательности.
Чтобы праздник удался, его нужно тщательно подготовить: организовать его рекламу, создать экспертную оценочную комиссию, продумать требования и критерии оценки, познакомить учащихся с правилами подготовки к презентации проекта.
Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Результат должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеофильмы, альбомы, альманахи, web-сайты, газеты, костюмы, макеты, сценарии, рекламные проспекты, наборы открыток, планшеты, сборники и т. д.
Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
- доклад;
- слайд-шоу;
- компьютерная презентация;
- игра;
- стендовая презентация;
- концерт;
- литературный альманах;
- видеофильм;
- реклама;
- заочная экскурсия;
- спектакль;
- театрализованное представление;
- демонстрация электронных пособий и т. д.
Требования к презентации:
- защита-презентация проводится самим автором (индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект);
- перед началом публичной защиты-презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный в соответствии с установленными в школе нормами, и лист «Защита- презентация проекта» (см. Приложение);
- содержание и композиция защиты-презентации определяется авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы; цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;
- после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации;
- в ходе защиты-презентации проекта возможно использовать рекламно-пояснительную продукцию (рекламные плакаты, буклеты, программы, аннотации и т. д.).
Далее представлены возможные номинации проектов. Материал может быть полезен при организации недели «Фестиваль проектов».
Проект - открытие
Проект - удивление
Проект - уникальность
Проект - забавный
Проект - академический
Проект - размышление
Проект - полет фантазии
Проект - эрудиция
Проект - гармония
Проект - исследование
Проект - проблема
Проект - эврика
Проект - обозрение
Проект - универсальный
Проект - панорама
Проект - творчество
Проект - сюрприз
Проект - мини
Проект - глобальный
Проект - свободный выбор
Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-либо основу (клише) для подготовки к защите своей работы. Ниже представлен один из возможных вариантов шаблонов, которые могут быть полезны учащимся.
Защита-презентация проекта
1. Тема _____________
2. Актуальность темы _________
3. Цель _____________
4. Участники проекта __________
5. Класс _____________
6. Этапы выполнения проекта _________
7. Характеристика (вид проекта) __________
8. Краткое содержание ___________
9. Используемые средства, методы ____________
10. Проведенное исследование в рамках проекта ___________
11. Форма представления, презентации ____________
12. Распределение обязанностей между участниками проекта _____
13. Практическая значимость проекта _______
14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности) _______
15. Пожелания и предложения участников проекта ______
Виды проектов:
- краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;
- монопредмегный, межпредметный, внепредметный;
- индивидуальный, групповой, коллективный;
- творческий, исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный;
- экологический, экономический, психологический, методический.
Формы представления: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, разработка, компьютерный вариант, стенд, планшет, раскладушка, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.
Оценивать проект не менее сложно, чем его защищать. Членам экспертной оценочной комиссии должна быть предложена определенная форма, содержащая параметры оценки. Далее представлена одна из возможных форм.
Оценивание проекта
Класс _____ « _____ »
Ф. И. О. участников проекта ___________
Тема проекта ____________
Параметры Жюри |
Достигнутый результат |
Оформление |
Объем выполненной работы |
Представление проекта |
Ответы на вопросы |
Научность |
Творчество |
Практическая ценность |
Умение работать в команде |
Итог |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся НОУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала оценки _________________
После проведения недели «Фестиваль проектов» целесообразно провести анкетирование среди учащихся школы. Обработка его результатов позволит скорректировать работу организаторов проектной деятельности, избежать возможных трудностей.
Анкета для учеников
В нашей школе проводится проектная неделя. Нам важно узнать твое мнение об этой работе. Заполни, пожалуйста, анкету, закончив следующие предложения.
1. Я готовлю проект по предмету ______ потому, что __________
2. По-моему, проектная неделя нужна для _____________
3. Во время подготовки к проектной неделе я ____________
4. Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное ________
5. Я участвую в проекте потому, что _________
6. Самое важное, чтобы на проектной неделе я _______
7. Если бы можно было ______
8. Если хочешь, назови свое имя, класс ________
Благодарим за сотрудничество.
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Технология реализации социального проекта
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!