Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.

Описание материала: Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов.
Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы
пользоваться им".
Георг Гегель

Актуальность: На мой взгляд, позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Предлагаю рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста, рассчитанные на один год.
Цель рекомендаций – формирование коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире.
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо:
1. Развивать личностные качества ребенка.
2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности.
3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных целей и задач педагогическую деятельность осуществляла на системной основе. Система строилась в соответствии со следующими принципами:
1. Личностно-ориентированный подход.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Опора на положительные качества личности ребенка.
- Подкрепление индивидуальных успехов.
2. Деятельностный подход.
- Мотивация деятельности, направленной на сотворчество.
- Социальная значимость выполняемой деятельности.
- Результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности использовала совокупность методов:
1. Метод педагогического наблюдения.
2. Метод личного примера.
3. Метод эмоционального воздействия на учащихся.
4. Метод убеждения.
5. Метод упражнений.
6. Метод диагностики.
7. Метод изучения литературы по интересующему вопросу.
8. Метод проектов.
Реализация каждого метода предполагала использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
В работе с детьми, вариативно, использовались следующие приёмы:
1.Коммуникативные приёмы.
2. Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций использовала различные формы работы.
1. Игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные.
2. Дела: коллективные, творческие.
3. Мероприятия: конкурсы, общешкольные мероприятия, олимпиады, научно-практические конференции, КВН, спортивные мероприятия. Совместные посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии.
4. Индивидуальная работа: беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов.
5. Работа с родителями: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование.
Для того чтобы понять, каким образом идет формирование коммуникативных компетенций у детей, в течение одного года были проведены исследования. В них приняли участие 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков, а также 26 родителей этих детей.
Первым было проведено анкетирование родителей детей первого класса. Были использованы анкеты. Целью, которых было получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.
Анализ ранжирования анкетных данных показал, что в классе много детей из неполных семей, их – 40%, а семей, где всего один ребенок – большинство – 61%. Семей, имеющих двоих и более детей – 39%.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное, полноценное взаимодействие с другими людьми. Это обуславливает необходимость формировать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители очень много работают, этот факт не позволяет им полноценно общаться и развивать своих детей. Они читают мало литературы, касающейся вопросов воспитания и развития детей. Родителей необходимо заинтересовать, дать нужную информацию по данному вопросу.
Также в исследовании была использована карта-схема изучения организованности коллектива. Эта карта-схема представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
В результате проведенного диагностирования в начале первого класса видно, что самоорганизация и самоуправление на низком уровне. Ещё не достаточно сформирован орган самоуправления. Ребята далеко не всегда могут без посторонней помощи что-то делать. Не все ребята способны оказывать помощь друг другу. Больше половины ребят не желают взаимодействовать с ребятами из других классов, часто изолируются от них и не хотят налаживать деловые контакты. К концу года ситуация существенно меняется. Большинство учеников самостоятельны. Они самоорганизованы. Очень хорошо развит орган самоуправления в классе. Ребята охотно принимают участие в деловом взаимодействии, не отказывая в помощи.
Подведя итоги исследования, проводимого в течение одного года можно сделать вывод о том, что работа по разработке рекомендаций принесла свои, положительные результаты. Цель, поставленная в начале первого класса, – сформировать коммуникативные компетенции через самооценку и определение своего места в окружающем мире была, в большинстве своём, достигнута.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал.
Предлагаю некоторые приёмы работы над формированием коммуникативных навыков.
1. Построение рассуждений по схеме.
2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
3. Продолжите ряд:
Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….
4. Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение № 1. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Упражнение № 3. «Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Упражнение № 4. «Эмпатия».
Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.
Успехов Вам, творческих удач и достижений!

Рекомендуем посмотреть:

Как научить ребенка правильно общаться Как правильно общаться с людьми на работе Учебно-методическая разработка занятия по РКИ на тему: Отрицательные характеристики человека Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды

Похожие статьи:

Как помочь малышу вырасти без комплексов

Как помочь ребенку адаптироваться среди сверстников. Полезные советы и рекомендации для родителей

Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»

Как правильно общаться. Правила общения для школьников

Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Планета знаний», 2 класс | Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Опубликовано: 3762 дня назад (4 августа 2014)
Просмотров: 18609
+14
Голосов: 14
Ксения Александровна Бочарова # 4 августа 2014 в 20:25 +2
Очень интересно!Спасибо!Как раз то,что искала!
Светлана Николаевна Матвеева # 4 августа 2014 в 20:40 +2
Уважаемая Ксения Александровна! Очень рада, что Вам пригодился мой материал. Всего Вам доброго! Жду в гости!
Надежда Владимировна Рябиченко # 5 августа 2014 в 07:56 +3
Светлана Николаевна, Ваши рекомендации по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников очень нужны, особенно тем, кто только начинает работу по ФГОС. В своей статье Вы представляете разнообразные методы, приемы и формы работы в данном направлении. Большую роль отводите при этом не только изучению классного коллектива и работе с классом, но и работе с родителями. Нашему вниманию Вы предлагаете упражнения, игры, ситуации по формированию коммуникативных навыков. Спасибо за интересный и материал! Желаю успехов! +1
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 12:31 +2
Уважаемая Надежда Владимировна! Огромное Вам спасибо за то, что откликнулись. Рада, что мои разработки нравятся. Есть стимул и далее писать, творить... Благодарю Вас за Ваш позитивный комментарий и голос!!!
Вера Викторовна Янченко # 5 августа 2014 в 08:25 +7
Светлана Николаевна, Вы очень деятельный, энергичный, шагающий в ногу с прогрессом и продуктивный, как показывают Ваши статьи, педагог! В своей педагогической деятельности Вы используете все современные методы и формы работы, направленные на воспитание социально- адаптированной, всесторонне-развитой и целостной личности. Все Ваши программы, исследования проводятся в соответствии с ФГОС, уже дают свои результаты, и очень хорошо, что вы делитесь своим опытом на страничках нашего сайта. такой опыт будет очень полезен многим нашим коллегам. Что касается данной работы, то приемы, упражнения, игры, предложенные Вами, "Эмпатия", "Передача чувств". "Ролевое общение", "Карусель" и др. все это отлично способствует формированию,и развитию коммуникативной компетенции, умению и навыкам младшего школьника.
Спасибо за Ваш, безусловно нужный, опыт и разнообразие статей, предложенных нашему вниманию! С удовольствием голосую +1! Удачи Вам!
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 12:34 +3
Уважаемая Вера Викторовна! Спасибо Вам огромное за положительную, добрую и высокую оценку моего труда. Да, я стараюсь идти в ногу со временем, хочу, чтобы моим ученикам было интересно учиться. Благодарю Вас за Ваш голос! Мне очень важно Ваше мнение. Всего Вам самого доброго! Буду Вам всегда рада!!!
Маргарита Александровна Гришина # 5 августа 2014 в 12:18 +8
Светлана Николаевна,интересно читать разработки коллег,которые делятся своими размышлениями и своей точкой зрения.Прочитала вашу разработку.Развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать речь собеседников и делать критические замечания, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников общения.Вы предлагаете в разработке методы организации деятельности детей и приемы для реализации каждого метода,перечисляете формы работы.Работа с родителями очень важна,так- чтобы взвесить возможности каждого ребенка необходимо анкетирование,необходимы сведения о детях.Наличие такой информации требуется для дальнейшей работы по формированию у детей самостоятельности и самоорганизации.И это вы понятно раскрываете в своей разработке.Очень полезный и актуальный материал.Спасибо вам!+1
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 12:29 +2
Уважаемая Маргарита Александровна! Огромное Вам спасибо за тёплый и дружеский комментарий! Благодарна Вам за высокую оценку моего труда и конечно же голос!!! С радостью жду в гости! Всего Вам самого наилучшего!!!
Елена Николаевна Пономарева # 5 августа 2014 в 14:47 +2
Действительно, вне коммуникативной деятельности существование человечества сегодня невозможно представить. Проблема развития коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной и острой. С раннего детства мы учим ребёнка правильно и аргументированно излагать свои мысли, внимательно выслушивать своих собеседников, отстаивать свою точку зрения. Параллельно воспитываем культуру поведения и общения, такие качества личности, как воля, сдержанность, дисциплинированность, самостоятельность и другие. Приведённые Вами методы и приёмы нацелены на создание благоприятной атмосферы в коллективе, где один - за всех и все - за одного. Дружный, сплочённый классный коллектив - мечта любого учителя! Успехов! +1
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 14:53 +2
Уважаемая Елена Николаевна! Огромное Вам спасибо за высокую оценку моего труда. Да класс у нас действительно дружный! А как же иначе?! Благодарю за тёплый и положительный комментарий, и конечно же за Ваш голос! Жду в гости!
Любовь Анатольевна Судьбина # 5 августа 2014 в 14:47 +2
Учитывая, что на современном этапе многие дети не умеют общаться друг с другом, не умеют правильно "Подать себя" и школе и по окончанию школы, комплексуют даже просто когда надо выйти ответить к доске, мне думается, очень важно сразу, с 1 класса, развивать в них как раз те самые коммуникативные компетенции , и ваша работа ,Светлана Николаевна, очень актуальна, как опыт, поиск. Спасибо за приглашение, есть чему у вас поучиться.+1
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 14:55 +2
Уважаемая Любовь Анатольевна! Огромное Вам спасибо за отклик!!! Мне важно Ваше мнение! Благодарю за Ваш комментарий и голос! Всего Вам самого доброго! Жду в гости!!!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 5 августа 2014 в 15:59 +3
Светлана Николаевна, вы действительно поделились не просто интересным материалом, который достоин внимания многих, и очень нужным, важным. Предложенные вами педагогические приёмы работы над формированием коммуникативных навыков, очень актуальны при переходе многих учебных заведений на образовательные стандарты второго поколения. Грамотно предложен материал, как говорится инструкция к применению, это большая находка для многих начинающих педагогов. Ведь, работая по ФГОС, необходимо не забывать о проблеме - низкий процент читающих детей и родителей, и здесь учитель как волшебник должен научить учиться, наверное не только учащихся, но и родителей профессионально подвести к новым требованиям. Мне ваш материал пришёлся по душе, примите от меня голос! Желаю успехов и творческого вдохновения!+1
С уважением, Т.Н.
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 17:49 +1
Уважаемая Татьяна Николаевна! Огромное Вам спасибо за положительный комментарий. Мне очень важно Ваше мнение! Благодарю Вас за голос! Всего Вам самого доброго и светлого! Жду в гости!
Светлана Владимировна Ковальчук # 5 августа 2014 в 17:07 +2
Уважаемая Светлана Николаевна! Спасибо за такую интересную статью. Проведена огромная работа. Ваши исследования, диагностика, приемы не могут не заинтересовать. Буду применять на практике ваши приемы и возьму на вооружение результаты вашего исследования. Человек - существо социальное. Мы не можем без людей существовать. И в настоящее время проблема формирования коммуникативной компетенции является актуальной на мой взгляд и в новых условиях ФГОС. С уважением, Светлана Владимировна.
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 17:51 +1
Уважаемая Светлана Владимировна! Очень рада, что мой материал Вы решили применять в своей практике! Огромное Вам спасибо за тёплый комментарий и конечно же за ваш голос! Желаю Вам успехов в творчестве!!!
Валентина Анатольевна Власкина # 13 августа 2014 в 17:29 +2
Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо вам за представленный материал! Данная тема актуальна в условиях введения ФГОС. Статья содержит полезный материал по формированию коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире. Спасибо за ваш опыт! Удачи Вам!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 13 августа 2014 в 18:15 +2
Светлана Николаевна, Ваши рекомендации по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников очень нужны.Ваши исследования, диагностика, приемы не могут не заинтересовать.Вами очень грамотно предложен материал.Приведённые методы и приёмы нацелены на создание благоприятной атмосферы в коллективе. Желаю Вам успехов в творчестве. Примите мой голос.
Светлана Николаевна Матвеева # 14 августа 2014 в 16:50 +1
Уважаемые коллеги! Благодарю за комментарии и голоса! Мне очень важно Ваше мнение!
Ирина Сергеевна Колядина # 17 октября 2014 в 16:36 +3
Очень нужный материал.Как раз сейчас актуальный, когда работаем по ФГОС.
Лариса Васильевна Калугина # 10 мая 2015 в 21:42 +2
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА!!! Замечательное занятие, очень часто упускают это в воспитании, а ведь «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия. Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе. Огромное спасибо, примите голос +1