Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов.
Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы
пользоваться им".
Георг Гегель
Актуальность: На мой взгляд, позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Предлагаю рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста, рассчитанные на один год.
Цель рекомендаций – формирование коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире.
Для того, чтобы достичь поставленной цели
необходимо:
1. Развивать личностные качества ребенка.
2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности.
3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных целей и задач педагогическую деятельность осуществляла на системной основе. Система строилась в соответствии со следующими
принципами:
1. Личностно-ориентированный подход.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Опора на положительные качества личности ребенка.
- Подкрепление индивидуальных успехов.
2. Деятельностный подход.
- Мотивация деятельности, направленной на сотворчество.
- Социальная значимость выполняемой деятельности.
- Результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности использовала совокупность
методов:
1. Метод педагогического наблюдения.
2. Метод личного примера.
3. Метод эмоционального воздействия на учащихся.
4. Метод убеждения.
5. Метод упражнений.
6. Метод диагностики.
7. Метод изучения литературы по интересующему вопросу.
8. Метод проектов.
Реализация каждого метода предполагала использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
В работе с детьми, вариативно, использовались следующие
приёмы:
1.Коммуникативные приёмы.
2. Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций использовала различные
формы работы.
1. Игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные.
2. Дела: коллективные, творческие.
3. Мероприятия: конкурсы, общешкольные мероприятия, олимпиады, научно-практические конференции, КВН, спортивные мероприятия. Совместные посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии.
4. Индивидуальная работа: беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов.
5. Работа с родителями: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование.
Для того чтобы понять, каким образом идет формирование коммуникативных компетенций у детей, в течение одного года были проведены исследования. В них приняли участие 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков, а также 26 родителей этих детей.
Первым было проведено анкетирование родителей детей первого класса. Были использованы анкеты. Целью, которых было получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.
Анализ ранжирования анкетных данных показал, что в классе много детей из неполных семей, их – 40%, а семей, где всего один ребенок – большинство – 61%. Семей, имеющих двоих и более детей – 39%.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное, полноценное взаимодействие с другими людьми. Это обуславливает необходимость формировать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители очень много работают, этот факт не позволяет им полноценно общаться и развивать своих детей. Они читают мало литературы, касающейся вопросов воспитания и развития детей. Родителей необходимо заинтересовать, дать нужную информацию по данному вопросу.
Также в исследовании была использована карта-схема изучения организованности коллектива. Эта карта-схема представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
В результате проведенного диагностирования в начале первого класса видно, что самоорганизация и самоуправление на низком уровне. Ещё не достаточно сформирован орган самоуправления. Ребята далеко не всегда могут без посторонней помощи что-то делать. Не все ребята способны оказывать помощь друг другу. Больше половины ребят не желают взаимодействовать с ребятами из других классов, часто изолируются от них и не хотят налаживать деловые контакты. К концу года ситуация существенно меняется. Большинство учеников самостоятельны. Они самоорганизованы. Очень хорошо развит орган самоуправления в классе. Ребята охотно принимают участие в деловом взаимодействии, не отказывая в помощи.
Подведя итоги исследования, проводимого в течение одного года можно сделать вывод о том, что работа по разработке рекомендаций принесла свои, положительные результаты. Цель, поставленная в начале первого класса, – сформировать коммуникативные компетенции через самооценку и определение своего места в окружающем мире была, в большинстве своём, достигнута.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал.
Предлагаю некоторые приёмы работы над формированием коммуникативных навыков.
1. Построение рассуждений по схеме.
2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
3. Продолжите ряд:
Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….
4. Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение № 1. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Упражнение № 3. «Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Упражнение № 4. «Эмпатия».
Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.
Успехов Вам, творческих удач и достижений!
Рекомендуем посмотреть:
Как научить ребенка правильно общаться
Как правильно общаться с людьми на работе
Учебно-методическая разработка занятия по РКИ на тему: Отрицательные характеристики человека
Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Похожие статьи:
Как помочь малышу вырасти без комплексов
Как помочь ребенку адаптироваться среди сверстников. Полезные советы и рекомендации для родителей
Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»
Как правильно общаться. Правила общения для школьников
Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке