Конспект урока по окружающему миру 2-го класса УМК «Планета знаний» по теме «В мире звука»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по окружающему миру (УМК «Планета знаний»). Данный материал будет полезен учителям начальных классов. На уроке используется фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, а также работа со словарём.
Цель: знакомство с причиной возникновения звука.
Задачи:
1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.
2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.
3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.
Техническое оснащение: учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, компьютер, карточки с заданиями, аудиозаписи различных звуков.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
- Ребята, посигнальте, пожалуйста, какое у Вас настроение в начале урока? (солнышко, тучка, солнышко из-за тучки).
- Я очень рада. Хочу, чтобы урок принёс нам всем радость общения.
- Сегодня у нас очень много гостей. Но пусть Вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
1 ученик: Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
2 ученик: Ветер ветками играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва.
3 ученик: Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг – ПРИРОДА!
Дети осуществляют самооценку готовности к уроку.
Определяют своё настроение с помощью карточек.
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Природа вокруг нас». Давайте вспомним, то, что мы уже хорошо знаем.
- Оцените свои ответы. Поменяйтесь своими листочками. Проверяем. Оцените работу своего соседа.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
3. Актуализация знаний.
- Посмотрите, какие ключевые слова у вас получились? (мир звука.)
- Закройте глаза и внимательно послушайте.
-Какие звуки вы услышали?
-Человек живет в мире звуков.
-Как вы думаете, что такое звук?
-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.
-Какие звуки мы слышим?
-Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации.
Дети прослушивают аудиозапись.
Отвечают на поставленные вопросы.
Определяют тему урока.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
4. Постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас урок-путешествие, а какое же путешествие без исследования.
Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Итак, тема нашего урока:
«В мире звука».
– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
«Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьёз!
С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире.
- В руках у меня звонок, если его потрясти, то он издаёт звук.
- Что является в данном случае источником звука?
- Как вы думаете, в результате чего возникает звук?
- Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.
- Что происходит дальше?
- Воздух передает колебания органам слуха.
- А к органу слуха относится?
- Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.
- Отправляемся в путь.
(Физминутка «Автобус»).
- Мы с Вами прибыли в лабораторию. Где Вы все – лаборанты.
Предлагаю вам поработать в группах.
Определяют тему урока.
Отвечают на поставленные вопросы.
Выдвигают проблемный вопрос.
Строят гипотезу.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
5. Решение учебной задачи.
Каждой группе даётся инструкция по проведению исследований.
- Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах?
1.Будь вежлив с товарищем в группе
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.
5. Внимательно выслушай мнение в других группах.
6.Задай вопрос на понимание.
– Откройте учебник, стр. 22.
Работа в группах.
I группа – опыт № 1.
II группа – опыт № 2.
III группа – опыт № 3.
Прежде чем, вы приступите к исследованиям. Давайте обратимся к источнику – словарю. Звук - то, что слышится, воспринимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. (Толковый словарь Ожегова.)
- Прочитайте свои опыты, выполнив их, заполните таблицы.
-Уважаемые исследователи, представьте отчёт о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек.
Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.
Опыт № 1.
• Положили линейку на край стола.
• Крепко прижали её рукой.
• Слегка ударили по ней.
• Услышали звук.
Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.
Опыт № 2.
• Надели резиновое кольцо на стакан.
• Пробренчали натянутой резинкой.
• Приложили стакан дном к уху.
• Снова побренчали
Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.
Опыт № 3.
• Взяли металлическую ложку.
• Стукнули по ней карандашом.
• Прислушались к звуку.
• Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
• Поднесли нитку с ложкой к уху.
• Стукнули по ложке карандашом.
Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.
Работа с учебником.
Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
6.Динамическая пауза.
На доске животные. Изобразите и воспроизведите звуки, которые они издают.
Физминутка.
Два притопа, два прихлопа,
Ёжики, ёжики,
Наковальня, накковальня,
Ножницы, ножницы,
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики,
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
«Девочки, мальчики!»
- Почему нельзя говорить громко слова: «девочки» и «мальчики»?
Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.
7.Первичное закрепление.
Игра “Что за звук?»
Включаю звуки. Дети отгадывают.
(Шум дождя, шум поезда, самолёта, школьный звонок и другие).
- Какой это звук?
- Он относится к живой или неживой природе?
Работа с карточками.
Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача разделить их на 2 группы: картинки с изображением звуков живой и неживой природы.
Угадывают звук.
Воспроизводят звук.
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения.
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
8.Рефлексия.
– Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?
- А как мы это доказали.
– Оцените себя, посигнальте, какое у вас настроение в конце урока.
- Кого можете поблагодарить за урок?
- Спасибо Вам, ребята, за урок!!!
Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Игра по окружающему миру для 2 класса
Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс
Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс
Похожие статьи:
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир