Конспект интегрированного урока во 2 классе
Конспект интегрированного урока по чтению и изобразительному искусству
во 2 классе по теме: «Первый снег в стихах, живописи и музыке. Стихи И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима»
Автор: Судакова Евгения Владимировна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1275 г.Москвы.
Описание материала: предлагаемый конспект интегрированного урока является предложением по проведению первого урока чтения во 2 классе в разделе «Люблю природу русскую. Зима» по УМК «Школа России» и изобразительному искусству. На уроке реализуется деятельностный подход. Тип урока – урок-фантазия. Высокий эмоциональный заряд, вносимый применением информационных технологий, постоянным взаимодействием участников образовательного процесса между собой обеспечивают особую продуктивность деятельности и повышение мотивации к поэтическому и художественному творчеству.
Цель урока: Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе знакомства с поэтическими и художественными произведениями.
УУД:
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место,
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом),
Коммуникативные:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить,
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное),
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках,
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Познавательные:
- знакомство учащихся со стихами русских поэтов о зиме;
- развитие образного восприятия мира, памяти, внимания, навыков выразительного чтения;
- формирование навыка сравнения и анализа;
Личностные:
- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей,
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Оборудование к уроку:
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Колонки.
4. Экран.
5. Раздаточный материал: кроссворд, заготовки для изготовления снежинок, заготовки рамок для рисунков, бумага, клей, ножницы, цветные карандаши.
Ход урока
Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями, но наш урок будет не совсем обычным. Я назвала его урок-фантазия!
- А что такое фантазия? (ответы детей)
- Фантазия помогает людям жить более интересно, красиво и разнообразно.
Догадайтесь, на какую тему мы сегодня будем фантазировать?
Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (зима)
- Мы поговорим сегодня о прекрасном, волшебном времени года – о зиме. О первом снеге.
- А чтобы лучше настроится на зимний лад, давайте разгадаем кроссворд. Для этого нам надо объединиться в группы по 4-5 человек. Разгадав кроссворд, узнаете цвет зимы.
1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе)
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
3. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют…
4. Обильное (сильное ) выпадение снега называется…
5. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится - от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
- Итак, какой же основной цвет зимы? (Белый)
Скажите, как называются люди, которые фантазируют при помощи красок и кистей? (ХУДОЖНИКИ)
Многие художники изображали на своих картинах зимние пейзажи, первый снег
- А другие люди писали зимние пейзажи литературным языком.
Напомните, как называются такие авторы? (Писатели, поэты)
- Послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Зимним холодом пахнуло…»
Ещё лучше прочувствовать это стихотворение нам помогут репродукции картин известных художников. Учащимся предлагаются фотографии или картины с зимними пейзажами. (Саврасов Алексей «Зима», Шишкин Иван «Зима», В. Янов «Зимняя сказка»)
- Как называются люди, которые фантазируют при помощи нот, музыки.
(Композиторы).
Послушайте музыкальный фрагмент из произведения П. И. Чайковского
«Времена года». Попробуйте услышать, что изобразил автор с помощью музыкального языка (падение и кружение снежинок).
- А теперь, послушайте, как то же самое передал поэт К. Бальмонт в стихотворении «Снежинка», прислушайтесь к ритму стихотворения. (читает один из учеников, заранее подготовленный)
Кто ещё хочет попробовать прочитать стихотворение? (чтение детьми)
Физминутка.
Сейчас у нас небольшая зимняя разминка
Солнце землю греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром
(имитируют движения руками)
А теперь наступило время и вашим фантазиям, и они помогут нам подготовить класс ко встрече Деда Мороза: на листах бумаги вы сможете создать художественную композицию о первом снеге.
(Класс делится на две команды) Команда «Вьюга» нарисует зимние картинки (это могут быть рисунки снежинок, елочных игрушек, ваших зимних забав, зимний пейзаж), а команда «Снежок» вырежет снежинки для украшения наших окон.
Продолжим наш разговор о зимних фантазиях.
Кроме красоты Зимушка-зима дарит нам и массу развлечений.
Давайте вспомним и пофантазируем, чем мы можем себя порадовать во дворе, на улице, в лесу зимой? (снежки, крепости, коньки, лыжи, санки и т.д.) Учащимся предлагаются картины с зимними пейзажами. («Зимние забавы» Збруцкая Оксана, Ф.Сычков «Лепка снеговика», Э.Хохловкина «Снегурка», А.Моравов «Зимний спорт»)
Пришло время познакомиться ещё с одним стихотворением о первом снеге. Его написал Яков Аким. Чтение стихотворения. Небольшое обсуждение.
Понравилась ли вам сегодняшняя фантазия. Какое стихотворение понравилось больше? Последнее задание ИГРА «Назови автора». Нужно соединить фамилию автора со строками из стихотворения (раздаточный материал.)
И.А. Бунина Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
К. Бальмонт Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, и сад пустынный
Первым снегом понесло.
Я.Аким Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Сегодня мы познакомились с разнообразными зимними образами в стихах, живописи и музыке. И, вдохновлённые этими произведениями, сумели очень красиво оформить класс.
Домашнее задание на выбор: выучить понравившееся стихотворение или сочинить письмо Деду Морозу в стихах.
Кроссворд.
1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе)
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
3. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют…
4. Обильное (сильное ) выпадение снега называется…
5. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится - от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Ответы на кроссворд:
1 cугроб
2 снежинка
3 гололед
4 снегопад
5 январь
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе