Исследовательская работа (проект): «Память сердца или равнение на героя».
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу, направленную на нравственно – патриотическое и духовное развитие личности юного гражданина России, а также на воспитание творческой личности. Данный проект о следующих чувствах: патриотизме, любви и гордости за Родину, (готовности защищать её в трудное время), уважении к памяти погибших героев, активной гражданской позиции. Материал предназначен для учителей, родителей и детей.
Исследовательская работа (проект):
«Память сердца или равнение на ГЕРОЯ»
Вспомни всех поимённо,
Горем вспомни своим…
Это нужно – не мёртвым!
Это надо – живым!
Вспомни гордо и прямо
Погибших в борьбе…
Есть великое право:
Забывать о себе!
Есть высокое право:
Пожелать и посметь!
Стала вечною славой
Мгновенная смерть!
Роберт Рождественский
Актуальность
Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны – это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Бездуховность, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. В отличие от взрослых, которые чаще всего делают свой выбор осознанно, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, стремятся больше узнать о городе, в котором живут, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение. Недаром 2014 год провозглашён годом истории России. В качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины, её историческому прошлому.
Знакомство с историческим прошлым родного города, со знаменитыми земляками духовно обогащает ребёнка, делает его гражданином своей страны, воспитывает гордость за свой город, край, желание больше узнать о его истории.
«Гражданин - Отечества достойный сын»
Н. Некрасов
Что такое гражданственность и патриотизм? Каждый из нас, наверное, задумывался об этом. Эти герои были настоящими патриотами. Почему удалось одержать победу над фашизмом? Потому что люди были настоящими патриотами России. Они не побоялись этой страшной и мучительной войны, жертвовали собой ради будущих поколений. Мы задумались, а мы - патриоты своей страны? Хотя моим воспитанникам ещё мало лет, но все они любят свою Родину и, думаю, будут гордиться тем, что выросли и живут в замечательной стране – России. На мой взгляд, не важно, где ты живешь, а важно твоё отношение к своей стране - любишь Родину, гордишься ею и будешь защищать. Мы – граждане Российской Федерации, страны с богатой и интересной историей.
Наша задача - учиться, проявлять активную жизненную позицию, вносить свой посильный вклад в историю школы, Родного края и нашей страны.
Таким образом, в современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Цель проекта: Создание условий, способствующих нравственно – патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России, воспитание творческой личности. А именно, воспитание чувства: патриотизма, любви и гордости за нашу Родину, (готовность защищать её в трудное время), уважения к памяти погибших героев, активной гражданской позиции, при помощи пробуждения интереса младших школьников к изучению истории своей школы.
Для достижения цели предполагается решить следующие
задачи:
- Собрать воспоминания об учениках МБОУ СОШ №9 – Н. Н. Богуш и
С. А. Переслегине.
- Создать презентацию и выступить с ней на мероприятии «День белых журавлей», посвящённом памяти погибших учеников нашей школы.
- Оформить уголок памяти в классе.
- Выпустить памятный буклет.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Память о героях войны умирает, их имена придаются забвению, и ещё какое-то время, и о них забудут совсем. Только знание своей истории, своих героев делает нас сильными, испытывающими любовь к своей Родине, а значит, счастливыми.
Проблема: В каждом городе, районе есть свои герои, «сыны» Родины, которые прославили нашу страну. И пусть их дела и подвиги не изучают в школах, но они вовеки запечатлены в истории нашей страны. К сожалению, мы постепенно стали забывать о подвигах наших дедов и прадедов, о людях которые живут рядом с нами, историю семьи.
Гипотеза проекта: В результате целенаправленной и системной работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей младшего школьного возраста, возможно, развитие у детей чувства любви к семье, к своей стране, к окружающим людям. Возможно, что проект способствует возникновению желания совершать положительные поступки.
Предполагаемый результат: Будут созданы условия, способствующие нравственно – патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России, воспитанию творческой личности (предметно-развивающая среда, взаимодействие с социумом, родителями, интеграция образовательных областей). В ходе реализации проекта у детей сформируются представления о Героях войны, о том, как народ чтит их память, о воинской службе; разовьётся чувство патриотизма, уважения к взрослым, усовершенствуется ценностно-ориентированные качества личности, творческая активность.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие
методы и средства:
- Подумать самостоятельно
- Получить информацию в Интернете
- Спросить у других людей
- Провести анкетирование
- Провести мероприятие
- Групповая работа
- Наблюдение
Описание проведения исследования
Проект было решено реализовывать в 3 этапа.Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- определение названия проекта; обсуждение плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов.
- выбор способов работы (используемые методы исследования)
2. Поисково-исследовательский (реализация плана)
- работа по сбору информации
- работа с ресурсами интернета
- проведение анкетирования учащихся начальных классов МБОУ СОШ№9 г. Ульяновска
- сбор и систематизация материалов
- оформление материалов исследования
3. Завершающий
- создание презентации и выступление с ней на мероприятии «День белых журавлей», посвящённом памяти погибших учеников нашей школы
- оформление уголка памяти в классе
- «предзащита проекта»
- доработка проекта с учётом замечаний и предложений
- выпуск памятного буклета
- сделать выводы
Сроки реализации проекта:
Начало: 5 сентября 2013 года
Конец: 5 декабря 2013 года
Погружение в проект
Тема достаточно актуальна. Определены цели и сформированы задачи проекта. Затем произошло определение самого названия проекта, намечен план работы. Намечены возможные источники информации. Были предположены ожидаемые результаты. Выбраны методы и способы дальнейшей работы.
Реализация плана
Предварительная информация по интересующей теме была получена из разговоров со взрослыми, учителями, библиотекарями, родителями, учащимися школы. Кроме того, было запланировано посещение школьных и районных библиотек, а также было решено воспользоваться ресурсами интернета.
Затем было проведено анкетирование среди учащихся 2-х классов МБОУ СОШ №9. Результат не удовлетворил.
Решено было узнать, какими сведениями о героях нашей школы обладают учащиеся начальных классов. Для этого было проведено социологическое исследование: произведён опрос учащихся (100 чел.) по следующим вопросам:
1. Вам знакомы имена Сергей Александрович Переслегин и Николай Николаевич Богуш. Что вы о них знаете?
2. Знаете ли вы, что в нашей школе есть Музей Боевой Славы и мемориальная доска в честь героев?
3. Были ли вы в школьном Музее?
Проанализировав результаты опроса, мы убедились, что в среднем около 30% опрошенных имеют реальное представление об истории нашего края, мало кто точно знает, в честь кого в нашей школе открыт музей и мемориальная доска.
Для подтверждения или опровержения своего предположения, было взято интервью у работников школы.
И вот, что выяснилось:
18 августа 2000 года разведывательная группа внутренних войск, производившая зачистку предгорья северо-восточнее к.п. Сержань – Юрт от боевиков, попала в засаду. Срочно был поднят разведывательный взвод батальона, в котором служил старший сержант Николай Николаевич Богуш. При перемене огневой позиции под прикрытием своих товарищей Николай побежал вперёд, но под ногами взорвалась растяжка боевиков. Получив множественные осколочные ранения, Николай Богуш погиб.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Николай Николаевич Богуш награждён Орденом Мужества (посмертно).
27 декабря 2005 года в Республике Дагестан в ходе спецоперации по задержанию членов незаконных вооруженных формирований при исполнении служебного долга погиб оперуполномоченный боевого отделения №3 отряда милиции специального назначения криминальной милиции УВД капитан милиции Переслегин Сергей Александрович. За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Переслегин Сергей Александрович награждён Орденом Мужества (посмертно).
Сергей Переслегин и Николай Богуш окончили среднюю общеобразовательную школу № 9 г. Ульяновска. С 2006 года в школе открыта памятная доска, на которой высечены слова: «Здесь обучался героически погибший при исполнении служебного долга сотрудник отряда милиции специального назначения УВД по Ульяновской области капитан Сергей Переслегин». В 2007 году такая же мемориальная доска была открыта Богуш Николаю Николаевичу.
Таким образом, в результате сбора и систематизации материалов мы приступили к их оформлению.
Завершающий этап
Теперь уже, обладая достаточной информацией, была создана
презентация и выступление с ней на мероприятии «День белых журавлей», посвящённом памяти погибших учеников нашей школы. Оформлен уголок памяти в классе. Выпущен памятный буклет. Проведена «предзащиту проекта». Ну а дальше оставалось только всё доработать с учётом всех полученных замечаний и предложений и сделать выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, можно сказать, что: мы добились поставленной цели, узнали много нового об истории нашего края, о героических подвигах учеников нашей школы, помогли себе и своим одноклассникам раскрыть свои таланты, получили опыт публичного выступления.
Но самое главное, мы теперь знаем, что память об этих ребятах навсегда останется в наших сердцах.
Если нам удастся достичь намеченных целей, то нам с чистой совестью можно будет утверждать, что мы выполнили свой долг перед погибшими героями, вложили свой вклад в историю нашего края, и как следствие, укрепили свою гражданскую позицию.
Кроме того, нам важно получить общественное признание и активно участвовать в социальной и политической жизни города.
Выход проекта
1. Презентация проекта.
2. Оформление уголка памяти в классе.
3. Создание буклета.
Работая над проектом, дети имели возможность заниматься не только самостоятельно, но и в группе, при этом максимально используя свои возможности.
Данный проект – это деятельность, которая позволила детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой достигнутый результат.
Можно отметить положительные моменты работы над проектом.
1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.
2. Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
3. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со сверстниками, с учащимися начальной школы, со взрослыми.
4. Расширение кругозора.
5. Умение довести дело до конца!
Всего Вам доброго и светлого! Буду рада, если данный материал окажется Вам полезным!
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в начальной школе
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Творческо - краеведческий проект в начальной школе