Внедрение проектной деятельности учащихся в учебный процесс начальной школы
Проектная деятельность учащихся все увереннее входит в учебный процесс начальной школы. Развитие информационно-компьютерных технологий позволяет достичь в этом направлении очень хороших результатов. Еще 10 лет назад казалось невозможным в начальной школе вести данное направление деятельности учащихся.
На базе МБОУ гимназии № 10 было создано научное общество учащихся (НОУ) начальных классов. В качестве заведующей кафедрой начальных классов я побывала в других школах, где этим вопросом начали заниматься немного раньше. Мне удалось понять сущность предстоящей работы по проектированию, и опираясь на личный педагогический опыт, я начала работать в этом направлении. Так потихонечку мы с ребятами стали создавать первые проекты. Безусловно, нам помогали родители. Без поддержки взрослых наше начинание не получило бы дальнейшего развития. Маленький ученик даже с высоким уровнем природного интеллекта не способен провести исследовательскую работу на нужном уровне без помощи родителей и учителя.
После создания НОУ Гимназии № 10 предстояло объединить первых исследователей-единомышленников. Сначала их было в переделах 10 человек. Это были учащиеся 3-4-х классов. Через год число выступающих удвоилось, и с каждым новым учебным годом желающих заняться проектной деятельностью становилось все больше и больше. К третьеклассникам и четвероклассникам присоединились учащиеся 1-2 классов.
Перед членами НОУставятся цели и задачи работы:
- через исследовательскую деятельность разработать проекты;
- выдержать все этапы работы;
- провести социальный опрос по теме, проанализировать его результаты;
- подготовить защитное слово.
Осуществляя проектную деятельность, ребята должны соблюдать все этапы работы:
1) Выбор темы
2) Сбор информации по теме из электронных и печатных источников.
3) Обработка информации
4) Социальный опрос и его результаты в виде графиков и диаграмм.
5) Оформление работы. Подбор иллюстрированного материала по теме.
6) Презентация в электронном виде.
7) Выводы и рекомендации по теме.
8) Список литературы.
Пройдя все этапы подготовки проектов, ребята выступают на ежегодной конференции научного общества. В торжественно обстановке дети защищают проекты. Выпускается программка конференции, где заявляется каждый участник и указывается тема проекта.
Хочется отметить, что на первых итоговых конференциях было мало выступающих и много гостей. Гости смотрят, слушают, делают пометки, задают вопросы и т.д. С годами выступающих стало так много, что пришлось разводить 1-2 классы с 3-4 классами.
Проектная деятельность в нашей школе осуществляется по предметам и в рамках ежегодного проекта «Ученик года». Тематика проектов разнообразна, презентации на очень высоком уровне исполнения, ребята комфортно себя чувствуют: свободно отвечают на вопросы гостей, парируют, отстаивают свою точку зрения. Побывав на очередной защите проектов, удивляешься, насколько адаптированы современные дети к компьютерным технологиям, как уверенно они себя ведут во время защиты проектов. То, что 10 лет назад принималось осторожно, нашло поддержку и понимание на современном этапе.
Также хочется пояснить, что проектная деятельность в нашей школе подразделяется на индивидуальную и групповую. Чаще всего индивидуальная проектная деятельность демонстрируется в рамках проекта «Ученик года». Защите групповых проектов отводится время на предметных уроках в конце учебного года. Ребята защищают групповые проекты, где можно пронаблюдать виды универсальных учебных действий:
- личностные,
- регулятивные,
- познавательные,
- коммуникативные.
Польза от ведения проектной деятельности в учебный процесс неоценима.
Ребята учатся:
- работать с информационными источниками,
- обрабатывать и классифицировать полученную информацию,
- логично выстраивать свое выступление,
- делать презентации,
- участвовать в диалогах,
- аргументировать свою точку зрения,
- повышать самооценку и т .д.
В заключение я размещаю темы некоторых проектов и несколько презентаций.
Приложение № 1
Примерные темы проектов:
• «Соки для здоровья и отличной учебы»
• «Такие разные дома»
• «История куклы»
• «Благоустройство школьного двора. Веранда»
• «Детское кафе в современном интерьере школы»
• «Спортивный зал из будущего»
• «Школьные ранцы. Проблемы и перспективы»
• «Предки современной лошади»
• «Литературная карта улиц города Челябинска»
• «Влияние каш в росте и развитии младших школьников»
• «Городской бор. Проблемы и их решения»
• «Школьный радиоузел»
• «Компьютеры в жизни детей. За и против»
Гильгенберг Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ Гимназии № 10
(из опыта работы)
Рекомендуем посмотреть:
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе