Использование методики В.Ф. Базарного – основа воспитания здорового дошкольника.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск
Назначение работы: данная публикация предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по использованию технологий В.Ф.Базарного. Методика направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
Цель: формирование физически здоровой личности.
Задачи:
• совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность УВП в группе своих воспитанников стало моей первоочередной задачей.
Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка я отдала приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания».
Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Здоровьеохранительные и здоровьесберегающие принципы, конструирование учебно-познавательной деятельности в детском саду предусматривают:
С того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти дети, как правило, с нарушенной осанкой.
Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок.
Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы –
режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло.
На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.
Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, -
«режим зрительных горизонтов», когда дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых «коромыслах», которые подвешены к потолку в четырех углах комнаты. Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи.
Физкультминутки проводятся с использованием
офтальмотренажера.
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.
На специальную палку-указку прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами.
Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра)
Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра )
Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра )
Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу).
Потом она полетела по синему овалу ( водим указкой по синему овалу).
Затем бабочка начала порхать по длинной жёлтой дорожке, и т.д.
Дети пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно. Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Методика В.Ф. Базарного успешно используется мною и при организации
коррекционно-речевой работы с детьми. Логоритмические упражнения, широко практикуемые в работе с детьми логопатами, заменили «сидячее - слушающую» форму организации коррекционной работы на раскрепощенный двигательный режим - выполнение речемоторных упражнений под шаговый ритм.
Эта методика затрагивает не толь физическое, но и духовное, и интеллектуальное развитие детей. Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Немалую отрицательную роль играет и бедность цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. И чтобы вернуть детям цветной и яркий, движущийся мир и хоть частично расширить зрительные горизонты, используются
«экологические буквари».
Экологический букварь - это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.
Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД во 2 младшей группе «Первый шаг на пути к здоровью»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии для дошкольников своими руками
Похожие статьи:
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе