Клуб для родителей «Музыкальный вернисаж» (Сотрудничество педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе)
Клуб для родителей «Музыкальный вернисаж»
Опыт нашего сотрудничества педагогов и родителей, в форме клубного объединения, будет полезен педагогам ДОУ,
педагогам школ и досуговых центров. Клубная форма общения позволяет избежать формального подхода, оставляет за участниками право выбора, привлекает родителей к совместному проведению досугов, помогает узнать о формах и методах развития одаренности, в условиях семьи. Получить индивидуальный маршрут для своего ребенка, по типу его одаренности.
Актуальность
В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне развитой личности
проблема раннего выявления и развития способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной.
Видное место в процессе общего развития личности ребёнка занимает музыкальная одарённость.
Система музыкального образования дошкольных учреждений направлена на знакомство детей с музыкой,
формирование музыкальной культуры, вкуса, выявление желаний, интересов, потребностей, способностей и одаренности. В отличие от традиционных форм обучения, существуют системы дополнительного образования, которые представляют широкие возможности для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Большая ответственность лежит на родителях: вовремя осознать наличие таланта, принять правильное решение, помочь ребенку определиться с видом творческой деятельности, определить наверняка вид одаренности своего ребенка. Здесь на помощь приходят педагоги-профессионалы!
Система работы
Значимую часть в работе с одаренными детьми, занимает организация работы с их родителями.
Новой формой взаимодействия с семьями воспитанников нашего ДОУ, является клуб для родителей «Музыкальный вернисаж». Работу в нем мы выстраиваем по следующим направлениям:
1.Информационно-аналитическое направление.
Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Находят решение ряд задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей; узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.
2.Познавательное направление.
Реализуется через консультации, беседы, тематические собрания.
Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах
по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
3.Наглядно-информационное направление.
Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек.
Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая реализуется в образовательной области «Музыка», а так же узнать о формах и методах развития одаренности, в условиях семьи. Получить индивидуальный маршрут для своего ребенка, по типу его одаренности.
4.Практическое направление.
Реализуется в непосредственном участии родителей в мероприятиях художественно-творческого типа, тематические собрания, помощь в проведении домашних вечеров, семейных праздников. Цикл тематических интегрированных занятий, итоговые мероприятия проектных видов деятельности, совместные развлечения с участием детей и родителей, консультации, беседы.Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение уровня активности родителей во взаимодействии и сотрудничестве с педагогами, раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей.
План работы
клуба для родителей «Музыкальный вернисаж».
Октябрь
В моем городе Золотая Осень
Цикл тематических интегрированных занятий, итоговые мероприятия проектных видов деятельности,
совместные развлечения с участием детей и родителей, консультации, беседы.
Ноябрь
Люби, меня, мама!
Дни открытых дверей, итоговые мероприятия проектных видов деятельности,
совместные развлечения с участием детей и родителей
Декабрь
Семейный праздник «Новый год!»
Совместные праздники и развлечения с участием детей и родителей, цикл тематических
интегрированных занятий, консультации, беседы.
Февраль
Мой любимый папа!
Экскурсии, праздники и развлечения с участием детей и родителей, цикл тематических
интегрированных занятий, консультации, беседы.
Март
У кого красивей мама?
Праздники и развлечения с участием детей и родителей, цикл тематических
интегрированных занятий, консультации, беседы.
Апрель
Весна пришла – тепло принесла!
Итоговые мероприятия проектных видов деятельности, совместные развлечения
с участием детей и родителей, консультации, беседы.
Как любое клубное объединение клуб действует на добровольных началах, приглашаем родителей на родительских собраниях в группах, налаживаем партнерские, взаимоотношения в процессе подготовки к утренникам.
Активно действует
«Родительская почта» вопросов и ответов.
На открытом листе родители могут записать интересующий, их вопрос, а рядом другие родители могут написать то, что они об этом вопросе знают, и если на листе есть удовлетворяющий всех ответ – ставится восклицательный знак, а если вопрос не нашел решения, ответ пишет специалист ДОУ.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем. Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить. Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
В ежедневной, и многолетней работе музыкального руководителя с детьми, невозможно недооценить роль педагога. На нас лежит огромная ответственность, в процессе определения маршрута одаренности ребенка. Необходимо подобрать формы и виды освоения различных видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к организации процесса обучения, способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития музыкальных способностей дошкольников, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду, рекомендовать продолжать развивать способности на более высоком, профессиональном уровне, уже за пределами детского сада.
Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности не только в кружках, студиях, секциях, организованных при ДОУ, но и в творческих коллективах нашего города. Музыкальной школе, Художественной школе, Центре Детского Творчества, и других развивающих центрах досуга, дополнительного образования и культуры.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов в процессе творческого взаимодействия музыкальный руководитель-воспитатели–дети–родители.
Воспитатели и родители принимают активное участие в работе клуба.
Литература:
1 Закон «Об образовании РФ»Федеральная целевая программа
«Одаренные дети»«Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003
2 Р. Стеркина «О рекомендации по организации работы ДОУ», журнал
«Дошкольное воспитание», 1-98
3 С. Мартынов «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом», журнал «Дошкольное воспитание», 8-94
4 Е. Белова «Одаренные дети», журнал «Дошкольное воспитание», 4-91
5 Г. Бурлянская «Одаренные дети», М. 91
6 Н. Лейтес «Легко ли быть одаренным», «Судьба вундеркиндов», журнал «Семья и школа», 6,12 – 90, 7 «Возрастная одаренность и индивидуальные различия» М. 97 8 Ю. Гильбух «Внимание: одаренные дети» М. 91
9 О. Дьяченко «Одаренный ребенок» М. 97
10 Бабаев, Лейтес «Психология одаренности детей и подростков» М. 2000
11 Е. Белова «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М. 1998
12 А. Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе», «Детская одаренность:
развитие средствами искусства» М. 2000
13 К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998
14 Б. Теплов «Проблема индивидуальных различий», «Психология музыкальных способностей» М. 1961
15 Н.Борытко «Онтологическое понимание современного воспитания» Интернет-журнал «Эйдос» М.2007 режим доступа :
16 В.П.Голованова «Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений
дополнительного образования и семьи»
17 «Внешкольник» М.2004г№8
18 В.С.Безрукова «Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации» Свердловск 1990г
19 О.Б.Ионова «Социальные технологии партнерства» . «Вестник МГУ»-4 2000г.
20 А.И.Штыркина «Социальное партнерство: виды и уровни»
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая встреча с родителями в детском саду «Азбука нравственности»
Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол
Конспект игрового занятия в детско-родительском клубе. Средняя группа
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ
Похожие статьи:
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста