Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения жанра литературной сказки
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе изучения жанра литературной сказки
Цель
- формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи:
1. Определить основные закономерности развития творческих способностей младших школьников.
2. Определить значимость литературных сказок в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
* * * *
Одной из задач школы современности является формирование грамотных людей. Основы грамотности закладываются в начальном звене, в процессе интенсивного обучения различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Именно поэтому литературное чтение, также как и русский язык является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Развитие творческих способностей младшего школьника – это основа и фундамент процесса обучения. Оно является постоянной педагогической проблемой, которая требует пристального внимания.
Творчество – это процесс деятельности человека, в результате которого происходит создание качественно новых духовных ценностей и материалов. Оно предполагает свободное развитие личности. Учащиеся начального звена буквально «дышат» творчеством: у них есть желание петь, читать, сочинять, рисовать.
Творческая деятельность связана с развитием индивидуальных особенностей учащихся, их познавательной деятельности и определенных задатков. Творчество имеет развивающую функцию, что весьма важно в системе современного обучения. Также необходимо отметить, что между литературным чтением и творчеством существует тесная взаимосвязь. В связи с этим происходит развитие воображения, творческого мышления, фантазии, воспитывается любознательность, инициатива и активность, формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы, начинают складываться склонности, интересы, также формируются потребности, лежащие в основе творчества.
В младшем школьном возрасте необходимо заложить основные формы грамотного читателя. Грамотным читателем принято считать человека, который обладает стойкой привычкой к чтению, у него существует духовная и душевная потребность в нем как в способе не только познания самого себя, но и я окружающего мира. Такой человек, владеет техникой чтения, приёмами осознания прочитанного им, знает книги и умеет их самостоятельно выбирать.
В настоящее время на фоне все более возрастающего внимания к проблемам русской национальной культуры отмечается усиление интереса к одному из основных и любимых с детства жанров устного народного творчества - к сказке. Литературная сказка по своей природе является жанром индивидуального, а не коллективного творчества. Ее изучению посвящено множество исследовательских работ. Прослеживая историю становления жанра, нетрудно заметить, что сказки, в том числе и литературные, часто выступали в качестве наглядного материала для решения педагогических задач.
Таким образом, процесс развития творческих способностей младших школьников происходит через использование систем различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. При грамотном применении в данной системе эффективных методов и приемов для развития творческих способностей возможно развитие детского восприятия, воображения, мышления, воспитание творческой личности. Включение учащихся младшего школьного возраста в творческую деятельность является основным путем развития творческих умений и навыков.
Рекомендуем посмотреть:
Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся
Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты
Художественная деятельность для школьников
Развитие творческих способностей школьников на уроках биологии, химии и во внеурочное время
Похожие статьи:
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка