Библиотечный урок для учащихся 5-7 классов. Конспект
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам как пользоваться словарем. Вот уже многие сотни лет энциклопедии и словари верно служат людям, помогая им понять, «кто есть кто» в этом мире, как произносится и что значит то или иное слово, чем отличается электрон от позитрона, как сделана космическая ракета… Предлагаю вам библиотечный урок «Как пользоваться словарем» об энциклопедиях, словарях, справочниках. Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии, словари, справочники. Библиотечный урок для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие справочной литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях, словарях, справочниках. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к справочной литературе.
Оборудование: Выставка энциклопедий, словарей и справочников.
Библиотечный урок «Как пользоваться словарем»
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом.
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…
Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга – время и страна…
Здесь, в комнате моей, из года в год,
Всё человечество в ладу живёт…
Для компьютеров, пылесосов, стиральных машин руководством по эксплуатации служит инструкция. А как научиться пользоваться словарем? Многие из вас скажут: «Не велика премудрость!». И окажутся, не совсем правы. Исторически сложилось два способа построения энциклопедий и словарей: алфавитный и иерархический.
Алфавитное распоряжение обычно используется во всех всевозможных словарях, а также обширных (многотомных) энциклопедиях. В них статьи размещают без тематической или смысловой связи друг с другом, а просто в алфавитном порядке, в соответствии с названием того или иного предмета (явления, термина). Так устроено абсолютно большинство словарей. Вначале идут все слова (статьи) на букву «А», потом – «Б», «В» и так далее. Естественно, что в англоязычных и других национальных словарях используется другой порядок букв, в соответствии с их алфавитом. Но ведь слов на букву «А» или, к примеру, «И» в любом словаре может быть множество – сотни и даже тысячи. Как же найти нужную статью внутри одного буквенного раздела? Тоже по алфавиту. Слова, начинающие на букву «А», внутри раздела расположены с последовательностью второй буквы каждого слова, а внутри этой подгруппы слов – с последовательностью третьей буквы и так далее. Например, в словаре вначале будет стоять слово «автомобиль», а потом (сразу или через какое – то количество статей) «агроном». Потому как вторые буквы в этих словах расположены в алфавите именно в таком порядке.
(Для практического занятия, учитель, библиотекарь на выбор предлагает ученикам найти те или иные слова в словаре)
Для тематических энциклопедий, словарей и справочников удобнее системное (логически – тематическое или иерархическое) расположение статей. Так устроено большинство технических справочников. Так построена, к примеру, 12 – томная «Детская энциклопедия». Она не только разбита на тематические разделы, в ней даже выделены целые тома, посвященные истории, геологии, литературе и искусству.
Выпуск «Детской энциклопедии», который вы сейчас видите, построен по логически – тематическому принципу.
К помощи, каких словарей мы с вами обращаемся чаще всего? Разумеется, к помощи самых распространенных орфографических словарей. Эти словари всегда помогут нам исправить допущенную ошибку и подсказать, как правильно пишется то, или иное слово.
Орфографический словарь – это словарь, который содержит перечень слов или иного языка в их нормальном, то есть правильном, написании. Он в отличии от толкового словаря, не объясняет нам значение слова, а просто показывает, как оно пишется. В орфографических словарях есть, как правило, не только трудные для написания слова. Но и самые обычные, в которых, казалось бы, и ошибку трудно сделать.
А для слов сложных для написания, существует «Словарь трудностей русского языка», словарь «Слитно или раздельно?» и другие.
Орфографические словари могут быть разными по объему, в зависимости от того, кому они предназначены. Словарь, изданный для школьников, будет более кратким, чем тот, который выпущен для работников печати. Такие словари могут быть как общими (для любого читателя, или писателя), так и отраслевыми, предназначенными для использования специалистами кокой – либо отрасли.
За последние десятилетия такие словари появились и в Интернете, но верить им можно не всегда – правописание слов в таких словарях иногда никто, кроме автора, не проверяет. А это чревато ошибкой. Каждый из вас, ребята, часто обращаясь к орфографическому словарю, стоящему на вашей книжной полк, может стать грамотным человеком и получать за сочинения и диктанты только пятерки. У кого же нет словаря постарайтесь приобрести.
Это интересно:
Утрачен смысл слов забытых,
Под толщей времени сокрытых:
Глубоких, русских, настоящих,
Премудрость вечности хранящих.
Душой я к слову прикасаюсь.
И в тайны слова окунаюсь!
Ни в словарях, ни в речи ныне.
Нет любочестия в помине…
А вы знаете, что орфографические словари бережнее многих артефактов хранят память о нашей истории, об истории языка? Попробуйте заглянуть в словарь. Выпущенный в начале прошлого века. Вы увидите там слова, значение которых нам не совсем понятно, а многие знакомые слова будут писаться не так, как их пишем мы. Вот, например, в сообщении об открытии Олимпийских игр 1912 года можно прочесть о «заседании ОлимпийскАго комитета, поставившАго своей задачей ввести вЪ современную жизнь благородныЯ празднества древнихЪ грековЪ…». Вы заметили, что окончание слова «олимпийского» писалось сто лет назад не тпк, как сегодня. – не «ого», а «аго»? Так и в окончании слова «благородные», вместо «ые» употреблялось «ыя». А что вы еще заметили? Правильно. В окончании некоторых слов (заканчивающихся согласной буквой) стоит твердый знак – такое было правописание. В этом отрывке нет некоторых букв, которые тогда были полноправными членами алфавита: «ять». Которая произносится так же. Как «е». но заменяла её во многих словах, буква «фита» – родная сестра буквы «ф», еще одна буква «И», но вот такая – «i» и некоторые другие. Эти буквы были выведены из обращения в 1818 году. А потому сейчас, читая книги, изданные во времена Пушкина, нам бывает трудно через них «перескакивать». Но изменения языка (А значит, словарей) происходили и позже. Например, в словарях 1920 – 1930-х годов мы видим слова «фильма» вместо «фильм» и «кафетерия» вместо «кафетерий».
Так что и словарь может быть учебником истории.
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок в 5 классе
Православный библиотечный урок для учащихся 5-7 классов
Библиотечный урок для школьников 5-7 классов. Конспект
Конспект библиотечного урока для школьников 5-7 классов