Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок для школьников 5-7 классов. Конспект

Библиотечный урок «Словари - наши друзья и помощники» для 5-7 классов
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам как пользоваться словарем. Вот уже многие сотни лет энциклопедии и словари верно служат людям, помогая им понять, «кто есть кто» в этом мире, как произносится и что значит то или иное слово, чем отличается электрон от позитрона, как сделана космическая ракета… Предлагаю вам библиотечный урок «Словари - наши друзья и помощники» о словарях и справочниках. Материалом для составления библиотечного урока послужили словари, справочники. Библиотечный урок для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие справочной литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о словарях, справочниках. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к справочной литературе.
Оборудование: Выставка словарей и справочников.
Библиотечный урок «Словари - наши друзья и помощники»
Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль.
Л.В. Щерба


В мире словарей есть словари и называют их «узкие специалисты», так как они знают все от «А» до «Я», но в пределах одной отрасли или искусства. Например, «Энциклопедический словарь юного художника» расскажет нам о том, как рисовать, но, ни словом не обмолвится о том, к примеру, как правильно переходить дорогу или водить автомобиль.

Зато это отлично знает «Справочник автомобилиста».

И каждый из них может нам помочь, но в своей области знания. Между прочим, такие словари есть практически для любой сферы жизни человека. Если Вам необходимо узнать о геологии, научиться читать (хотя бы по складам) великую книгу природы. То вам понадобится «Геологический словарь».

А если не дают покоя тайны стихосложения, и вы хотите просто складывать строки в стихи. Но и понять, что, же у вас получается: ямб, хорей или верлибр? - вы обязательно обратитесь к «Поэтическому словарю», который составлен ещё в середине прошлого века А. Квятковским, или «Поэтический словарь», выпущенный издательским домом «Литературная учёба».


Для человека, который хочет выпустить свою книжку, когда – то был издан специальный «Словарь – справочник автора». Кто интересуется музыкой, - «Краткий музыкальный словарь»…

На полках библиотеки вы можете найти «Словарь античности» и «Словарь славянской мифологии». Специальных словарей в нашем мире очень много, поэтому не стесняйтесь и идите в библиотеки – там есть все!


Кроме того, многие из них приспособились говорить на понятном маленьким читателям языке и относиться к так называемым «школьным» словарям. Кроме словарей, которые мы уже упомянули, существуют «Школьный толковый словарь русского языка», «Школьный орфографический словарь русского языка»,


«Школьный словарь ударений», «Школьный словарь синонимов», «Словарь ошибок русского языка», «Словарь антонимов русского языка».




И еще около двух десятков самых разных «взрослых» словарей, «переведенных» на детский язык.

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами
Как людьми населена.
Правит ими Государь
По прозванию Словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать…
Это интересно:

Знаете ли вы, что в мире существуют особые словари – словари языка великих писателей? Есть словарь языка Шекспира, Диккенса и других знаменитостей. В России составлен и выпущен «Словарь языка Пушкина».

Неужели кто – то им пользуется, кроме специалистов по творчеству поэта? Давайте разберемся. Всем известно, что А.С. Пушкин - великий поэт. Мы все отлично знаем его произведения, многие из которых наизусть выучили еще в школе. Но зачем нам вроде бы знать, какие слова были любимыми словами поэта, сколько раз они встречаются в произведениях? Вот как на этот вопрос отвечал известный московский адвокат А.И. Урусов более ста лет назад: «Для изучения поэта, его психологии, его темперамента, его гения нужно… основательное знание его языка, нужно знать запас слов как материал его мыслей. Такие словари дают материал для интереснейших работ о богатстве языка того или другого поэта. Следовало бы предпринять ту же работу для Пушкина».
Первая попытка создать такой словарь была сделана еще в 1970 – е годы, потом она продолжалась с перерывами всю первую половину 20 века, и только в 1956 году вышел в свет первый том «Словаря языка Пушкина». Всего было издано четыре тома словаря. К сожалению, и они, и дополнительное издание, выпущенное в 2000 году, давно стали библиографической редкостью. Будет ли новое издание? Пока не известно.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок в 5 классе Конспект библиотечного урока для школьников 5-7 классов Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов Библиотечный урок для учащихся 5-7 классов
Библиотечный урок для учащихся 5-7 классов. Как пользоваться словарем | Конспект библиотечного урока для школьников 5-7 классов
Опубликовано: 3587 дней назад (26 января 2015)
Просмотров: 7814
+43
Голосов: 51
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 26 января 2015 в 18:00 +4
Добрый вечер, Инна Владиславовна. Заглянула на Ваш библиотечный урок. Вы показали разнообразные по содержанию словари. Дали им краткую характеристику. Но главная задача научить детей пользоваться этими словарями не совсем раскрыта. Может следовало бы предусмотреть игровой момент. Например игру: "Где искать подсказку?" Предложить детям несколько специальных терминов, значение которое поможет раскрыть один предложенных Вами словарей. Или предложить разгадать кроссворд при помощи тех же источников. Практика она всегда интересней, чем теория. А вообще идея замечательная и нужная. 2015 год в России объявлен годом Литературы, так что Ваша разработка обязательно будет полезна многим. scratch Вы оставили место для творческих доработок. С уважением, Татьяна.
Регина Сириновна Сабирзянова # 26 января 2015 в 19:14 +7
Инна Владиславовна! Ваша публикация пригодится на уроках русского языка. Как раз недавно мы с первоклассниками говорили о словарях, как ими пользоваться, но у нас есть не все словари. Благодаря Вашей статье можно расширить знания детей о словарях, их видах. Идея замечательная и нужная. Примите голос! Творческих успехов!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 26 января 2015 в 20:10 +4
Инна Владиславовна, это действительно не только интересно, но и так познавательно. Спасибо за приглашение и возможность познакомиться с материалом, который приглашает нас познакомиться с очень важной и нужной для каждого школьника информацией. Каждая ваша публикация это превосходное дополнение или для внеклассного мероприятия или для уроков. Уверена, что ваш материал будет востребован, так как на Портале много педагогов, работающих в начальной школе, также будет полезен и для родителей, а таких пользователей у нас не мало!
Успехов вам и всего самого доброго! Примите мой голос!
С уважением, Т.Н.
Светлана Васильевна Новоселова # 26 января 2015 в 20:17 +5
Очень интересная, познавательная и нужная работа. Показано всё разнообразие словарей, дана их краткая характеристика. Просто бери материал, вставляй в презентацию и дополнительный материал к лексике готов. Большое спасибо, успехов.
Светлана Николаевна Крючкова # 26 января 2015 в 20:30 +5
Инна Владиславовна, интересный материал!Спасибо за подробный экскурс в историю словарей. Узнала для себя полезную информацию. Благодаря Вашим разработкам, расширяю свои познания. Молодцы! Примите мой голос!
Жанна Ивановна Кучина # 26 января 2015 в 20:30 +4
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Ваша работа привлекает внимание интересной информацией. Познавательный материал. Спасибо за знакомство с миром словарей. Примите голос.
Елена Савченко # 26 января 2015 в 20:53 +5
Инна Владиславовна! Ваша работа очень актуальна. Она позволяет знакомить детей с разными видами словарей. Учит детей с любовью относиться к чтению. Спасибо
Алла Ивановна Ефимова # 26 января 2015 в 21:25 +3
Очень интересная статья,нужная информация. Каждая ваша публикация - это превосходное дополнение для внеклассного мероприятия, или для уроков. Уверена, что ваш материал будет востребован педагогам, также будет полезен и для родителей, а таких пользователей у нас не мало!
Успехов вам и всего самого доброго! Примите мой голос!
Елена Альбертовна Плотникова # 26 января 2015 в 23:02 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Ваш библиотечный урок о словарях знакомит детей с многообразием словарей, кратко сообщается о назначении некоторых из них. Интересно было и мне узнать о словаре языка А.С.Пушкина. Но в самом начале Вы обещали рассказать "как пользоваться словарем", но потом о своём обещании забыли. На мой взгляд, несмотря, на то что Вы не поставили это целью занятия, было бы очень полезно действительно научить школьников работать со словарём, выбирать нужный словарь в зависимости от ситуации, а для этого стоило бы не только провести инструктаж, но и предусмотреть различные практические задания в форме групповой работы или состязаний.
Библиотечные уроки с богатым познавательным материалом нужны детям, но и практические умения кроме нас с Вами у наших деток никто не сформирует.
Желаю Вам творческих находок и удач.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 января 2015 в 23:24 +5
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Познакомилась с вашим библиотечным уроком «Словари - наши друзья и помощники». Вы каждый раз открываете и знакомите нас с чем то новеньким. Сколько интересной и полезной информации вы нам предоставили. Вами проведена большая работа по подбору материала. Спасибо вам большое. Примите мой голос.
Мария Аркадьевна Шишатова # 27 января 2015 в 18:38 +4
Здравствуйте Инна Владиславовна! Тема, которую вы представляете очень интересная.Замечательная подборка разных видов словаре. Но, по-моему вы не совсем раскрыли поставленные Вами цели (развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.) Здесь больше урок направлен на ознакомление. Не хватает какой-то практической деятельности учащихся.
Наталья Васильевна Маслова # 27 января 2015 в 19:21 +5
Добрый день! С удовольствием познакомилась с Вашим уроком. Успехов Вам !Голос!
Оксана Сергеевна Карпова # 27 января 2015 в 19:27 +6
Инна Владиславовна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Библиотечный урок очень интересный. Много полезной и важной информации, и не только для учителей. Как родитель заинтересовалась словарями: язык Пушкина, поэтический словарь, словарь ошибок русского языка, словарь ударений. Есть идея пополнить свою библиотеку и конечно же пользоваться ими. Урок очень актуальный! Примите ГОЛОС! Жду приглашений на страничку!
Татьяна Юрьевна Борисова # 28 января 2015 в 11:32 +6
Здравствуйте,Инна Владиславовна!Большое спасибо за ваше приглашение.Молодцы,что ознакомили нас с таким нужным
материалом.Я даже и не знала о многих словарях.Расскажу своим воспитанникам.Огромное спасибо за такую работу.
ГОЛОСУЮ+
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 28 января 2015 в 12:14 +5
Словарь мне очень помогает,
Когда мне знаний не хватает.
Там множество полезных слов.
Я пользоваться им готов!

(из интернета)
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Библиотечный урок «Словари - наши друзья и помощники» получился очень насыщенным на полезную и нужную информацию. Но мне показалось, что урок получился только информационно-лекционным, а детям, даже в 5-7 классе, на мой взгляд,для лучшего освоения материала, необходима смена деятельности. Как совет: добавить практические задания для детей, чтобы они могли использовать полученные знания. Например, найти словарь, который поможет раскрыть смысл заданных педагогом слов; найти в словаре объяснение данных педагогом слов и т.п. Удачи вам и новых интересных уроков. +1!
Наталья Суслова # 28 января 2015 в 14:18 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Очень интересный, содержательный материал, обязательно воспользуюсь. Спасибо. Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Ольга Михайловна Кохан # 28 января 2015 в 14:43 +4
Спасибо за приглашение, очень познавательно. Посоветую своему библиотекарю как памятку для оформления библиотеки.
Елена Николаевна Пономарева # 29 января 2015 в 18:12 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с библиотечным уроком, который Вы представили. Считаю, что данная информация очень полезна. Современные дети совсем скоро забудут дорогу в библиотеку. Они не знают, что есть такие разнообразные словари, не умеют ими пользоваться. А жаль. Ваш материал обязательно использую в своей работе.
Татьяна Петровна Цуканова # 30 января 2015 в 20:31 +1
Инна Владиславовна! Замечательная подборка разных видов словарей. Тема очень интересная. Познавательная. Мой голос.
Анна Иванова # 5 февраля 2015 в 16:00 +3
ух ты! я и не знала, что существует СТОЛЬКО интересных словарей! Очень удивил меня словарь юного художника. никогда не видела, но с удовольствием имела бы его в своей библиотеке! Или, например, поэтический словарь..Совсем, мне кажется, уникальная вещь! Если уж мне, взрослой, было интересно на Вашем уроке, то детям и подавно! Сейчас все, к сожалению, уходят от практики поиска нужной информации в бумажном словаре. Куда проще-открыл интернет-справочник и за 2 секунды нашел то, что тебе нужно. Но я , например, принципиально учу дочь пользоваться бумажным словарем английского. Ибо компьютер не всегда будет под рукой, а уметь искать информацию в книге надо уметь.
Наиля Салиховна Донгузова # 23 октября 2015 в 17:24 +2
Да... вот это урок! Интересный, захватывающий, мало ''воды'' , кратко, четко, ясно. Вот только пользоваться словарями не учит, значит главная задача - научить, не выполнена, а ознакомить - на высшем уровне! Спасибо!