Православный библиотечный урок «Из глубины веков». Конспект
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Во многих музеях мира можно увидеть невзрачные тонкие таблички из обожженной глины с едва различными на них клиновидными значками. И это ведь не что иное, как древнейшие книги земли…
Предлагаю вам библиотечный урок «Из глубины веков» о древних книгах и библиотеках. Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии. Библиотечный урок для учащихся 5 – 7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях, о древних книгах и библиотеках.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедической литературе.
Оборудование: Выставка энциклопедий.
Православный библиотечный урок «Из глубины веков»
А видели вы настоящие книги
Иные, века для которых что миги.
Да так непривычен их облик и вид :
То каменный диск, тот, что знаками бит.
Прочесть её сможешь, коль ты телепат,
Коль нет, - для тебя она темненький сад,
Простого гранитного камня кусок
А для посвященного - множество строк!
Канва аказитная в образе есть,
А ты ведь не только сумеешь прочесть,
Ты можешь добавить её, дописать,
Коль против часов запись ту протирать!
Совсем не случайно ведь, "ЛИТЕРатура"
В истоке есть КАМЕННОЙ мысли культура.
Но редки сокровища. Столь непонятны.
И были которые - сразу изъяты,
Подменены грубой потделкой дурной.
Но коль повезёт, и отыщешь порой,
В каком-то совсем неожиданном месте
С округлостью диск, что подаст тебе вести
Такой неожиданно вложенной мыслью,
Возникшей под взглядом на камня детИще.
Попробуй-ка вникнуть, уйти не спеши,
Быть может, что, камень тебе сообщит.
Далеко не каждый из посетителей Санкт – Петербургского Эрмитажа обращает внимание на выставленные в витринах отдела восточных культур невзрачные тонкие таблички из обожженной глины с едва различными на них клиновидными значками. А стоило бы присмотреться к ним внимательнее – ведь это не что иное, как древнейшие книги земли. Пусть и совсем не такие, как теперешние.
Схожие экспонаты есть и во многих других музеях мира. По счастью, до нашего времени дошло немало этих любопытных памятников старина. В Лондонском британском музее хранится 27 тысяч табличек. Возраст таких глиняных пластинок, покрытых клинописью, составляет от двух с лишним до пяти тысяч лет. Эти окаменевшие тонкие таблички с древними письменами так и хочется назвать страницами. Правда, «писать» на глине не очень – то удобно. Сам процесс «письма» трудоемок – клинописный текст выдавливали на мокрой глиняной табличке железными палочками, да и сделанную надпись уже никак не исправишь. К тому же и весили глиняные «страницы» немало.
Но для древних народов Междуречья именно глина оказалась самым подходящим писчим материалом, и можно только поблагодарить их за такой выбор. После обжига глина становилась прочной, как камень, потому – то множество табличек с клинописью и смогли пережить тысячелетия, чтобы поведать далеким потомкам о жизни и достижениях своих создателей. А ведь в этом и состоит назначение любой книги, хотя бы глиняной, - сохранить знания и передать другим людям.
Многие из тех табличек, что хранятся в Британском музее, как раз и нашли в Ниневии.
Первые окаменевшие «странички» обнаружил сам Генри Лэйярд, проводивший раскопки в Ниневии до 1851 года. Затем археологические работы здесь вел по поручению Британского музея Ормузд Рассам, уроженец Мосула, получивший образование в Оксфорде.
Ему – то и принадлежит честь еще одного великого археологического открытия – знаменитой библиотеки царя Ашшурбанипала,
оказавшейся для ученых первым ключом ко всей ассиро – вавилонской культуре. Десятки тысяч глиняных табличек Рассам обнаружил в нескольких помещениях дворца царя Синахериба, которые оказались пристройками времен царя Ашшурбанипала, вступившего на престол в 669 году до н. э. Многие из табличек, правда, были разбиты. Вероятно, это случилось, когда царский дворец громили захватившие Ниневию войска вавилонян и мидян. После этого ассирийская столица перестала существовать…
Больше табличек с текстами уцелели, а за последующие века вместе с развалинами дворца надежно укрылись слоем земли. Рассас бережно упаковал все глиняные «странички» в ящики и отправил в Лондон. Теперь тексты предстояло прочитать.
«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и не уничтожаемой памятью человеческого рода».
А. Шопенгауэр
Расшифровка десятков тысяч клинописных текстов, найденных в царском дворце Ниневии, заняла несколько десятилетий. Большим подспорьем для ученых оказалась еще одна уникальная находка: несколько сотен табличек – словарей. Они, очевидно, были изготовлены учебных целях. Ведь клинопись на протяжении тысячелетий менялась, потому что менялись и народы, обитавшие в Междуречье. И глиняные словари позволяли понять, как, например. Ассирийское слово обозначалось более древними письменами. Однако о древнейших цивилизациях долины между реками Тигр и Евфрат – шумерах и аккадцах, предшествующих вавилонянам и ассирийцам, - ученые пока даже не подозревали. Глиняная библиотека царя Ашшурбанипала между тем уже вплотную подводила исследователей к великим открытиям.
Многие из клинописных текстов представляли собой ассирийские законы, государственные акты, разного рода деловые документы – иными словами, архив, который дал ученым бесценные сведения о жизни ассирийцев того времени. Но большая часть табличек представляла собой труды по разным отраслям знаний – математике, астрономии, медицине, географии, истории Ассирии. Были здесь и художественные произведения: записи древних сказаний, поэтические тексты.
Таблички рассказывали кое – что и о самом царе Ашшурбанипале. Говоря современным языком, он оказался книголюбом и пополнял свою библиотеку всеми возможными в то время способами. Часть табличек была привезена в его дворец из Вавилона, который с 732 года до н.э. входил в состав Ассирии. Другие таблички царь за большие деньги покупал у храмов или у частных лиц: в Ассирии и другие люди собирали глиняные книги ( в дальнейшем археологам предстояло обнаружить еще великое множество глиняных табличек в разных местах Междуречья).
Кроме того, во дворце у Ашшурбанипала работали люди. Переводившие тексты с самых древних клинописных табличек, смысл которых уже тогда был понятен немногим, и записывали их клинописью, принятой у ассирийцев и вавилонян.
Благодаря результатам раскопок, и конечно, текстам библиотеки Ашшурбанипала удалось, наконец, узнать, что это был за город – Ниневия, о существовании которого прежде было известно лишь по текстам античных авторов и Библии.
Когда читаешь книги давно умерших писателей, всегда овладевает странное чувство: эти люди, двести, триста, две тысячи лет тому назад жившие, так далеки теперь - где бы они ни были - от того, что писали когда-то на земле: а мы в их сочинениях ищем вечных истин!
Лев Исаакович Шестов
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для школьников 5-7 классов. Конспект
Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов
Православный библиотечный урок. Конспект для 6 - 7 классов
Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс