Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов

Православный библиотечный урок «Из глубины веков». Конспект
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Во многих музеях мира можно увидеть невзрачные тонкие таблички из обожженной глины с едва различными на них клиновидными значками. И это ведь не что иное, как древнейшие книги земли…
Предлагаю вам библиотечный урок «Из глубины веков» о древних книгах и библиотеках. Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии. Библиотечный урок для учащихся 5 – 7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях, о древних книгах и библиотеках.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедической литературе.
Оборудование: Выставка энциклопедий.
Православный библиотечный урок «Из глубины веков»


А видели вы настоящие книги
Иные, века для которых что миги.
Да так непривычен их облик и вид :
То каменный диск, тот, что знаками бит.
Прочесть её сможешь, коль ты телепат,
Коль нет, - для тебя она темненький сад,
Простого гранитного камня кусок
А для посвященного - множество строк!
Канва аказитная в образе есть,
А ты ведь не только сумеешь прочесть,
Ты можешь добавить её, дописать,
Коль против часов запись ту протирать!
Совсем не случайно ведь, "ЛИТЕРатура"
В истоке есть КАМЕННОЙ мысли культура.
Но редки сокровища. Столь непонятны.
И были которые - сразу изъяты,
Подменены грубой потделкой дурной.
Но коль повезёт, и отыщешь порой,
В каком-то совсем неожиданном месте
С округлостью диск, что подаст тебе вести
Такой неожиданно вложенной мыслью,
Возникшей под взглядом на камня детИще.
Попробуй-ка вникнуть, уйти не спеши,
Быть может, что, камень тебе сообщит.


Далеко не каждый из посетителей Санкт – Петербургского Эрмитажа обращает внимание на выставленные в витринах отдела восточных культур невзрачные тонкие таблички из обожженной глины с едва различными на них клиновидными значками. А стоило бы присмотреться к ним внимательнее – ведь это не что иное, как древнейшие книги земли. Пусть и совсем не такие, как теперешние.
Схожие экспонаты есть и во многих других музеях мира. По счастью, до нашего времени дошло немало этих любопытных памятников старина. В Лондонском британском музее хранится 27 тысяч табличек. Возраст таких глиняных пластинок, покрытых клинописью, составляет от двух с лишним до пяти тысяч лет. Эти окаменевшие тонкие таблички с древними письменами так и хочется назвать страницами. Правда, «писать» на глине не очень – то удобно. Сам процесс «письма» трудоемок – клинописный текст выдавливали на мокрой глиняной табличке железными палочками, да и сделанную надпись уже никак не исправишь. К тому же и весили глиняные «страницы» немало.

Но для древних народов Междуречья именно глина оказалась самым подходящим писчим материалом, и можно только поблагодарить их за такой выбор. После обжига глина становилась прочной, как камень, потому – то множество табличек с клинописью и смогли пережить тысячелетия, чтобы поведать далеким потомкам о жизни и достижениях своих создателей. А ведь в этом и состоит назначение любой книги, хотя бы глиняной, - сохранить знания и передать другим людям.
Многие из тех табличек, что хранятся в Британском музее, как раз и нашли в Ниневии.

Первые окаменевшие «странички» обнаружил сам Генри Лэйярд, проводивший раскопки в Ниневии до 1851 года. Затем археологические работы здесь вел по поручению Британского музея Ормузд Рассам, уроженец Мосула, получивший образование в Оксфорде.

Ему – то и принадлежит честь еще одного великого археологического открытия – знаменитой библиотеки царя Ашшурбанипала,

оказавшейся для ученых первым ключом ко всей ассиро – вавилонской культуре. Десятки тысяч глиняных табличек Рассам обнаружил в нескольких помещениях дворца царя Синахериба, которые оказались пристройками времен царя Ашшурбанипала, вступившего на престол в 669 году до н. э. Многие из табличек, правда, были разбиты. Вероятно, это случилось, когда царский дворец громили захватившие Ниневию войска вавилонян и мидян. После этого ассирийская столица перестала существовать…
Больше табличек с текстами уцелели, а за последующие века вместе с развалинами дворца надежно укрылись слоем земли. Рассас бережно упаковал все глиняные «странички» в ящики и отправил в Лондон. Теперь тексты предстояло прочитать.

«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и не уничтожаемой памятью человеческого рода».
А. Шопенгауэр


Расшифровка десятков тысяч клинописных текстов, найденных в царском дворце Ниневии, заняла несколько десятилетий. Большим подспорьем для ученых оказалась еще одна уникальная находка: несколько сотен табличек – словарей. Они, очевидно, были изготовлены учебных целях. Ведь клинопись на протяжении тысячелетий менялась, потому что менялись и народы, обитавшие в Междуречье. И глиняные словари позволяли понять, как, например. Ассирийское слово обозначалось более древними письменами. Однако о древнейших цивилизациях долины между реками Тигр и Евфрат – шумерах и аккадцах, предшествующих вавилонянам и ассирийцам, - ученые пока даже не подозревали. Глиняная библиотека царя Ашшурбанипала между тем уже вплотную подводила исследователей к великим открытиям.
Многие из клинописных текстов представляли собой ассирийские законы, государственные акты, разного рода деловые документы – иными словами, архив, который дал ученым бесценные сведения о жизни ассирийцев того времени. Но большая часть табличек представляла собой труды по разным отраслям знаний – математике, астрономии, медицине, географии, истории Ассирии. Были здесь и художественные произведения: записи древних сказаний, поэтические тексты.

Таблички рассказывали кое – что и о самом царе Ашшурбанипале. Говоря современным языком, он оказался книголюбом и пополнял свою библиотеку всеми возможными в то время способами. Часть табличек была привезена в его дворец из Вавилона, который с 732 года до н.э. входил в состав Ассирии. Другие таблички царь за большие деньги покупал у храмов или у частных лиц: в Ассирии и другие люди собирали глиняные книги ( в дальнейшем археологам предстояло обнаружить еще великое множество глиняных табличек в разных местах Междуречья).
Кроме того, во дворце у Ашшурбанипала работали люди. Переводившие тексты с самых древних клинописных табличек, смысл которых уже тогда был понятен немногим, и записывали их клинописью, принятой у ассирийцев и вавилонян.

Благодаря результатам раскопок, и конечно, текстам библиотеки Ашшурбанипала удалось, наконец, узнать, что это был за город – Ниневия, о существовании которого прежде было известно лишь по текстам античных авторов и Библии.

Когда читаешь книги давно умерших писателей, всегда овладевает странное чувство: эти люди, двести, триста, две тысячи лет тому назад жившие, так далеки теперь - где бы они ни были - от того, что писали когда-то на земле: а мы в их сочинениях ищем вечных истин!
Лев Исаакович Шестов

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-7 классов. Конспект Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов Православный библиотечный урок. Конспект для 6 - 7 классов Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс
Конспект библиотечного урока для школьников 5-7 классов | Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов
Опубликовано: 3582 дня назад (3 февраля 2015)
Просмотров: 2990
+57
Голосов: 65
Мария Чукмарёва # 3 февраля 2015 в 22:51 +5
Инна Владиславовна , спасибо за приглашение на очередную увлекательную встречу с древнейшими книгами. Читая ваш материал, узнаю для себя новую информацию: откуда возникли первые книги, как они создавались, хранились... Публикация подкреплена историческими фактами, что делает материал ценным и достоверным, а яркие иллюстрации дают возможность воочию познакомиться с ними и рассмотреть их более внимательно.Но, обратите внимание пока еще есть время, что некоторые иллюстрации маловаты по размеру! Это некоим образом не влияет на богатое и познавательное содержание вашей публикации! Всего доброго! Голосую!
Ирина Анатольевна Князева # 3 февраля 2015 в 22:53 +2
Интересный материал, который к тому же сопровождается фотографиями. Сразу ярко представляешь эти глиняные книги. Спасибо за такой урок!
Тамара Буланкина # 3 февраля 2015 в 23:00 0
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Интересно, познавательно, красочно! Материал замечательный, на мой взгляд не хватает вопросов - заданий,диалога с детьми, впрочем я работаю с дошкольниками, и не знаю школьной методики. Голосую! Творческих успехов!
Александр Семенович Жбанов # 3 февраля 2015 в 23:01 +2
Живущей среди книг скучать не приходится! У Вас под рукой целая кладовая! Как здорово, что Вы щедро делитесь с нами с ее содержимым! Я очень завидую Вам, Инна Владиславовна! Очень интересный материал с хорошим названием, раскрывающая малоизвестные исторические секреты. Не задумываясь погружаешься в чтение и узнаешь много нового! Спасибо Вам! Примите голос!
Марина Викторовна Алябьева # 4 февраля 2015 в 09:04 +2
Инна Владиславовна, очень интересный с многообещающим названием материал! Беру к себе в закладки, по скольку работаю в подростковом клубе с ребятами разных возрастов, думаю им будет очень интересно и в ближайшие дни познакомлю с Вашим ценным материалом! А еще - это будет нам очень близко, так как мы работаем с благодатным природным материалом - ГЛИНА, и я стараюсь всегда пополнять информационные странички для ребят в виде рвссказов, показов, экскурсий именно о старине и нетолько!
Для нас Ваш материал - ценная находка! Спасибо!
С большим удовольствием отдаю голос +1
Лилия Васильевна Ряшенцева # 4 февраля 2015 в 11:12 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за интересный материал,за то,что я открыла для себя новые знания.Уверенна,что и детям будет интересно побывать на таком библиотечном,познавательном уроке.Голос+1
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 4 февраля 2015 в 11:39 +2
Понравился материал, так как познавательно и приглашает нас он в далёкое прошлое, удивительное прошлое мира книг.
Ваш материал можно использовать на уроках литературы, а также учащиеся и сами могут об этом рассказать, да и показать, единственное, последнее изображение у вас в публикации не соответствует размерам, которые прописаны в требованиях Портала. Желаю вам успехов, Инна Владиславовна!+1
С уважением, Т.Н.
Лариса Александровна Коломенцева # 4 февраля 2015 в 12:23 +1
Спасибо за приглашение! Материал богатый по содержанию. доступный в понимание прошлого, что делает его значимым в области искусства и культуры. Спасибо, хочу провести классный час, используя ваш материал. Голос!
Галина Васильевна Егорова # 4 февраля 2015 в 12:53 0
Познакомилась с вашей работой. Очень увлекательная статья. Иллюстрации привлекают к себе внимание своей стариной и загадкой. Беседы с детьми об истории, старинных книгах, показ таких исторических фотографий развивают интерес к прошлому, внимание, воображение, мышление. Приучать учащихся разных возрастов к чтению - это важно и сложно. Так как современные дети не любят читать. Такие интересные темы могут привлечь желание узнать что-то из нашего прошлого. Хочу вам только подсказать про запись темы. Ее нужно прописать с помощью шрифта-заголовка в начале материала. В целом мне все понравилось. Примите голос.
Ольга Васильевна Лайкам # 4 февраля 2015 в 15:26 +1
Спасибо за приглашение Инна Владиславовна.Познакомилась с Вашим библиотечным уроком,замечательный материал,это очень важно прививать детям интерес к книгам,думаю что после такого урока у многих ребят возникло желание побольше узнать о книгах.Вам удалось создать интересный, увлекательный материал.Примите мой голос.
Вера Валерьевна Ляпина # 4 февраля 2015 в 15:48 +2
Как всегда здорово- познавательно, интересно. Необходимые знания вы даете на своих библиотечных уроках. как здорово, что в школе есть такой человек, который рад поделиться с детьми своими знаниями, интересно их преподнести.Спасибо за приглашение. Примите голос от благодарных читателей!
Людмила Витальевна Карачева # 4 февраля 2015 в 16:07 +1
Добрый день! Спасибо за приглашение. Ваша работа достойна внимания. Подобран интересный библиотечный материал по теме, красивое оформление, которое можно спроецировать на экран. Если использовать эту разработку в качестве самостоятельного мероприятия, по я считаю нужно дополнить работой детей, завлечь их в сам процесс изучения новых знаний, может даже продумать творческую работу. Ваш материал будет полезен на метапредметных уроках: истории, ИЗО, труда, музыки. Спасибо! Мой голос ВАМ!!!!
Наталья Владимировна Митрофанова # 4 февраля 2015 в 18:08 +1
Очень интересно!+1 Много чего можно узнать!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 4 февраля 2015 в 18:16 +1
Добрый вечер,материал очень интересный и познавательный, оставляю вам свой голос!
Алла Анатольевна Вервекина # 4 февраля 2015 в 19:48 +1
Здравствуйте! Очень увлекательный урок. Насыщенный материал, подтверждённый фотографиями и историческими фактами, делают знакомство с первыми книгами незабываемым! Спасибо за приглашение!
Любовь Семеновна Ибатуллина # 4 февраля 2015 в 20:35 +2
Инна Владиславовна , спасибо за приглашение! Я любитель старины, исторических книг, перечитала все книги на историческую тему, которые мне попадались. Вы представили очень интересный материал про глиняные книги. Очень увлекательный и содержательный материал Вами собран. Также его дополняют фотографии, соответствующие теме Вашего необычного библиотечного урока. Думаю, данный материал будет интересен и полезен и детям, и взрослым. Спасибо Вам за подборку!
Юлия Васильевна Иванова # 4 февраля 2015 в 21:15 +1
С удовольствием голосую! Дети обязательно заинтересуются этой темой. Интересно поданный материал всегда остается в памяти. Я, например, тоже пополнила свои знания. Благодарю!
Наталия Александровна Фролова # 5 февраля 2015 в 05:01 +1
Иннна Владиславовна! Ваша публикация содержит очень интересные факты.Погрузиться в глубину веков, узнать историю книг, прошлое, истоки-здорово. Очень грамотно преподнесен материал. С удовольствием отдаю голос за вашу идею.
Ольга Михайловна Штруба # 5 февраля 2015 в 07:20 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень интересный материал! Прекрасная, методически грамотная публикация! С удовольствием окуналась в историю возникновения первых книг. Думаю, Ваша публикация будет очень полезной педагогам и их подопечным. Голос и пожелание твореских успехов!
Елена Юрьевна Первухина # 5 февраля 2015 в 08:56 +1
Спасибо за приглашение!
Замечательный материал про первые книги, все научно, компактно и наглядно.
Только почему в названии стоит слово православный?
Материал скорее носит общекультурный характер.
Возьму себе в закладочки! Вам мой голос!
Любовь Сергеевна Новоселова # 5 февраля 2015 в 17:03 +2
Инна Владиславовна. Очень познавательное и интересное мероприятие. Я открыла для себя новые знания, Люблю узнавать новое и делиться информацией с друзьями. Спасибо, успехов.
Оксана Сейитмедова # 6 февраля 2015 в 17:45 +1
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Очень интересный материал с хорошим названием, раскрывающая малоизвестные исторические секреты.Голосую! Творческих успехов!
Анастасия Анатольевна Арканова # 6 февраля 2015 в 20:58 +1
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Интересно, познавательно, красочно! Материал замечательный, мне понравился. Творческих Вам успехов. Примите мой голос.
Наталья Николаевна Никонова # 7 февраля 2015 в 01:09 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Спасибо, что пригласили в гости! Очень нужный, важный и актуальный материал. Дети должны знать историю. А Ваш материал стимулирует на поиски нового неизведанного. А уж секреты детей иногда интересуют больше, чем голые факты. Ещё раз спасибо. Мой голос +1! Удачи. ННН.
Снежана Анатольевна Колесникова # 7 февраля 2015 в 19:51 0
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение! Материал мне понравился. Все достаточно понятно изложено. Хорошо подобранны иллюстрации. Очень много нового узнала для себя, т.к. не сильна в истории. Вообще, книга - это прекрасно, особенно созданная руками человека. Когда берешь её в руки, чувствуешь ту энергетику, которую её создатель в нее вложил. С удовольствием голосую!
Ольга Павловна Репьева # 8 февраля 2015 в 19:24 +1
Очень интересный и познавательный материал, с большим удовольствием совершила путешествие в прошлое. Считаю, что детям полезны такие исторические экскурсии. Вам мой голос.
Инна Александровна Миловидова # 8 февраля 2015 в 20:09 +1
Спасибо за приглашение. С интересом прочитала ваш материал. Очень познавательный. Примите мой голос.
Инна Александровна Егорова # 8 февраля 2015 в 20:54 +1
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Ваша статья интересна, содержательна. Я даже сама удивляюсь старинным книгами и записям. Для детей это будет тоже интересно. Голосую. +1
Екатерина Александровна Степченкова # 11 февраля 2015 в 09:59 +1
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение! Урок действительно очень познавательный!
Анна Александровна Сергеева # 17 февраля 2015 в 08:46 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна! Понравился материал, так как познавательно и приглашает нас он в далёкое прошлое, удивительное прошлое мира книг, учащиеся и сами могут об этом рассказать, да и показать. Желаю вам успехов, голос!
Наталья Николаевна Болотина # 3 марта 2015 в 14:25 +2
Здравствуйте!Беседы с детьми об истории, старинных книгах, показ таких исторических фотографий развивают интерес к прошлому, внимание, воображение, мышление. Приучать учащихся разных возрастов к чтению - это важно и сложно.
Светлана Николаевна Ефименко # 25 апреля 2015 в 12:20 +2
Здравствуйте, уважаемая Инна Владиславовна! Благодарю Вас за приглашение. Вами опубликована очень познавательная статья. Иллюстрации привлекают к себе внимание своей стариной и загадкой. Беседы с детьми об истории, старинных книгах, показ таких исторических фотографий развивают интерес к прошлому, внимание, воображение, мышление. Приучать учащихся разных возрастов к чтению - это важно и сложно. Такие интересные темы могут привлечь желание узнать что-то из нашего прошлого.
Примите мой голос!
Наиля Салиховна Донгузова # 23 октября 2015 в 16:23 +2
Инна Владиславовна! Спасибо за урок! Очень интересно и увлекательно, получила полезную информацию для себя. А нет ли у Вас урока о книгах будущего? Готовлю урок на эту тему, и буду рада любой информации.