Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Православный библиотечный урок. Конспект для 6 - 7 классов

Православный библиотечный урок «Возвращение к истокам»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – учитель Основ православной культуры, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы ст. Тацинская Ростовская область
Описание материала: С флагами нашей России мы встречаемся повсюду. Они развиваются перед официальными учреждениями, их поднимают на мачтах кораблей и в честь победителей спортивных состязаний. Любой флаг это не просто набор определенных фигур – полос, крестов. Это еще и зашифрованный знак ее мощи и богатств, рассказ о ее истории. Сегодня я расскажу вам о символике стягов, хоругвей, прапоров. Вы узнаете интересные истории, связанные с их созданием. Предлагаю Вам Православный библиотечный урок «Возвращение к истокам», для учащихся 6 -7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.

Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об истории, о символике стягов, хоругвей, прапоров.…
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедической, духовной, художественной, литературе.
Оборудование: Выставка книг по истории.
Православный библиотечный урок «Возвращение к истокам»

Научи меня, Боже возлюбить этот мир.
Дай мне Духа Святаго, чтобы зрить тишину.
Под Святым Русским стягом, я в Русь Святую шагну…


Вексиллум, хоругвь, стяг… Кажется, совсем разные слова. Между тем у них много общего. Все это – предшественники современных флагов.
До 14 века на Руси не было единого государства, поэтому не было и государственного флага. Но в славянских княжествах с центрами во Владимире, Полоцке, Пскове, Смоленске, Чернигове и других городах появились первые предшественники флагов – стяги. Это были символы княжеской власти.
Сначала стяг у древних славян имел вид обыкновенного шеста с пучком травы или конской гривой вверху. Позднее его стали делать из материи различных цветов. Во время походов стяг делать из материи различных цветов.

Стяг «Всемилостивейшего Спаса» (1552)

Великий стяг Ивана Грозного (1560)

Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в образе вместе с оружием и доспехами. Вновь на древко его надевали только перед сражением. Стяг мог быть громадного размера. На его установку уходило немало времени. В древних летописях иногда встречается выражение «не поставивши стяга», что означало внезапную атаку противника, заставшую войско врасплох. А слова «поставить стяг» в то время служили объявлением войны.
Во время сражения стяг находился на самом заметном, возвышенном месте, чтобы его мог видеть каждый ратник. Он как бы стягивал дружинников в единый кулак и показывал: мы сильны, мы идем на битву. Вокруг стяга собирались лучшие силы. Защищали его самые сильные и умелые войны, настоящие богатыри – их называли стяговниками. Под стягами происходили жаркие схватки. Захватить вражеский стяг, повергнуть его наземь считалось высшей доблестью. Падение стяга обычно приводило к замешательству в войске и часто заканчивалось его поражением во всей битве.
После введения христианства на Руси на стягах стали изображать лик Спасителя, они приобрели значение знамения, отсюда пошло слово «знамя». Под знамениями совершали церковные службы, приносили присягу, заключали договоры.
Один из древнейших документов, дошедших до нашего времени, - «Сказание о мамаевом побоище» повествует о битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.



Когда объединенные русские полки во главе с великим князем московским Дмитрием Ивановичем разгромили вторгшиеся в Московское княжество полчища хана Мамая. В «Сказании» говорится, что в центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг чермного, то есть красного, цвета, на котором был изображен Иисус Христос.
С легкой руки царя Петра l, начиная я 1699 года в России вошло в обиход слово «флаг», ставшее синонимом слова «знамя».

Гербовное знамя царя Алексея Михайловича (1668)

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

Знамя солдатское девятой роты. Россия. Кон. XVII в.

Знамя Дмитрия Пожарского (1612)

Знамя Ермака (1582)

Сейчас слово «знамя» обычно употребляется, когда говорят о знаках отличия воинских частей и соединений, предприятий и организаций, а «флаг» - там, где речь идет о символах государства или знаках принадлежности корабля к вооруженным силам страны.
Флот петра Великого. Худ. Е.Е. Лансере 1912

Царь Петра l установил и твердые правила, действующие уже несколько столетий: полк, потерявший в бою знамя, подлежит расформированию; за захват в бою вражеского знамени вручается особая награда.
В 1667 году царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве первой русской морской флотилии, под охраной которой можно было бы через Каспийское море ввозить шелк и хлопок из Персии. Строить корабли должны были на верфи в селе Дединово на Оке. Место не случайное. Ока тут наиболее широкая, а окрестности села богаты лесами и корабельными соснами и елями. Здешние жители к тому же издавна слыли мастерами изготовления лодок и барок.
Возглавил «корабельное строение» голландец, опытный моряк и воин, полковник русской армии Корнелиус фон Буковен. Царю о нем доложили, что он «на море многие пути хаживал на корабли, и морской бой ему обычай, и корабельное дело и русский извычай знает». Помогали фон Буковену русские плотники и кузнецы под руководством Якова Полуэктова и Степана Петрова.

Корабль "Орел" по рисунку голландца Яна стройся служившего на корабле "парусником"(очевидно, парусным мастером)

Больше двадцати месяцев продолжалось строительство. Флагман флотилии – двухпалубный трехмачтовый фрегат с прямыми парусами и семью парами вёсел 19 мая 1669 года был торжественно спущен на воду. К тому времени подоспел и царский указ: «Кораблю, который в селе Дединове сделан вновь, прозванье дать «Орлом» и поставить на носу и на корме по орлу и на знаменах …. Нашивать орлы же».
Тогда же решился вопрос и о цвете флагов. Которые должны быть подняты на мачтах корабля. В документе, доставленном из столицы, говорилось, что флаги должны быть «цветами, как великий Государь укажет, только на кораблях бывает: какого государства корабль, того государства и знамя».

Алексей Михайлович «указал», чтобы для флагов «Орла» взяли белую, синюю и красную ткань. Иначе говоря, белый, синий и красный устанавливались царским указом как государственные цвета.
Мы не знаем точно. Как выглядели флаги, поднятые на «Орле». Одни историки говорят, что это был прямой синий крест, а по диагоналям два белых и два красных квадрата, другие полагают, что с самого начала российский флаг приобрел тот вид. К которому мы привыкли: три горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов. Во всяком случае, именно такой флаг – бело- сине-красный триколор – стал известен всей Европе при сыне Алексея Михайловича, великом царе – реформаторе Петре l. Под этим флагом выходили в море суда российского торгового флота, а для военных кораблей Петр l утвердил Андреевский флаг – белое полотнище с косым, из угла в угол, крестом. По преданию, на таком кресте был распят святой апостол Андрей Первозванный.
На Руси Андрея Первозванного чтили особо. Считалось, что именно он принес на Русскую землю учение Христа. Легенда повествует, что, идя по славянской земле, апостол остановился на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, и предсказал: «на сих горах возсияет благодать Божия» и будет построен «град великий» со множеством церквей. Древняя летопись сообщает, что после этого Андрей поднялся на днепровские холмы и водрузил там крест.

Русские моряки всегда гордились своим флагом и свято хранили его честь. Традиционно на флоте Российской империи последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
Стяги, знамения, флаги… А были на Руси еще и прапоры – небольшие знамена с длинными хвостами, служившие личными знаками родовых людей. У нас они появились в 16 веке, а к 17 веку получили особо широкое распространение.
Прапор – копье с флажком – водружался над царским шатром и над шатрами родовитых бояр. На царском прапоре был изображен двуглавый орел с коронами. Боярские прапоры украшались личными или родовыми печатями.
Прапор. Россия, XVI в.

Откуда взялось это слово – «прапор»? Ученые полагают, что оно произошло от праславянского «porporь», связанного чередованием гласных в словах «перо», «парить» и означавшего нечто летучее, подвижное…
В конце 17 века прапоры появились у стрелецких начальников. Строились они по образу боярских: в центре изображался Спаситель и Богородица, лики святых угодников, архангелов и ангелов. По указу царя Алексея Михайловича в 1649 году в стрелецком войске прапорщиками – то есть состоящими при прапоре – стали называть знаменосцев, которых назначали из числа наиболее мужественных, физически крепких и проверенных в боях воинов.

Рекомендуем посмотреть:

Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс Православный библиотечный урок «Звени, звени, златая Русь», 5-8 класс
Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов | Православная викторина с ответами на уроках Основы православной культуры в 7 - 8 классах
Опубликовано: 3562 дня назад (21 февраля 2015)
Просмотров: 2513
+57
Голосов: 71
Наталья Зюркалова # 21 февраля 2015 в 17:55 +3
Инна, спасибо за приглашение, прочитала Ваш урок. Интересно, познавательно. Вы расширяете представления детей об истории, о символике стягов, хоругвей, прапоров. Учите детей мыслить нестандартно, что очень важно. Прививаете интерес к энциклопедической, духовной, художественной, литературе, в наш компьютерный век это очень актуально. Голосую!
Нина Павловна Седых # 21 февраля 2015 в 18:04 +5
Спасибо за приглашение.Очень познавательная статья. я ко своему стыду, узнала из нее очень много нового. В наше время, когда я училась в школе, обходили стороной вопросы православной веры и возникновения флагов Российского флота. Прекрасное оформление статьи, прекрасная подборка фотографий и грамотное оформление подкупает с первого просмотра.Спасибо большое за путешествие к истокам России. Вам мой голос!
Анна Иванова # 21 февраля 2015 в 18:04 +7
сколько полезной и интересной информации собрано в одном уроке!Я, например, никогда не задумывалась, в чем различие знамени и флага. Ну вот как-то не приходило в голову искать отличия и сходства. А тут я нашла для себя ответ на этот вопрос.И так по многим вопросам..Прапор, цвета Андреевского флага и т.д..
Уверена, что и деткам будет так же интересно посетить ваш урок, как было интересно мне! От души желаю вам интересных открытий и буду с нетерпением ждать новых уроков.
Любовь Михайловна Верхотурова # 21 февраля 2015 в 18:15 +8
Очень интересная, познавательная информация, много нового узнала, яркие картинки, здорово! Голос!
Наталья Валентиновна Моисеева # 21 февраля 2015 в 19:07 +5
Инна Владиславовна, мне кажется, что размер некоторых фотографий не соответствует требованиям портала, посмотрите, может изменить, пока есть время?
Ирина Юрьевна Ручина # 21 февраля 2015 в 19:10 +10
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Православный библиотечный урок "Возвращение к истокам" получился у Вас очень интересный, познавательный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. С большим удовольствием отдаю свой голос. +1!!!
Людмила Анатольевна Судакова # 21 февраля 2015 в 19:15 +6
Спасибо за предоставленный материал. Думаю, что многие педагоги воспользуются им в своей работе.
Ольга Алексеевна Шлинк # 21 февраля 2015 в 19:30 +7
Добрый вечер, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение.С интересом прочитала Ваш православный библиотечный урок «Возвращение к истокам». Прекрасное занятие. Примите мой голос. Всего Вам доброго!
Дина Алексеевна Складанная # 21 февраля 2015 в 19:33 +9
Инна Владиславовна, добрый вечер! Зачиталась и узнала много нового из Вашего материала! действительно увлекательно, объемно и красочно представлен Вами библиотечный урок! Я сама человек верующий и меня сразу подкупило название Православный урок, ведь такого плана сообщений очень мало! Вы выстроили очень интересно, познавательно и интригующе данную информацию о флагах, стягах и прапорах.Видя почти на каждом знамени образ Богородицы, Спасителя или Архангела Михаила, радовалось сердце о том, в каком почтении у русских князей были святые образы!Выйти в поход с таким покровителем - это все равно как зараннее заручится победой! Получила массу приятных ощущений от Вашей рубрики! Несомненно голосую за шикарный материал и за предоставленное удовольствие!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 21 февраля 2015 в 19:34 +4
Как всегда с большим удовольствием познакомилась с материалом. Никогда не помешает познакомиться с познавательным материалом и посоветовать воспользоваться им своим коллегам, что собственно я и сделаю.
Спасибо, Инна Владиславовна за возможность не просто познакомиться с вашей публикацией, но и для себя узнать что-то новое.
Мои вам пожелания, пока позволяет время увеличьте картинки, размер, которых не соответствует требованиям Портала. Желаю вам успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Ираида Юрьевна Ляпунова # 21 февраля 2015 в 19:44 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. С огромным удовольствием познакомилась с представленным материалом, узнала много интересного, познавательного. Всё оформлено доступно, последовательно, лаконично.Благодарю за библиотечный урок!
Светлана Корячихина # 21 февраля 2015 в 19:54 +3
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Очень познавательный материал Вы предоставили. На следующий год буду вести предмет ОРКСЭ, уверена, что Ваши разработки мне пригодятся! Спасибо! +1
Светлана Анатольевна Савостьянова # 21 февраля 2015 в 20:04 +6
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение познакомиться с библиотечным уроком «Возвращение к истокам». Флаги, стяги - это своеобразные символы страны, во все времена им предавалось большое значение. Вы представили интересный материал об их истории и символике, рассказали об их прообразах, сопроводили материал иллюстрациями. Творческих успехов, голосую +1
Елена Викторовна Шарун # 21 февраля 2015 в 20:51 +1
Спасибо за приглашение. Интересный и познавательный урок, посвящённый православной культуре.Прекрасно иллюстрирован. Если не ошибаюсь, таких конспектов не так много. Такие занятия воспитывают уважение к истории, государству.
Юлия Викторовна Бутова # 21 февраля 2015 в 22:31 +2
Замечательная разработка, дополненная фотоматериалом, а это все еще нужно найти, собрать и написать !!!
Цель -формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы будет достигнута при проведении таких значительных мероприятий, способствующих расширению представлений детей о истории, о символике, развивающих индивидуальные творческие способности, мышление, воображение, прививающее интерес к литературе. Примите голос!
Елена Солдатова # 21 февраля 2015 в 22:47 +7
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С интересом познакомилась с библиотечным уроком «Возвращение к истокам», который содержит очень богатый и интересный материал об истории символики России. Очень увлекательный урок, он формирует общекультурные компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы.Урок оформлен доступно, последовательно. Иллюстрации привлекают к себе внимание своей стариной и загадкой. Беседы с детьми об истории, старинных книгах, показ таких исторических фотографий развивают интерес к прошлому, внимание, воображение, мышление. Приучать учащихся разных возрастов к чтению - это важно и сложно. Так как современные дети не любят читать. Такие интересные темы могут привлечь желание узнать что-то из нашего прошлого. На таких уроках у учащихся развиваются индивидуальные творческие способности, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно. Ваша работа достойна внимания. Очень хороший материал! Ваша разработка будет полезна не только учителям истории, но и учителям Основ православной культуры, ОРКиСЭ. Сейчас на просторах интернета огромное количество материала, но многое из предложенного составляет не очень качественный вариант. Спасибо большое, что делитесь с нами своими наработками. Желаю дальнейших творческих успехов! +1
Татьяна Петровна Цуканова # 21 февраля 2015 в 22:49 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. С интересом прочитала Ваш православный библиотечный урок «Возвращение к истокам». Прекрасное занятие. Узнала много нового для себя. Спасибо. Примите мой голос. Всего Вам доброго! С уважением Т.П.
Елена Дмитриевна Тулинова # 22 февраля 2015 в 00:11 +2
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Зачиталась и узнала много нового из Вашего материала!Увлекательно, объемно и красочно представлен Вами библиотечный урок!Уверена, что и деткам будет так же интересно.Голосую,+1.
Светлана Романовна Костромитина # 22 февраля 2015 в 00:21 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение.С большим интересом познакомилась с библиотечный уроком «Возвращение к истокам» Очень хороший материал! Расширяет представление об истории, о символике стягов, хоругвей, прапоров.Получился интересный, познавательный урок!Примите голос! Творческих Вам успехов и удачи!
Ирина Анатольевна Князева # 22 февраля 2015 в 01:00 +1
Инна Владиславовна! Очень познавательная у вас получилась публикация! Мы, и правда очень мало знаем о наших истоках. Спасибо за знания! Всего вам хорошего! Удачи! Голосую с удовольствием!
Инна Александровна Егорова # 22 февраля 2015 в 08:37 +2
Инна Владиславовна, с большим интересом познакомилась с Вашим православным библиотечным уроком «Возвращение к истокам». Все символы государства несут в себе очень много информации. Изучение и знакомство с историей их возникновения и смысловой нагрузкой очень важно для детей и взрослых тоже. Голосую.
Александр Семенович Жбанов # 22 февраля 2015 в 09:39 +4
"Возвращение к истокам"-материал позволяющий в полной мере оценить значение воинской символики, воинских стягов и знамен. И в наше время воинское Знамя является главным атрибутом воинского подразделения, не случайно главный пост №1 любой воинской части-это охрана Знамени этой части, на этом посту несут службу самые достойные воинослужащие. В материале много исторических фактов, примеров и наглядного материала. Информация воспринимаеется легко, интересно. Спасибо Вам, Инна Владиславовна!!!
Светлана Васильевна Новоселова # 22 февраля 2015 в 13:12 +1
Инна Владиславовна! Очень познавательная у вас получилась публикация!Узнала много нового для себя. Спасибо. Примите мой голос. Всего Вам доброго!
Юлия Николаевна Кусова # 22 февраля 2015 в 15:08 +1
Уважаемая Инна Владиславовна! Материал очень богатый. Соблюден принцип научности и доступности. Ваша работа заслуживает уважения. Вы сохраняете и доносите до детей первоистоки информации. Спасибо!
Ольга Николаевна Сокол # 22 февраля 2015 в 18:53 +1
Здравствуйте! Мне понравилось, спасибо!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 февраля 2015 в 21:07 +4
Добрый вечер Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим Православным библиотечным уроком "Возвращение к истокам". Увлекательно, интересно, объемно и красочно представлен библиотечный урок. На таких уроках у учащихся развиваются творческие способности, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно. Ваша работа достойна внимания. Очень хороший материал! Желаю вам дальнейших творческих успехов . Примите мой голос.
Надежда Валентиновна Язовских # 22 февраля 2015 в 22:50 +3
Добрый вечер Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим Православным библиотечным уроком "Возвращение к истокам". Увлекательно, интересно, объемно и красочно представлен библиотечный урок.Мне очень полезно было окунуться в историю нашего прошлого,я думаю и многим читателям сайта,а нашим детям и подавно.Как берегли знамя,как святость,а что святого у нас сегодня,конечно не про всех,полезный урок.что и говорить!!!!!!
Елена Николаевна Кучерявенко # 23 февраля 2015 в 10:54 +2
Спасибо за приглашение на урок! Очень интересно окунуться в историческое прошлое, посмотреть старинные знамёна, изучить данные о потомках. Материал интересный, объёмный , фотографии четкие, информация изложена легко и быстро запоминается. Детям всегда интересно заглянуть в прошлое и узнать что то о своих предках и их культуре. Вам голос и спасибо!
Любовь Михайловна Русакова # 24 февраля 2015 в 17:00 +1
Добрый вечер Инна Владиславовна, спасибо за приглашение! Изучение прошлого важная часть воспитания наших детей. Вы делаете нужное дело - это видно по комментариям участников сайта, я присоединяюсь к ним и желаю Вам дальнейшего творчества! Спасибо!
Оксана Михайловна Жидикина # 24 февраля 2015 в 19:55 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. С интересом прочитала Ваш православный библиотечный урок «Возвращение к истокам». Структура урока соответствует цели и задачам. Урок, в полной мере соответствующий современным требованиям. Есть требования ФГОСу. Здорово! Дальнейших творческих успехов! Голос!
Светлана Николаевна Ефименко # 25 апреля 2015 в 12:13 +2
Здравствуйте, уважаемая Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. С интересом прочитала Ваш православный библиотечный урок «Возвращение к истокам». Вы расширяете представления детей об истории, о символике. Учите детей мыслить нестандартно, что очень важно. Прививаете интерес к энциклопедической, духовной, художественной, литературе, в наш компьютерный век это очень актуально.
Примите мой голос!
Ольга Николаевна Сибилёва # 27 апреля 2018 в 17:44 +2
Добрый день, Инна Владиславовна! Познакомилась с Вашим библиотечным уроком "Возвращение к истокам", на одном дыхании "проглотив" данную информацию. К своему стыду, просто знала, что эти слова являются синонимами. Присоединяюсь к мнению коллег, что Вы воспитываете патриотические чувства, приобщает к истокам нашей Родины. Детям, безусловно, будет интересно на занятии, та как материал воспринимается легко, доступно. Спасибо Вам, Инна Владиславовна!!!
Дальнейших творческих успехов! Примите мой голос+54!
P.s. А материал беру в закладки.