Православный библиотечный урок «Возвращение к истокам»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – учитель Основ православной культуры, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы ст. Тацинская Ростовская область
Описание материала: С флагами нашей России мы встречаемся повсюду. Они развиваются перед официальными учреждениями, их поднимают на мачтах кораблей и в честь победителей спортивных состязаний. Любой флаг это не просто набор определенных фигур – полос, крестов. Это еще и зашифрованный знак ее мощи и богатств, рассказ о ее истории. Сегодня я расскажу вам о символике стягов, хоругвей, прапоров. Вы узнаете интересные истории, связанные с их созданием. Предлагаю Вам Православный библиотечный урок «Возвращение к истокам», для учащихся 6 -7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об истории, о символике стягов, хоругвей, прапоров.…
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедической, духовной, художественной, литературе.
Оборудование: Выставка книг по истории.
Православный библиотечный урок «Возвращение к истокам»
Научи меня, Боже возлюбить этот мир.
Дай мне Духа Святаго, чтобы зрить тишину.
Под Святым Русским стягом, я в Русь Святую шагну…
Вексиллум, хоругвь, стяг… Кажется, совсем разные слова. Между тем у них много общего. Все это – предшественники современных флагов.
До 14 века на Руси не было единого государства, поэтому не было и государственного флага. Но в славянских княжествах с центрами во Владимире, Полоцке, Пскове, Смоленске, Чернигове и других городах появились первые предшественники флагов – стяги. Это были символы княжеской власти.
Сначала стяг у древних славян имел вид обыкновенного шеста с пучком травы или конской гривой вверху. Позднее его стали делать из материи различных цветов. Во время походов стяг делать из материи различных цветов.
Стяг «Всемилостивейшего Спаса» (1552)
Великий стяг Ивана Грозного (1560)
Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в образе вместе с оружием и доспехами. Вновь на древко его надевали только перед сражением. Стяг мог быть громадного размера. На его установку уходило немало времени. В древних летописях иногда встречается выражение «не поставивши стяга», что означало внезапную атаку противника, заставшую войско врасплох. А слова «поставить стяг» в то время служили объявлением войны.
Во время сражения стяг находился на самом заметном, возвышенном месте, чтобы его мог видеть каждый ратник. Он как бы стягивал дружинников в единый кулак и показывал: мы сильны, мы идем на битву. Вокруг стяга собирались лучшие силы. Защищали его самые сильные и умелые войны, настоящие богатыри – их называли стяговниками. Под стягами происходили жаркие схватки. Захватить вражеский стяг, повергнуть его наземь считалось высшей доблестью. Падение стяга обычно приводило к замешательству в войске и часто заканчивалось его поражением во всей битве.
После введения христианства на Руси на стягах стали изображать лик Спасителя, они приобрели значение знамения, отсюда пошло слово «знамя». Под знамениями совершали церковные службы, приносили присягу, заключали договоры.
Один из древнейших документов, дошедших до нашего времени, - «Сказание о мамаевом побоище» повествует о битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
Когда объединенные русские полки во главе с великим князем московским Дмитрием Ивановичем разгромили вторгшиеся в Московское княжество полчища хана Мамая. В «Сказании» говорится, что в центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг чермного, то есть красного, цвета, на котором был изображен Иисус Христос.
С легкой руки царя Петра l, начиная я 1699 года в России вошло в обиход слово «флаг», ставшее синонимом слова «знамя».
Гербовное знамя царя Алексея Михайловича (1668)
Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.
Знамя солдатское девятой роты. Россия. Кон. XVII в.
Знамя Дмитрия Пожарского (1612)
Знамя Ермака (1582)
Сейчас слово «знамя» обычно употребляется, когда говорят о знаках отличия воинских частей и соединений, предприятий и организаций, а «флаг» - там, где речь идет о символах государства или знаках принадлежности корабля к вооруженным силам страны.
Флот петра Великого. Худ. Е.Е. Лансере 1912
Царь Петра l установил и твердые правила, действующие уже несколько столетий: полк, потерявший в бою знамя, подлежит расформированию; за захват в бою вражеского знамени вручается особая награда.
В 1667 году царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве первой русской морской флотилии, под охраной которой можно было бы через Каспийское море ввозить шелк и хлопок из Персии. Строить корабли должны были на верфи в селе Дединово на Оке. Место не случайное. Ока тут наиболее широкая, а окрестности села богаты лесами и корабельными соснами и елями. Здешние жители к тому же издавна слыли мастерами изготовления лодок и барок.
Возглавил «корабельное строение» голландец, опытный моряк и воин, полковник русской армии Корнелиус фон Буковен. Царю о нем доложили, что он «на море многие пути хаживал на корабли, и морской бой ему обычай, и корабельное дело и русский извычай знает». Помогали фон Буковену русские плотники и кузнецы под руководством Якова Полуэктова и Степана Петрова.
Корабль "Орел" по рисунку голландца Яна стройся служившего на корабле "парусником"(очевидно, парусным мастером)
Больше двадцати месяцев продолжалось строительство. Флагман флотилии – двухпалубный трехмачтовый фрегат с прямыми парусами и семью парами вёсел 19 мая 1669 года был торжественно спущен на воду. К тому времени подоспел и царский указ: «Кораблю, который в селе Дединове сделан вновь, прозванье дать «Орлом» и поставить на носу и на корме по орлу и на знаменах …. Нашивать орлы же».
Тогда же решился вопрос и о цвете флагов. Которые должны быть подняты на мачтах корабля. В документе, доставленном из столицы, говорилось, что флаги должны быть «цветами, как великий Государь укажет, только на кораблях бывает: какого государства корабль, того государства и знамя».
Алексей Михайлович «указал», чтобы для флагов «Орла» взяли белую, синюю и красную ткань. Иначе говоря, белый, синий и красный устанавливались царским указом как государственные цвета.
Мы не знаем точно. Как выглядели флаги, поднятые на «Орле». Одни историки говорят, что это был прямой синий крест, а по диагоналям два белых и два красных квадрата, другие полагают, что с самого начала российский флаг приобрел тот вид. К которому мы привыкли: три горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов. Во всяком случае, именно такой флаг – бело- сине-красный триколор – стал известен всей Европе при сыне Алексея Михайловича, великом царе – реформаторе Петре l. Под этим флагом выходили в море суда российского торгового флота, а для военных кораблей Петр l утвердил Андреевский флаг – белое полотнище с косым, из угла в угол, крестом. По преданию, на таком кресте был распят святой апостол Андрей Первозванный.
На Руси Андрея Первозванного чтили особо. Считалось, что именно он принес на Русскую землю учение Христа. Легенда повествует, что, идя по славянской земле, апостол остановился на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, и предсказал: «на сих горах возсияет благодать Божия» и будет построен «град великий» со множеством церквей. Древняя летопись сообщает, что после этого Андрей поднялся на днепровские холмы и водрузил там крест.
Русские моряки всегда гордились своим флагом и свято хранили его честь. Традиционно на флоте Российской империи последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
Стяги, знамения, флаги… А были на Руси еще и прапоры – небольшие знамена с длинными хвостами, служившие личными знаками родовых людей. У нас они появились в 16 веке, а к 17 веку получили особо широкое распространение.
Прапор – копье с флажком – водружался над царским шатром и над шатрами родовитых бояр. На царском прапоре был изображен двуглавый орел с коронами. Боярские прапоры украшались личными или родовыми печатями.
Прапор. Россия, XVI в.
Откуда взялось это слово – «прапор»? Ученые полагают, что оно произошло от праславянского «porporь», связанного чередованием гласных в словах «перо», «парить» и означавшего нечто летучее, подвижное…
В конце 17 века прапоры появились у стрелецких начальников. Строились они по образу боярских: в центре изображался Спаситель и Богородица, лики святых угодников, архангелов и ангелов. По указу царя Алексея Михайловича в 1649 году в стрелецком войске прапорщиками – то есть состоящими при прапоре – стали называть знаменосцев, которых назначали из числа наиболее мужественных, физически крепких и проверенных в боях воинов.
Рекомендуем посмотреть:
Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов
Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов
Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс
Православный библиотечный урок «Звени, звени, златая Русь», 5-8 класс