Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам совершить путешествие во времени, перенестись из 21 века, в котором мы все живем и в котором многие из вас родились, на много столетий назад… Вы увидите, как постепенно, век за веком, Россия формировалась как государство. Узнаете, как в постоянных войнах с чужеземными захватчиками крепла наша страна.
Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии и литература по истории, рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 5 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: для библиотечного урока, внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по истории государства Российского
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об истории нашей страны, и она, может быть, откроется для учащихся с новой, даже неожиданной стороны. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам. Познакомить учащихся с историей Государства Российского
Оборудование: Выставка книг по истории государства Российского
Православный библиотечный урок для школьников средних классов «Звени, звени, златая Русь»
Лежащий в раздолье огромной равнины,
Попавший в петлю Золотого Кольца,
Разбитый рекою на две половины…
Помеченный шрамом железной дороги,
Видевший слёзы великой войны,
Ставший приютом и домом для многих,
Но почти неизвестный для нашей страны…
У левого притока Клязьмы, на берегу реки Уводь, издавна существовало большое село Иваново. Точная дата его возникновения неизвестна, но археологи находили здесь черепки керамики, датируемые 14 веком.
Тогда все эти земли принадлежали Нижегородско-Суздальскому княжеству, образовавшемуся в 1341 году по воле правителя Золотой Орды Узбек-хана. Тот разделил Владимирское великое княжество на две части – отдал Нижний Новгород и Городец суздальскому князю Константину Васильевичу. Но быстрый рост ремесел и торговли в Нижнем Новгороде привел к тому, что вскоре именно этот город, а не Суздаль, стал стольным.
Нижегородские князья вели борьбу с Московским княжеством. В 1382 году, вскоре после Куликовской битвы, дружина нижегородского князя даже участвовала в набеге хана Тохтамыша на Москву. Князя Дмитрия Донского в это время в городе не было, тем не менее, Москва стойко оборонялась, выдерживая осаду. Тогда Тохтамыш велел сыновьям нижегородского князя Дмитрия Константиновича Василию и Семену поклясться москвичам, что ордынцы не сделают им ничего дурного, если город сам откроет ворота. Защитники Москвы поверили, но войско Тохтамыша, войдя в город, разграбило его и перебило великое множество людей.
В 1392 году московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, захватил Нижний Новгород . С тех пор Поволжскими землями практически постоянно владело Московское княжество, хотя еще в течение полувека нижегородско- суздальские князья с помощью монголо-татар иногда на короткое время возвращали Нижний Новгород себе. Однако Золотая Орда уже слабела, а Московское княжество становилось все сильнее…
У села Иванова на берегу Уводи была, между тем, своя судьба. Правда, первые документальные свидетельства о том, что происходило в нем, относятся только к началу 17 века, к Смутному времени. Тогда село было захвачено польско-литовскими войсками. В 1608 – 1609 годах в нем стоял большой отряд, совершавший из Иванова грабительские набеги на соседние земли. Впоследствии о поляках напоминало название одной из улиц в Иванове – Панская. А в городском историко-краеведческом музее теперь можно увидеть найденный археологами в районе этой улицы меч западноевропейской работы, принадлежавший какому-то польскому воину.
К середине 17 века иваново было уже крупным населенным пунктом из 300 с лишним дворов и с тремя деревянными церквами. Это засвидетельствовала перепись 1667 года. Землепашеством тогда занимались лишь 38 дворов, а главным занятием почти всех остальных было изготовление льняных холстов. Этому способствовали местные условия. Земли вокруг Иванова были скудными, зерновые культуры на них росли плохо, хлеб приходилось завозить издалека. А для льна эти земли оказались вполне подходящими.
Холсты Ивановские пользовались спросом, за ними приезжали в село из самых разных мест. Со второй половины 17 века Иваново стало быстро богатеть. До нас от тех времен дошло старейшее из каменных строений Иванова – Приказная изба. В 1693 году в селе построили каменный Покровский храм.
Вслед за ткачеством в Иванове освоили и набойку холстов – нанесение на ткань красочного рисунка.
Тайна записной книжки
Процесс изготовление ситца
Процесс изготовление ситца
Процесс изготовления ткани в старину был долгим и трудоемким. Сначала надо было извлечь волокна из стеблей льна и скрутить их в длинные прочные нити – пряжу. Еще тысячи лет назад человек постарался хоть как-то рационализировать прядение, придумав веретено – деревянный стержень, на который наматывается готовая нить. Скручивать приходилось ее вручную, из заготовленного сырья постепенно вытягивая пучки волокон. Позже изобрели прялку: теперь прядильщик рукой крутил колесо, соединенное с веретеном ременной передачей. Веретено само постепенно вращаясь, вытягивало пучки волокон, превращая их в нити пряжи.
На простейшем ткацком станке продольные нити, называемые основой, переплетались с поперечными нитями – утком. Концы нитей основы были привязаны к деревянным дощечкам – ремезам. К одному ремезу крепились четные нити, к другому нечетные. Ткач, поднимая то один ремез, то другой, последовательно отделял продольные нити друг от друга и одним движением перекидывал уток то справа налево, то слева направо. Когда ремез опускался, получался новый сплетенный ряд нитей.
Узоры печатались на белом или окрашенном холсте с помощью деревянных досок, на которых вырезали рельефный рисунок. Доски, покрытые масляными красками, прикладывали к влажной ткани, получая на ней тисненый рисунок. Для многоцветных тканей использовали одну за другой несколько печатных досок.
К началу 18 века ивановские ткани вышли на «международный уровень» - через Астрахань продавались в Индию, Персию, Среднюю Азию. В селе уже существовали десятки мелких крестьянских предприятий, на которых были заняты целые семьи – одни ткали холсты, другие набивали на них узоры. В 1705 году на быстро богатеющее Иваново обратил внимание царь Петр I, повелевший поставить здесь контору, которая собирала пошлины в государственную казну. Постепенно в селе формировалась зажиточная верхушка.
Скопив на продаже тканей немалые деньги, предприимчивые крестьяне начали вкладывать их в развитие производства. Имена этих людей история сохранила. Первым из них оказался Григорий Бугримов, в 1742 году он открыл первую в Иванове полотняную мануфактуру. Через шесть лет крупное предприятие основал Иван Грачев. Его фабрика после многочисленных перестроек и переделок дожила даже до наших дней – теперь это один из ивановских хлопчатобумажных комбинатов. Вслед за Бугримовым и Грачевым свои мануфактуры в 1751 году завели Иван Гарелин и Михаил Ямановский. Некоторые из этих людей стали основателями целых династий – Полушины, Куваевы, Гандурины.
Среди всех городов Золотого кольца Иваново стоит особняком. Он единственный из всех изначально развиваться стал как промышленный центр. Теперь же Иваново – второй город золотого кольца по численности населения, уступающий только Ярославлю.
Фабрикант Грачев
Тайна записной книжки
В Ярославле сейчас живет чуть больше 600 тысяч человек, в Иванове – на 200 тысяч меньше. Население Владимира составляет около 350 тысяч жителей, Костромы – немного больше 275 тысяч. В Сергиевом – Посаде 100 с лишним тысяч жителей, в Переславле - Залесском около 40 тысяч, в Ростове Великом около 30 тысяч. Самый маленький город – Суздаль, население которого едва дотягивает до 10 тысяч жителей.
… На ситцах белоснежной россыпью
Больших ромашек дивный рай –
Шагает русской, гордой поступью
Берёзово-озёрный край…
Можно удивиться, однако вплоть до 70-х годов 19 века Иваново официально так и оставалось селом. Но это село, начиная с 18 века, невиданными темпами превращалась в крупнейший в России центр производства текстиля. Ивановские фабриканты быстро осваивали новейшие по тем временам технологии. Учились сами и приглашали специалистов из других городов и даже стран.
В первой половине 19 века на ивановских мануфактурах стали появляться паровые машины, приводившие в движение ткацкие станки и цилиндрические машины для окраски тканей, заменившие прежние деревянные печатные доски. Кроме льняных тканей в Иванове стали производить и хлопчатобумажные, да в каких количествах, что вскоре село стали называть «царство ситца». Хлопок для ивановских предприятий везли из Средней Азии и США.
Нажитые ивановскими фабрикантами огромные состояния позволяли им становиться в буквальном смысле слова свободными людьми. С 1743 года Иваново являлось вотчиной старинного дворянского рода Шереметевых, и все жители села были их крепостными. Деньги позволяли фабрикантам выкупаться на волю и переходить в купеческое сословие. Однако основанные ими предприятия, а также земля, на которой они стояли, оставалась собственностью Шереметевых, и фабриканты, по сути, становились их арендаторами. Чтобы стать полностью независимыми, крупными ивановские предприниматели начали строить новые фабрики уже за пределами села. Так рядом с Ивановом возникли рабочие слободы.
В середине 19 века слободы были объединены в Вознесенский Посад. Кроме многочисленных фабрик здесь построили реальные училища, больницы, даже библиотеки. Их открытие финансировал крупнейший фабрикант и меценат Яков Гарелин.
Дореволюционные фотографии фабрикантов Гарелиных
Дом Гарелина в Иваново
В 1871 году вышел указ о преобразовании села Иванова и Вознесенского Посада в город Иваново-Вознесенск. Такое название он носил до 1932 года, но при советской власти стал называться городом Иваново. Он и сейчас, в 21 веке, продолжает оставаться крупнейшим российским центром производства тканей: здесь работают меланжевые, камвольные хлопчатобумажные комбинаты, текстильные и швейные фабрики. Словом, иваново по-прежнему остается «Ситцевым царством», хотя на его предприятиях производятся и многие другие виды текстильной продукции.
Многочисленные туристы, приезжающие в иваново, знакомятся в первую очередь не с историей быстрого промышленного подъема России в более поздние времена. Многие ивановские текстильные производства сохранили тот же внешний облик, что и в конце 19 – начала 20 века, например ткацко-отделочная большая Ивановская мануфактура, прежде называвшаяся Куваевской. Стоит заглянуть и в Музей ивановского ситца, Музей промышленности и искусства. Частички этой «текстильной» истории Иванова – также и особняки, которые принадлежали местным династиям фабрикантов.
Музей Ивановского ситца
Музей Бурылина в Иваново
Иваново – очень живописный город, архитектура его разнопланова. Здесь есть красивые церкви 18 – 19 веков;
Преображенский Кафедральный собор
Введенский монастырь в Иваново
Казаская Церковь
Скорбященская Церковь
Храм Георгия Победоносца в Иваново
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Сретенская церковь
необычайные здания, выстроенные в 1920 – 1930-х годах в стиле модного тогда конструктивизма, отличающегося простыми геометрическими линиями.
Таков знаменитый пятиэтажный «Дом – корабль», предназначавшийся для рабочих и служащих текстильных производств и внешне действительно похожий на корабль. В этом же строгом, лаконичном стиле выстроены железнодорожный вокзал, Дворец искусств, к котором размещаются несколько ивановских театров, здание областного банка, жилой дом «Подкова»…
«Дом – корабль»
Дом «Подкова»
Это тоже своя страничка истории города Иванова. Здания в силе конструктивизма, конечно, совсем не похожи на стены и башни кремлей, терема и другие сооружения зодчих Древней Руси, которыми славятся другие города Золотого кольца.
Православная Россия,
Богом данная страна.
Знай, в единстве твоя сила,
процветай, ты нам нужна!
Рекомендуем посмотреть:
Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов
Православный библиотечный урок для учащихся 4-5 классов
Православный библиотечный урок. Конспект для 6 - 7 классов
Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс