Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа на День птиц для школьников 6-7 класса

Библиотечный урок для школьников средних классов о птицах
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы. Они способны преодолевать огромные расстояния, без пищи, порой даже не имея возможности укрыться от непогоды. Каждый человек может вспомнить свою историю, связанную с птицами. Это может быть уханье сову, в лесу у костра, кукование кукушки в летнее время у бабушке в деревни. Мы так привыкли к птицам, что порой даже их не замечаем….
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 6 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, животных
Библиотечный урок «Волшебных птиц земное чудо»

Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю всё о чём поёт
Щегол и раполов
Поют щегол и соловей
Малиновка и дрозд,
Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри
Не становись на пни
Яичек тёплых не бери
Зачем тебе они.
Через неделю или две
Зайди послушать в сад
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов
Найдут синицы червяков
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят-
Они и там и тут
Всех гусениц, что портят сад
На яблоньках найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.


1. Как вы думаете, почему одних птиц называют певчими, а других – кричащими?
- Более половины всех современных птиц (около 5 тысяч видов) относятся к отряду воробьинообразных. Этот отряд делится на три подотряда: кричащие, ложнопевчие и певчие воробьиные. Кричащие птицы имеют несложное устройство нижней гортани с несимметрично расположенными голосовыми мускулами. Более 1 тысячи видов этих птиц населяют преимущественно Южную Америку, частично Северную Америку и тропики восточного полушария. Подобно нашим поползням, некоторые древесные птицы лазают по стволам деревьев.
Ложнопевчие воробьиные – небольшая группа видов, распространенных в Австралии. Голосовые связки у них слабее, чем у настоящих певчих птиц. В этот подотряд входят птицы-лиры.
Певчие птицы отличаются сложными устройством нижней гортани. Голосовой аппарат у них развит полностью, голосовых мышц 5-7 пар. Нижние кольца срастаются в костный барабан – резонатор. В этом подотряде около 4 тысяч видов, объединяемых в 52 семейства. В фауне птиц нашей страны к певчим относятся жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, дроздовые, синицевые, славковые, иволговые и многие другие.

Жаворонк

Ласточки

Трясогузка

Дрозд

Синица

Славок

Иволга

2. Как вы думаете, какими необычными позывными начинает свои передачи австралийское радио?
- В дебрях австралийского леса часто можно услышать громкий заразительный хохот. Говорят, что, услышав его, человек не может удержаться от смеха. Это смеется птица табалла, или гигантский зимородок, - одна из достопримечательностей Австралии. Многие туристы специально приезжают в эту страну, чтобы услышать смех веселой птицы. Табалла стала настолько популярной, что именно ее голос стал необычными позывными, которыми австралийское радио начинает свои передачи.

Табалла

3. Скажите, какие птицы выкармливают своих птенцов «птичьим молоком»?
- Прежде всего, это голуби. У них очень хорошо развит зоб - расширенная часть пищевода. В период выкармливания птенцов стенки зоба выделяют жирное творожистое вещество – так называют «птичье молочко». Им птицы в первое время и кормят своих детенышей. Выделениями стенок пищевода выкармливают своих птенцов и некоторые другие птицы, например трубконосые и фламинго.

Голуби

4. Как вы думаете, для чего кривоклюву такой причудливый клюв?
- Птицу, кривоклювом называют кривоклювого зука, они родственника наших куликов, которые обитают в Новой Зеландии. Клюв у этой небольшой птицы загибается вправо. Клюв этот настолько необычен, а «лицо» птицы так печально, что кажется, его только что обидели и при этом с силой стукнули по клюву.
Никто пока не может точно сказать, почему у птицы такой клюв. Ученые объясняют это тем, что кривоклюв питается мелкими рачками, рыбешками и другими животными, которые во время отлива забиваются под камни. С помощью изогнутого клюва птица успешно переворачивает камни, доставая спрятавшихся под ними животных.
У кривоклювов есть и необъяснимые странности в поведении. Их описал известный натуралист Дж. Даррелл в повести «Путь кенгуренка»:

«На участке площадью пятьдесят квадратных метров собралось около полусотни птиц, все они на одной ноге стояли, с интервалом сантиметров в тридцать, головой к ветру. Стоят, борясь с ветром, нахохлившись, темные глазки моргают, и вид у всех такой печальный, что дальше некуда. Вдруг, без всякой видимой причины, прыгнул один кривоклюв сантиметров на пятнадцать вперед, продолжая опираться на одну ногу. Строй сразу оказался нарушенным, соседям пришлось подтянуться, за ними другие последовали, и пошло…. То и дело все птицы приходили в движение, в целом же вся стая оставалась на месте. Я смотрел очень внимательно, но так и не смог понять, что побудило их совершать этот маневр. Они не разыскивали корм и не танцевали, а просто стояли кучкой, словно какие-нибудь горькие сироты, затевающие время от времени странную игру в «классы», чтобы отвлечься от тоскливых мыслей…»

Кривоклюв

5. Скажите, друзья или враги человека хищные птицы?
- Без сомнения, хищные птицы – друзья человека. Мелкие соколы ловят огромное количество вредных насекомых. При нашествиях саранчи пустельги, например, полностью переключаются на этот корм. А в другое время они, как птицы коршуны и канюки, ловят мышевидных грызунов. Орлы добывают зайцев, сусликов и сурков. А крупные птицы, такие как грифы, сипы и бородачи, не ловят живую добычу: едят в основном падаль, но не пропустят и больное, ослабевшее животное.
Изучая питание хищных птиц, ученые установили, что не все из них оправдывают свое название. Так, ястреб—перепелятник ловит мелких птичек в основном, а не перепелов, а ястреб - тетеревятник питается воронами, сороками и сойками, а вовсе не тетеревами.
Вылавливая сусликов, мышей, полевок и других возможных переносчиков чумы, приносят хищные птицы огромную пользу. К тому же они являются регуляторами, постоянно действующими численности животных.
Но не знание биологии хищных птиц часто приводило к тому, что их всячески истребили. Охотниками за лапки убитого хищника даже выплачивали премию. В результате в 1978 году множество красивых и ни в чем неповинных хищников попали на страницы Красной книги. В их числе бородач, кречет, пустынный сокол; орланы – белоплечий, белохвостый и долгохвостый; беркут, кумай, степной орел и орел-могильник, змееяд, скопа, сапсан, балобан и другие. Среди охранных мер необходимы не только борьба с браконьерством и разорением гнезд, но и сохранение мест обитания хищных птиц – высоких сухих деревьев, на которых они любят устраивать свои гнезда, подкормка этих красивейших и очень полезных птиц.

Бородач

Кречет

Пустынный сокол

Орлан – белоплечий

Орлан - белохвостый

Орлан - долгохвостый

Беркут

Кумай

Скоп

6. Как вы думаете, у каких птиц уши на голове расположены асимметрично?
- У сов, особенно у сычей. У мохноногого сыча асимметричность даже захватывает кости человека. Эксперименты, проведенные учеными, показали, что таким слуховым аппаратом наиболее точно улавливаются звуки высоких частот (а именно такие звуки издают мышевидные грызуны – основная пища сов). Кроме того, имеются предложения, что асимметрия в расположении ушей обеспечивает способность сов к вертикальной локации.

Сова

Сыч

7. Как вы думаете, о чем может рассказать баклан рыбакам, ведущим разведку в море?
Бакланы – из отряда веслоногих;
На лапах – перепонки, как у многих,
Кто плавать приспособлен из пернатых…
А впрочем – и моржи, и лягушата
Имеют на конечностях с пелёнок
Подобие бакланьих перепонок.
Живут бакланы стаей, ловят рыбу;
Гнездятся на деревьях и на глыбах,
На скалах и утёсах над водою;
С утра кружат, в погоне за едою,
Над бухтами морей и океанов…
Встречают представителей бакланов
На всех материках и континентах;
Но люди им не дарят комплиментов,
И дело не в обидах и зазнайстве:
От них страдает рыбное хозяйство!..
Андрей Кропотин


Баклан

- Баклан – крупная, превосходно ныряющая птица, родственник пеликана.
Сейчас обнаружить крупные косяки рыб рыбакам помогают летчики, ведущие разведку в море. А раньше рыбакам помогали бакланы. Найдя косяк рыбы, идущей на нерест, бакланы устраивают настоящее пиршество. Рыбаки знали: там, где резвятся бакланы, и нужно забрасывать сети. И, поверьте, птицы их ни разу не подвели.

8. Скажите, что продают на птичьих базарах?
Что "птичьим базаром" можно назвать?...
…И с полки большущую книжку достал.
— Смотрите, на скалах гнездятся Сапсаны,
Пингвины и Чайки, Гагары, Бакланы...
И все они вместе галдят и шумят,
Гогочут и каркают, громко свистят,
Не слышат друг друга, не понимают.
Вот "птичьим базаром" что называют!...



- Большое скопления птиц - птичий базар. В птичий базар входит в отряд чистикообразных. Чистиковые – колониальные птицы, но особенно много их собирается в гнездовой период. Птицы кричат, суетятся, друг с другом ссорятся, это и напоминает настоящий базар. Конечно же, на таком базаре ничего не продают. Гнездовья обычно располагаются на крутых обрывистых берегах. Часто совместно гнездятся кайры, топорики, чистики, чайки. Самой многочисленной птицей на этих базарах является все же кайра. Наиболее крупные в нашей стране птичьи базары известны на Новой Земле (только по западному побережью) и на Земле Франца-Иосифа. Менее многочисленные базары встречаются у северных берегов Сибири и на островах Берингова и Охотского морей. На Новой Земле общая протяжённость линии участников берега, на которых есть базары, составляет более 20 км. Численность птиц на берегах Новой Земли около 2 млн. особей, то есть примерно 100 кайр на каждый метр линии берега.
Издавна на птичьих базарах существует промысел по сбору яиц кайр. Яйца эти крупнее куриных (содержимое двух яиц наполняет стакан). Этот промысел не наносит вреда птицам и их потомству, кайры почти не боятся человека, и изъятие не насиженных яиц не нарушает гнездовья: птицы несут новые яйца.

9. Как вы думаете, клюв, какой птицы напоминает старинный башмак?
Метрового роста, серьёзен на вид,
Часами он рыбу в воде сторожит.
Вы можете запросто с ним подружиться,
Большой китоглав - добродушная птица.


Китоглав

- Клюв китоглава, птицы, которая имеет забавное прозвище: немцы и англичане не без юмора называют ее деревянным башмаком. Клюв этой птицы действительно очень похож на старинную обувь.

Запрокидывают голову,
Брызжут солнечной водой,
Бродят голуби взад-вперед по желобу
Тропкой скользкой и крутой.
Бродят сонные и важные,
Грудки выгнуты в дугу,
И блестят глаза их влажные,
Как брусника на снегу.


10. Как вы думаете, как пьют голуби?

- Опускают голуби клюв в воду выше ноздрей, которые при этом особыми чешуйками закрываются, и пьют большими глотками, голову не поднимая от воды. Так пьют только голуби. Другие птицы, набрав в клюв капельку воды, поднимают голову кверху, при этом их шея начинает ритмично двигаться. Птица как бы промачивает горло. Как пьют воду голуби и другие птицы, вы и сами можете понаблюдать

Божественные дивные созданья…
Как будто с небом слились в вышине…
Душевных форм их лик и очертанье…
Рождают чувства светлые в душе…
О преданности ходят их легенды…
Они часами могут ворковать…
Ведь голуби, они, как наши дети…
Азарта от природы не отнять…
Как Ангелы, но только лишь Земные…
Творенье несусветной красоты…
Души моей частички дорогие…
Красивы словно майские цветы…
У них достоинств несомненно много…
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать…
Ведь голубь есть творение от Бога…
Господь вложил в них свет и благодать.


Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие на День птиц, 7-8 класс Беседа на тему: Птицы в 6 классе Библиотечный урок ко Дню птиц, 7-8 класс Сценарий экологической игры "Знатоки птиц" с презентацией, 5-6 класс
Православный библиотечный урок «Звени, звени, златая Русь», 5-8 класс | Православный библиотечный урок «Не властны над памятью годы», 6 класс
Опубликовано: 2056 дней назад (7 апреля 2019)
Просмотров: 1832
+44
Голосов: 44
Ольга Станиславовна Средина # 7 апреля 2019 в 16:01 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Очень богатый материал Вы собрали и обобщили. Им будет удобно пользоваться коллегам!
ГОЛОС!
Вера Владимировна Мухамадеева # 7 апреля 2019 в 16:17 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на библиотечный урок "Волшебных птиц земное чудо". Очень любопытный материал, кстати у меня была где то такая же книга Дж. Даррелла. Очень много читала своим детям, потом они сами перечитывали. Очень полезное занятие, я считаю привычка к чтению предопределяет будущее. Сейчас мои дети студенты, думаю, методика сработала. Всего Вам доброго, ну и творческих успехов, конечно.
Софья Владимировна Юхнина # 7 апреля 2019 в 18:59 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Волшебных птиц земное чудо».
Увлекательно! Познавательно! Проиллюстрировано великолепно! Как всегда грамотно, скомпановано умело, оформлено в соответствии с правилами сайта. Мой голос +3, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Людмила Александровна Козырева # 7 апреля 2019 в 21:27 +2
Здравствуйте. Ваш материал хорошо отражает, как многообразен, уникален и прекрасен Божий мир, как совершенно каждое творение и как богат наш русский язык, что делает возможным описать все это так полноценно и интересно.Голос.
Марина Ивановна Ревина # 7 апреля 2019 в 21:48 +2
Мне было очень интересно! Спасибо! Думаю, что детям тем более понравится.
Марина Дмитриевна Солодова # 8 апреля 2019 в 11:48 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на библиотечный урок "Волшебных птиц земное чудо". Интереснейший, познавательный и богатый материал вы собрали и донесли до нас! Поделюсь с вашего позволения с коллегами. Непременно голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 8 апреля 2019 в 14:31 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на библиотечный урок.
Отличный материал! Столько интересных фактов о птицах, красивые фотографии, чудесная подборка стихотворений. Здорово! С удовольствием голосую и желаю успеха!
Валентина Николаевна Матвиенко # 8 апреля 2019 в 19:54 +8
Прекрасен и разнообразен окружающий мир! Инна Владиславовна, Вы снова учите своих учеников всматриваться, наблюдать, подмечать его красоту! Спасибо за такой интересный и богатый материал о птицах! Замечательная подборка стихотворений, яркие фотографии! С удовольствием голосую! Успеха!
Наталья Васильевна Вискова # 8 апреля 2019 в 20:03 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за Ваше приглашение. Очень насыщенный, богатый материал. Грамотно подобранный и информационный в мире животных. С удовольствием голосую. Успеха Вам!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 10 апреля 2019 в 11:01 +4
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Интересный и познавательный библиотечный урок про птиц, фотоматериал "богатый". Успехов! +1
Юлия Васильевна Иванова # 11 апреля 2019 в 21:46 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна. С удовольствием почитала про птиц и полюбовалась замечательными иллюстрациями. Голос! Особо отмечу профессионально сформулированные задачи и интересные вопросы для детей. Так же у меня есть предложение. Можно сделать начало урока более привлекательным для детей и не таким шаблонным (стихи и вопрос детям). Думаю, что можно ввести какую-то интригу, проблему, смешную ситуацию и т.п.
Ольга Николаевна Сибилёва # 11 апреля 2019 в 23:23 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Материал читается легко, на одном дыхании. Интересное содержание урока сопровождается яркими фотографиями!
Конечно же, голос с пожеланиями успехов!
Вера Юрьевна Кадушина # 13 апреля 2019 в 18:55 +3
Инна Владиславовна, добрый вечер! Спасибо за приглашение к сотрудничеству.
Читая публикацию Библиотечный урок «Волшебных птиц земное чудо», где Вы талантливо объединили информацию о птицах и литературу, невольно вспоминается филармонический урок, где соединены птицы и музыка. Чудесный весенний урок! Прекрасно, что Вы способствуете формированию общекультурной компетентности обучающихся через восприятие литературы о природе. Голосую с пожеланием победы!