Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок ко Дню птиц, 7-8 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы. Они способны преодолевать огромные расстояния, без пищи, порой даже не имея возможности укрыться от непогоды. Каждый человек может вспомнить свою историю, связанную с птицами. Это может быть уханье сову, в лесу у костра, кукование кукушки в летнее время у бабушке в деревни. Мы так привыкли к птицам, что порой даже их не замечаем…
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 6 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, птицах
Библиотечный урок "Что мы знаем о птицах"


Что за стук в лесу я слышу?
Кто по дереву стучит?
Голову поднял и вижу,
Дятел на сосне сидит.
Как хирург деревья лечит,
Вскроет корку на стволе,
С ним жуки не любят встречи,
Жук что пища, на столе.
Этих вредных насекомых,
Дятел быстренько найдет,
И личинок обреченных,
Быстро съест и уберет.
Будет дереву полегче,
Без жучков и червячков,
И деревья станут крепче,
Будет лес всегда здоров.
Д. Полоновский



1. Как вы думаете, какое дерево поит дятла?
- Береза. Весной, когда начинает двигаться кисловато-сладкий сок по стволу к веткам, дятел пробивает в стволе дырочку. И пьет его. Соком он утоляет жажду, но и восполняет витаминов запас, который так необходим весной. Березовый сок любит и белка. Она часто пользуется «поилками», сооруженными дятлом.

2. Скажите, как вы думаете, какие птицы не летают?
- Прежде всего, это страусы. Африканские страусы считаются самыми крупными современными птицами. Взрослые самцы достигают высоты 260-275 см. их масса в среднем 50 кг, у наиболее крупных особей – до 90 кг. Особенностью которая характерна для африканских страусов является наличие на ногах всего двух пальцев, что, впрочем, не мешает быстро им очень бегать. На берегу длина шага этих птиц равна 2-3 м.

Африканские страусы

Вы знали, что страусы эму –
Совсем и не страусы, вроде?
Когда создавали систему,
Ошиблись в их птичьей природе;
Они из семьи казуаров,
Хотя и со страусом схожи;
Не топчут асфальт тротуаров
Их пальцы с мозолистой кожей.
Но пальцев у страуса – пара,
Срослись в небольшое копыто
На каждой ноге – для удара…
Как средство для самозащиты.
А эму – трехпалая птица,
И, бегать прекрасно умея,
Сгибает, как кукла на спицах,
Свою долговязую шею,
И плавает эму охотно
Хотя и тяжёл, и огромен…


Страусы Эму

У австралийских страусов крылья сильно редуцированы и снаружи незаметны почти. К австралийским страусам относятся эму, обитающие в степях и пустынях Австралии, и казуары – обитатели густых тропических лесов Новой Гвинеи и Австралии. Высота эму достигает 170 см при массе 40-55 кг. Казуар крупнее – его масса 80-90кг.

Казуары

Познакомьтесь, казуары!
Их прозвали так недаром:
Птицы носят прочный шлем
И известны этим всем.
Шлем надёжно защищает:
Ветки леса раздвигает
Птица гордой головой.
Вот кокос упал. Ой-Ой!
Казуару ж нипочём:
Ведь на нём из кости шлём.
Казуар большая птица
Ни к чему такой сердиться:
Ведь,как страус,он большой.
Может дать пинок ногой.
Как красивы казуары!
И конечно же недаром:
Птицы чёрные большие,
Шеи сине-голубые,
Носят серьги красные,
Глаза у них прекрасные!
В пищу всё им пригодится:
Фрукты, змеи и водица.
Со змеями расправятся,
Лягушками заправятся.
Живут эти птицы в Австралии
И в жизни у них аномалии:
Словно страусы они,
Папы-няньки год не дни….
Поднимают малышей.
Мамы ж гонят их взашей:
Если мама деток встретит,
Клювом, лапами приветит
Папу с детками своими,
Что забудут её имя….
Мамы их, ну как кукушки,
Папы-няньки и подружки.
Он детей всему научит…
Ольга Удачная


Меньшие размеры имеют американские страусы, или нанду. Их высота около 150 см, а масса около 30 кг. Крылья этого страуса развиты сравнительно хорошо, при быстром беге птица их распускает.

Американские страусы, или нанду

Не летает и другой представитель страусообразных – киви. Эти удивительные птицы обитают в Новой Зеландии. Внешне они очень примечательны: размером с крупную курицу, крылья зачаточные, хвоста нет, клюв очень длинный, ноги короткие. Киви устраивают свои гнезда в норах и ведут ночной образ жизни.
Почти разучился летать совиный попугай, или какапо. День он проводит в укрытии, а ночью охотится.

Представитель страусообразных – киви

Я – киви, птица чудная,
На островах живу,
Разное я кушаю,
Но только не траву.
Крылья наши мелкие,
Сантиметров пять,
Мы даже бы и с килем
Не смогли б летать.
Перья наши дивные
Напоминают шерсть,
Для птицы необычно
Такую «шерсть» иметь.
Фрукт такой есть – киви,
Ты его видал,
Полезный, очень вкусный,
Ты ведь покупал?
Фрукт и птица – тёзки,
Такое ты слыхал,
Чтобы фрукт от птицы
Имя получал?
В честь меня назвали
Этот ценный фрукт –
Такой вот в биографии
Интересный пункт.
Острова далёкие
Сейчас я назову,
Там, где моя родина,
И я сейчас живу.
Новая Зеландия –
Эти острова,
Скажу, что там красиво,
И буду я права.
Туристов очень много
Приезжает к нам,
К прекрасным, живописным,
Чудесным берегам.
И хоть мы и без киля,
Не можем мы летать,
Но умеем в почве
Корм добывать.
Природа обоняние
Нам сильное дала,
Чтобы птица корм
В земле добыть могла.
Поскольку мы кормиться
Любим по ночам,
Зрение хорошее
Не очень надо нам:
Добыча наша мелкая
От нас не убежит,
В дупло от нас не спрячется
И не улетит.
Так чем же я питаюсь,
Хотите, детки, знать?
Я сейчас об этом
Хочу вам рассказать
Червей, моллюсков разных
Могу я добывать,
Их в лесах на родине
Нетрудно мне поймать.
Плоды, а также ягоды
Любим мы искать –
Вкусно и полезно,
Нетрудно добывать.
А кто на птицу киви
Может нападать?
Я сейчас об этом
Могу вам рассказать.
Наверно, это странно,
Хочу я вам сказать,
На дикое животное
Домашним нападать.
У европейцев были
Большие корабли,
И они с собою
Любимцев привезли.
Котиков, собачек
С собой решили взять,
На родине любимцев
Жалко оставлять.
Питомцы там размножились,
Кто-то одичал,
И даже так случилось –
В лес к нам прибежал.
У нас ведь нету киля,
Не можем мы летать,
Поэтому от хищника
Трудно убежать.
Потом ещё и куньих
Стали завозить,
С надеждой, что те будут
Грызунов ловить.
Они-то их ловили,
Хочу я вам сказать,
Но после и на киви
Стали нападать.
Но люди научились
Меры принимать,
Чтоб чудную природу
Нашу сохранять.
Олег Бабицер


В Новой Зеландии обитает еще и другая нелетающая птица, это пастушок такахе. Птица эта очень редкая и везде взята под охрану.

Нелетающая птица - пастушок такахе

Только лет десять назад обнаружили орнитологи еще одну нелетающую птицу, науке причем незнакомую. Обитает эта птица в Японии, на одном из островков архипелага Окинава. Назвали ее ямбару-куина, а по-научному – раллус окинаве. Живет ямбару в горах на высоте примерно 500 метров, и, видимо, именно неумение летать позволило этой птице так долго скрываться от человека.

Ямбару-куина

Представители нелетающих птиц есть и в Антарктиде. Это пингвины. Их крылья превращены в весла, используемые для гребли в воде. Пингвины не только прекрасно плавают, но и ныряют, иногда на значительную глубину.

Пингвины

Страус – не птица, летать не умеет,
Но средь бегунов не найдёшь ему равных.
И нет никого в птичьем мире крупнее,
Чем этот шедевр австралийской саванны.
А чем же другие края знамениты?
Там айсберги есть и торосы из льдин?
Ну, это, конечно, она — Антарктида.
Там птица… нет… рыба?.. Короче, пингвин.
Чудак этот тоже летать не умеет,
Зато, как пловцу, нет нигде ему равных.
И так глубоко он нырнуть может смело,
И, как старичок, ковыляет забавно.
Не знают ни страус, ни чудо-пингвины,
Что это про них говорят: вы не птицы.
Грустить у них нет абсолютно причины,
Но то, что летают, наверно, им снится.
Вера Гаевская


3. Скажите, как жители разных стран Европы называют кукушку?
- В Польше называют кукувица, кукулка (или куковка), в Чехии- кукачка, в Болгарии называют кукушку - куказица. У немцев она зовется куку, у французов – куку, итальянцы называют – куколо, а куко - у испанцев, румыны кукушку называют – кук…. И в основе всех этих совпадающих названий – одинаково услышанное «ку-ку»

Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке.
«Ку-ку!» — напевает кукушка
В зелёном лесном далеке.
«Ку-ку!» — отзываются эхом
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой облака.


Кукушка

4. Как вы думаете, за что птицу марабу называют адъютантом?
- В тропической Африке, где обитает птица марабу, ее называют адъютантом за особую, торжественную походку и «военную» выправку. Эта птица ведет себя очень «солидно» и никогда не суетится.

Марабу

5. Как вы думаете, что перевозит птица кулик-перевозчик?
- Это занятый кулик часами бродит по мелководью в поисках пищи, а будучи или кем-либо потревожен или чем-нибудь, вмиг перелетает на противоположный берег реки. Тревог и беспокойства всегда предостаточно у маленькой пичуги, вот и курсирует осторожный кулик целый день с берега на берег, как перевозчик на лодке или на пароме.

Кулик-перевозчик

6. Как вы думаете, почему удода так назвали?
Есть у нас, в горах Алтая,
Птица вольная лесная,
И назвал её народ
Странным именем – удод.
Длинноклювый и красивый,
Работящий, но трусливый.
Чёрно-рыжую рубаху
И корону носит птаха.
Не пойму, за что народ
Так назвал тебя, удод?
Чанчибаева Татьяна



- Общеславянское название удод ведет родословную от звукоподражательного «уд». Громкий крик удода ближе всего к «уп-уп-уп». Но его передают и иначе: «худо тут, худо тут». Обычно удоды селятся на неудобицах, пустошах. И такая трактовка вполне объяснима.

Красивая птица! Такой хохолок!
Головку украсил короной удод.
И белые крылья покрыл чернотой.
Блестят так красиво они чистотой.
Он очень доверчив и любит людей.
«Уп-уп!» — всюду слышим, — «Меня ты жалей!»
Летает он тихо, все любит ходить —
В земелечке клювом живца подхватить.
«Уп-уп!» — всюду слышно, – «Красотку ищу,
И с нею навеки всю жизнь проживу!
Гнездо у деревни с любимой совью,
Детишек красивых в гнезде том взращу!
Уж осень настала… Я с ней улечу
И в Африке милой весну там дождусь.
Весною в деревне у вас появлюсь.
«Уп-уп!» — вы услышите песню мою.
Не троньте, прошу вас, гнездовье мое!
Детишек любимых я вновь там взращу!»
Нуралинова Миргуль


Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие на День птиц, 7-8 класс Беседа на тему: Птицы в 6 классе Беседа на День птиц для школьников 6-7 класса Мероприятие ко Дню птиц в библиотеке, 6 класс
Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс | Библиотечный урок о словарях и справочниках для школьников 5-7 класса
Опубликовано: 2104 дня назад (1 февраля 2019)
Просмотров: 1817
+46
Голосов: 46
Светлана Константиновна Бычкова # 1 февраля 2019 в 16:21 +6
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Вы разработали очень замечательный библиотечный урок "Что мы знаем о птицах: содержательный, познавательный, красочно проиллюстрированный. Детям этой возрастной категории материал будет очень интересен. Творческих вам успехов! Голос!
Вера Владимировна Мухамадеева # 1 февраля 2019 в 20:31 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на замечательную птичью тему. Очень богатый материал касающийся пернатых обитателей нашей планеты. Порадовала информация о нелетающих птицах, оказывается, среднестатистический человек не может и половины назвать из перечисленных Вами. Мне все очень понравилось, не менее восторженны будут заинтересованные школьники, те для кого этот урок и разрабатывался. Вам всего хорошего, успехов. удачи.
Ольга Владимировна Перковская # 1 февраля 2019 в 20:46 +6
Инна Владиславовна, здравствуйте! Вам удалось разработать интересный библиотечный урок, посвященный дню птиц. Знакомство с разнообразными птицами состоялось, и материал мне понравился оригинальным подходом к каждому виду птиц. Спасибо за приглашение!
Ольга Васильевна Яковлева # 1 февраля 2019 в 22:02 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Отличный материал! Интересный, познавательный! Творческих успехов! голос
Валентина Петровна Чурепкина # 2 февраля 2019 в 08:46 +4
Интересный познавательный материал для ознакомления учащихся и взрослых с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью. С удовольствием оставляю голос + 5
Елена Викторовна Багрова # 3 февраля 2019 в 09:06 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок, посвященный Дню птиц!
Познавательно, интересно, ярко!
Вы способствуете формированию у детей интереса к изучению пернатых обитателей нашей планеты.
Публикация грамотно оформлена, решает поставленные задачи.
Спасибо! Голос. Успехов!
С уважением!!!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 3 февраля 2019 в 13:19 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение. Отличный материал! Столько интересных фактов о птицах, красивые фотографии, чудесная подборка стихотворений. Здорово! С удовольствием голосую и желаю успеха!
Вера Валерьевна Павлова # 3 февраля 2019 в 17:11 +2
Ирина Владиславовна!
Вы абсолютно правы в том, что нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы.Именно эта мысль проходит через весь Ваш библиотечный урок, посвященный таким разным и удивительным птицам.
Очень интересно было узнать о редких птицах и мне взрослому человеку. Уверена, что детям это тоже будет интересно.
А вот про кукушку я еще помню, что чем питается кукушка? Эта птица – единственная особь, которая поедает волосатых гусениц.Именно об этом я часто говорю детям, которые считают, что кукушка- вредная птица и никому не нужна.
Благодарю Вас за такой содержательный и отлично иллюстрированный материал.
Желаю творческих успехов.
Лариса Борисовна Бугакова # 6 февраля 2019 в 19:12 +2
Замечательный библиотечный урок.Содержательно и познавательно!Сама работа грамотно оформлена,прекрасно проиллюстрирована.Поставленные цели и задачи реализуются в полной мере.Ваш материал интересен не только детям,но и взрослым.Голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 17 февраля 2019 в 16:23 +1
Интересно и увлекательно. Голос!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 18 февраля 2019 в 19:29 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте! Вы разработали замечательный библиотечный урок. Столько интересных фактов о птицах, красивые фотографии, чудесная подборка стихотворений. Спасибо за приглашение и Ваш труд!Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 28 февраля 2019 в 21:11 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Мне очень понравился данный урок. В нём дано много интересной информации о птицах, которая, безусловно, заинтересует ребят. Этому будут способствовать и великолепные яркие иллюстрации. Вы создаёте условия для расширения представлений о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о птицах и других обитателях нашей планеты. ГОЛОС! Удачи!
Валентина Николаевна Матвиенко # 8 апреля 2019 в 20:55 +5
Спасибо за замечательный библиотечный урок! Много интересной информации о таких разных и удивительных птицах! Удачи! Голос!
Мария Анатольевна Танина # 10 апреля 2019 в 14:56 0
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Я педагог дошкольного образования, но хочу сказать, что у вас очень интересный и познавательный урок. У вас затронуты темы таких птиц о которых в принципе не говорят. Это очень хорошо. Вы скорее всего не ищите лёгких путей. Это здорово. У вас очень красивый наглядный материал. Ещё мне понравилось,что вы о каждой птице подобрали стих. Всего вам наилучшего и творческих успехов! Этот урок на 5+
Анжела Львовна Митрахович # 2 мая 2019 в 19:30 0
Нравится мне Ваша тяга к экзотике и к выделению красоты и необычности природы! Голос!