Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие на День птиц, 7-8 класс

Сценарий праздника-конкурса «Пернатый мир» для учащихся 7-8 классов
Жидкова Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования, педагог-организатор МБУ ДО "Станция юных натуралистов"

Сценарий праздника-конкурса «Пернатый мир» для учащихся 7-8 классов
Аннотация: праздник-конкурс «Мир птиц» является одним из традиционных мероприятий станции юных натуралистов, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности и Международного дня птиц. Его цель – привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природной среды, восстановления и увеличения численности птиц Кузбасса.
Задачи мероприятия:
1.Расширить представления учащихся об орнитофауне; активизировать знания систематики, строения, внешнего вида, характерных особенностей поведения пернатых;
2.Способствовать формированию таких черт характера, как чуткость, отзывчивость, умение любоваться живой природой; воспитывать бережное отношение к птицам;
3.Развивать творческие, интеллектуальные способности детей.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на городской станции юных натуралистов, на нашем традиционном и одном из любимых праздников, посвященных птицам! Птицы – загадочные необыкновенные существа! Птицы - это песнь и полет! Это голо¬са наших лесов и полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Птицы - дети возду¬ха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше об¬лаков и гор, перелететь через пустыню и море. Это дети радуги, т. к. перья их переливаются всеми возможными цветами. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Демонстрация слайдов «Птицы-рекордсмены».



Во всём Земном шаре нет такого уголка, куда не залетают птицы. Все они такие разные, такие непохожие друг на друга: от самых маленьких, размером со стрекозу, и до гигантов выше 2 метров роста, от совсем неприметных, как знаменитый певец соловей, до пестрых и ярких, как тропические пернатые красавицы. Птицы очень часто ставят рекорды в мире животных, по скорости и высоте полета, выносливости во время миграций, скорости и глубине передвижения под водой, зоркости и слуху.

Об этих удивительных крылатых певцах свободы мы будем говорить на нашем ежегодном празднике «Мир птиц».
А для начала предлагаю командам ответить на вопросы блиц-разминки «Забавные пернатые».

1.Блиц-разминка «Забавные пернатые».
1.Беззаводной будильник (петух)
2.Разрушитель родного дома (птенец)
3.Ныряльщик в ластах, но без маски (гусь, утка, пингвин)
4.Пернатая журналистка (сорока)
5.Птица с репутацией плохой матери (кукушка)
6.Безрукий строитель (любая птица, вьющая гнездо)
7.Лесной доктор (или пернатый кузнец) (дятел)
8.Зимние яблоки (снегири)
9.Разносчик младенцев (аист)
10.Летающий фрукт (утка мандаринка, киви – нелетающая птица)
11.Пернатая предсказательница продолжительности жизни (кукушка)
12.Пернатая кошка (иволга; сова)
13.Крылатый почтальон (голубь)
14.Пернатый чемпион по бегу (страус)
15.Пернатая змейка (вертишейка)

Ведущий: Спасибо за точные и быстрые ответы, друзья! Возвращение птиц на Родину из теплых стран – одна из самых ярких примет весны и одно из радостных событий для нас.

В.Афанасьев.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ


Над померкшими лесами
И над озером седым
Облака летят волнами
И клубятся словно дым.
Отправляясь в путь опасный
Без предела и границ,
Покидают край ненастный
В день осенний стаи птиц.
Долго-долго им тянуться
Над пучиною морской,
И не все они вернутся
В дни Пасхальные домой.
Мы их встретим на пороге
Тёплых дней: "Летят! Летят!"
Как трудны у птиц дороги,
Но как весел их возврат!
Вашим предварительным заданием при подготовке к празднику было задание подготовить выступление команды в творческой форме о какой-либо перелетной птице нашего края. Итак, давайте с вами познакомимся!

2.Представление команд.

Ведущий: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные, творческие, содержательные представления! Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Ежегодно через нашу территорию с севера на юг и обратно пролетает несколько десятков видов птиц. Их прилета мы, конечно, все ждем с нетерпением! Орнитологи уже долгие годы изучают особенности сезонных миграций птиц, но до сих пор науке не удается исчерпывающе ответить на все вопросы, связанные с перелетами. Предлагаем вам, ребята, попытаться ответить на некоторые из них.

3.Викторина «Летят перелетные птицы»

1)Почему птицы не остаются в местах зимовки навсегда? Ведь там тепло и много пищи. Почему они, преодолевая тяжелые препятствия, возвращаются на места гнездовий?

Наука еще не может исчерпывающе объяснить это явление. Но отчасти это можно объяснить внутренними изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения, различные железы внутренней секреции под влиянием внешних раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества — гормоны. Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие половых желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету. Способствуют этому и изменяющиеся внешние условия. На местах зимовок климат не остается постоянным и изменяется в сторону, худшую для зимующих там птиц. Например, белая сова гнездится в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается. Зиму она проводит в лесостепи средней полосы. Может ли эта сова остаться на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной ей пищи? Конечно, нет. Она улетит в родную тундру. По этой же причине не гнездятся в Африке наши серые журавли и другие перелетные птицы.

2)Чем определяется направление перелетов птиц?
Направление перелетов определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Естественно, что птицы и зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные — в лесистых местах, прибрежные — по берегам рек, озер и морей, степные — в степях. Точно так же и во время перелетов птицы придерживаются привычных и благоприятных для них мест. Лесные птицы совершают перелеты над лесистыми местностями, степные — над степями, а водоплавающие двигаются вдоль речных долин, над озерами и морскими побережьями. Птицы, гнездящиеся на океанических островах, совершают перелеты над открытым морем. Пересекают большие морские пространства и некоторые материковые птицы. Иногда птицам приходится преодолевать во время перелета непривычные для них местности, например пустыни (в СССР — Каракумы, в Африке — Сахару и Ливийскую пустыню). Птицы стараются быстрее миновать такие места и летят «широким фронтом».

3)У многих перелетных птиц молодые, родившиеся летом птицы осенью отлетают раньше старых, то есть проделывают свой первый путь на зимовку без всякого опыта и примера. Как это им удается?

Было проделано немало интересных экспериментов, чтобы найти ответ. Во время одного из них группу аистов забрали из своих гнезд незадолго до наступления времени осеннего перелета и перенесли на другое место. С этого нового места им пришлось лететь в другом направлении, чтобы достичь места своего зимовья. Но когда пришло время, они полетели в том же направлении, в котором они летали со своего старого места! Создается впечатление, что они обладают врожденным инстинктом, который подсказывает им, что надо лететь в определенном направлении, когда приближается зима.
Способность птиц находить дорогу домой не менее поразительна. Птиц увозили от их родных мест на самолете за 400 миль. Когда их отпускали, они летели обратно к себе!
Если просто сказать, что домой их ведет инстинкт, то это не объясняет тайну. Как они находят дорогу? Нам известно, что молодые птицы не получают уроков географии от своих родителей и совершают перелет впервые. А птицы, которые летят домой,
часто летят по ночам, так что не могут увидеть ориентиры, которые бы им помогли. Некоторые птицы летят над водой, где вообще нет никаких ориентиров.
Одна из гипотез заключается в том, что птицы могут чувствовать магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими. Но эта теория не получила доказательств.
Наука фактически не имеет исчерпывающего объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелетов или как они разыскивают свои родные места!

4)Почему в большинстве случаев при весеннем перелете птицы летят обычно быстрее, чем при осеннем?
При весеннем перелете птицы обычно летят быстрее, чем при осеннем. Сорокопут-жулан, например, осенью летит около 3 месяцев, а весной — 2. Чем лучше птица находит свою родину, тем более вероятно, что она выживет и выведет потомство. Осенью главный стимул отлета для птицы – похолодание, сокращение светового дня и, конечно, пищи. На юг птица улетает, накопив достаточно энергии для дальнего путешествия. Главным стимулом весеннего прилета птиц становится инстинкт размножения. Птица торопится успеть построить гнездо и вывести потомство, изменяется гормональный фон в ее организме, это «подгоняет» птицу как можно быстрее лететь на Родину.


5)Проводя эксперименты с перелетными птицами, исследователи заметили, что пернатые точно знают не только время, когда им пускаться в путь, но и направление, которого надо придерживаться. Например, посаженный в большую клетку с непрозрачными стенками скворец весной неизменно пытался выбраться на волю через северную стенку, а осенью – через южную. Как объяснить это явление?

В результате множества экспериментов орнитологи пришли к выводу, что роль своеобразного компаса для птиц играет солнце и его положение на небосводе. Пернатые без труда прослеживают небольшой участок пути солнца в небе и определяют, в какой точке светило будет находиться в полдень. На юге солнце в полдень стоит выше, а на севере – ниже. Именно так птицы и узнают, куда им лететь.

6)Почему некоторые перелетные птицы иногда остаются зимовать на родине? Приведите примеры.

В последние годы грачи и галки часто остаются зимовать, собираясь на городских свалках и в городах. В 2010 году в Кузбассе осталась зимовать стая диких уток, почти 500 голов. Утки, по словам специалистов-орнитологов, «повелись» на последние теплые зимы. Но нынче установились неожиданные лютые морозы. От длинной речки Искитимки в центре Кемерова, которую облюбовала стая, осталась 5 - 7-метровая полынья. А вторым большим шоком для уток стала бескормица. Вопрос о спасении стаи, впервые
в истории Кузбасса оставшейся зимовать в регионе, подняли даже в обладминистрации. И стаю взял на довольствие Департамент по охране объектов животного мира, закупив для уток зерно. Для стаи уже куплено 10 тонн зерна и гороха, уток наши специалисты теперь кормят каждый день. Не один раз оставались зимовать около 30 уток под мостом через Абу в районе ГАИ в нашем городе.

Ведущий: Молодцы, ребята! Возможно, кому-то из вас удастся совершить открытие в некоторых вопросах орнитологии!
Вернувшись на родину, все птицы ищут себе достойную пару. Как только пара «спелась», она ищет место для постройки гнезда. Домики у птиц бывают самые разные. Иногда птичьи гнезда представляют собой просто фантастические сооружения. Самое современное гнездо было продемонстрировано на одном из орнитологических съездов: это было воронье гнездо, целиком сделанное из алюминиевой проволоки. Большие птицы, например орлы или аисты, часто передают свои гнезда по наследству. Понятно, что каждое новое поколение птиц в таких случаях ремонтирует и подновляет гнездо. В результате вес гнезда все время увеличивается. А сами гнезда существуют целые века. Одним из самых старых было гнездо белых аистов, которое просуществовало 400 лет.

В следующем конкурсе вам предстоит попробовать узнать, кому принадлежит то или иное гнездо по изображению и описанию.

4.Конкурс «Кто и как строит гнезда»

1.Гнездо СТРИЖА. Эти быстрые непоседливые птицы используют в качестве строительного материала для гнезда собственную слюну. С ее помощью они склеивают пушинки, клочки бумаги и прочий мусор, летающий в воздухе. Один из подвидов этих птиц строит самые хрупкие гнезда. Фактически, их гнездо – это крохотная пластиночка из слюны и пара кусочков коры. "Гнездо" выдерживает вес одного-единственного крохотного яичка, а родители сидят рядом на ветке. Гнезда же азиатских родственников этого вида птиц вообще строятся только из слюны. Именно из этих гнезд делают знаменитый суп: в сваренном виде гнезда похожи на вкусный раствор желатина. Такое блюдо считается деликатесом и стоит огромных денег.


2. Гнездо КОРОЛЬКА. Гнездо этой самой мелкой в нашей области птички весом всего 20 г, сделанное из паутины и заизолированное пухом, так надежно хранит тепло, что мама может оставлять в нем яйца на целых полтора часа. Во время дождя гнездо впитывает 60 г воды, оставаясь при этом абсолютно сухим внутри. Когда птенцы подрастают, гнездо растягивается в соответствии с их размерами.



3.Гнездо ЖУРАВЛЯ. Насколько легко узнать этих красивых известных в России и занесенных в Красную книгу Кемеровской области птиц в полете, настолько же трудно найти их гнезда. До их гнездовий не добраться ни пешком, ни на лодке. Больше всего по душе птицам густые, мрачные и темные затопленные ольшаники, перемежающиеся моховыми болотами с зыбкой трясиной, высокими кочками, зарослями тростников и осоки, небольшими озерками. На одной из кочек посреди воды и строят птицы свое гнездо. Материалом служат водные растения, собираемые поблизости, отчего гнезда всегда окружены кольцом чистой воды, свободной от растительного мусора. Материал складывается в кучу и плотно утрамбовывается в плоскую платформу диаметром около семидесяти и высотой около пятнадцати сантиметров, куда самка откладывает два яйца.


4.Гнездо ИВОЛГИ. Гнезда этой лесной певчей птицы можно находить в июне. Однако это не легкая задача, так как гнездо всегда устраивается высоко (не ниже 3-4 метров), обычно на вершине большого дерева, в 10-20 метрах от земли. Гнездо укрепляется в развилке тонких боковых ветвей в виде висячей округлой корзиночки, похожей на гамачок. Основным материалом служат сухая трава, желтые стебли злаков и пеньковые волокна (кудель), закрученные концами вокруг поддерживающей их развилки. Все промежутки между ними заполнены плотно перепутанными более тонкими стеблями, паутиной, шерстью, паклей и ленточками березовой пленки (берестой), которые придают стенкам гнезда плотность и прочность. Снаружи гнездо бывает обычно облицовано мхом или берестой под цвет всего дерева, так что среди листвы его заметить нелегко. Интересная особенность: когда гнездо только что сделано, оно несколько наклонено к главному стволу, вследствие того что поддерживающие его боковые ветви слегка поднимаются. Когда выводятся и начинают расти птенцы, гнездо постепенно, от их нарастающей тяжести, обвисает и перед вылетом молодых уже имеет наклон в противоположную сторону. Если бы гнезда не располагались наклонно “с запасом”, птенцы вываливались бы из них, еще не умея летать. Кроме этого приспособления, гнездо имеет широкий валик по свободному краю, мешающий выпадению яиц или птенцов в ветреную погоду, когда гнездо на тонких ветвях качается, как качели.



5.Гнездо ремеза. Если бы среди наших птиц учредили воображаемый конкурс на лучшее строение и самое совершенное гнездо, первая премия, несомненно, досталась этой маленькой красивой птичке семейства синицевых. По форме оно напоминает висящий на жгуте, сплетенном из растительных волокон, овальный мешочек с боковым входом в виде длинной трубки или рукава. В народе гнездо этой птички часто называют рукавичкой. Материалом для постройки служат растительные волокна и пух, из которых птицы плетут мягкую и вместе с тем крепкую и толстую войлокообразную ткань. Толщина стенки гнезда достигает 2,5 см. Гнездо настолько прочное, что висит на дереве, не разрушаясь в течение нескольких лет. Сооружение такого гнезда занимает у птиц около двух недель.



6.Гнездо орлана – белохвоста. Эта красивая хищная птица, занесенная в Красную книгу нашей области, выбирает для гнездовья всегда самые глухие места, близ крупных, богатых рыбой водоемов. Она любит простор и тишину, соседства с человеком избегает. Строгая и осторожная птица. Большое многолетнее гнездо строит на дереве или на выступе скалы. Эти птицы очень привязаны к гнездовьям: в одном и том же месте птиц отмечали по 30, 40 и даже... 150 лет (в Исландии). Размеры гнезд огромные - диаметром нередко более 2 метров, толщиной до 1,5-2,5 метра. Ежегодно ремонтируя свое долговечное сооружение, они доводят его до монументальных размеров. Любая буря, самый свирепый ураган бессильны были сокрушить и сбросить вниз это массивное сооружение. Самым тяжелым в мире из гнезд, зарегистрированных учеными, было гнездо этих птиц: оно весило 2 тонны.



Ведущий: Благодарим вас, ребята за ваши широкие познания в области гнездостроительства, за вашу смекалку и наблюдательность! А все ли птицы строят гнезда?
Некоторые птицы вообще не строят гнезд. У чибисов оба родителя высиживают птенцов в сырых лугах. Самец вырывает лапками небольшое углубление в земле и слегка выстилает его стебельками травы. Гнездо готово! Не возводят громоздких гнезд некоторые совы и другие гнездящиеся на земле птицы: такие сооружения слишком бросались бы в глаза на открытых пространствах. Они откладывают яйца в ямки или какие-нибудь щели. Не строят гнезд и всем известные нам скворцы, обычно они занимают чьи-то уже готовые домики. В свою очередь и мы можем помочь этим птицам, изготовив искусственные гнездовья – скворечники. Наш следующий конкурс – конкурс изготовленных вашими руками домиков для птиц так и называется «Каждой пичужке – своя избушка».

5.Конкурс искусственных гнездовий «Каждой пичужке – своя избушка».

Ведущий: Молодцы, ребята! Надеюсь, что птицы по достоинству оценят ваши оригинальные и надежные избушки и обязательно заселятся в них весной! А мы благодарим вас за вашу отличную подготовку к празднику, за интерес и заботу о наших пернатых друзьях!


Прозрачен март, и солнце раньше срока
Грозит последним снежным островам.
Грачиный табор прибыл издалёка,
Чтоб возводить шатры по деревам.
Не отдохнув еще от перелета,
Они шумят на кленах в вышине.
У них сегодня главная забота -
Как можно громче крикнуть о весне.
Ты не ищи сакрального значенья
В протяжных криках птиц над головой:
Они живут по Божьему реченью -
Плодят и множат род пернатый свой.
Слетев с гнезда поспешно спозаранку,
Повсюду рыщут, бродят и галдят
И целый день хлопочут, как цыганки,
Чтоб накормить пискливых цыганят.
На деревенской пашне и подворье
Они привычны, как домашний скот.
Они умчатся в зиму за три моря -
Мы не заметим дружный их исход.
И лишь весной познаем откровенье:
В прозрачном марте, в солнечных лучах
От счастья сердце вспыхнет на мгновенье,
Заслышав голос первого грача.
Подведение итогов конкурса.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия. Культурные традиции и обычаи Белгородчины Беседа на тему: Птицы в 6 классе Библиотечный урок ко Дню птиц, 7-8 класс Беседа на День птиц для школьников 6-7 класса

Похожие статьи:

Шоу – программа для подростков. Сценарий

Участник №54 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 января по 5 апреля 2017 года
КВН ко Дню птиц для начальных классов
Опубликовано: 2801 день назад (23 марта 2017)
Просмотров: 6764
+5
Голосов: 5
Елена Юрьевна Шишлакова # 31 марта 2017 в 15:13 0
Добрый день, Анна Вячеславовна!
Представленный Ваши сценарий праздника "Пернатый мир" будет очень интересен и полезен школьникам, поможет ближе познакомиться с многообразием птиц, их особенностями поведения и жизни в природе, характерными признаками. Подготовлены и продуманы вопросы для викторин, подобраны яркие слайды, много содержательной информации. Проведение такого праздника будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения заботливого отношения к живой природе. Примите мой голос! Удачи!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 2 апреля 2017 в 19:22 0
Здравствуйте,Анна Вячеславовна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим сценарий праздника-конкурса «Пернатый мир». Интересная, познавательная, замечательно проиллюстрированная публикация, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос.
Анна Вячеславовна Жидкова # 3 апреля 2017 в 11:32 0
Благодарю Вас за содержательные комментарии и положительные отзывы, Елена Юрьевна и Юлия Дмитриевна! Желаю Вам новых интересных творческих проектов и талантливых учеников!
Анна # 3 апреля 2017 в 14:33 0
Анна Вячеславовна, разработанное Вами мероприятие несомненно актуально: оно позволяет не только актуализировать знания детей о мире птиц, но и учит применять эти знания в поиске ответов на сложные вопросы, формирует экологическую культуру, центральное отношение к миру пернатых. Хочется отметить творческий подход, с которым сформулированы задания, требующие применения знаний в новых ситуациях. Очень интересная и творческая публикация. Спасибо.
Анна Вячеславовна Жидкова # 3 апреля 2017 в 17:14 0
Большое спасибо за аналитический комментарий, Анна! smile
Оксана Викторовна Погодаева # 4 апреля 2017 в 07:16 +1
Анна Вячеславовна, спасибо за приглашение. Было очень приятно ознакомиться с интересным сценарием Вашего познавательного мероприятия. Вызывает большую симпатию тот объем фактических знаний, которыми владеют дети, а также умение педагога формулировать вопросы и задания так, чтобы детям было интересно на протяжении всего конкурса. Очень интересная разработка. Спасибо