Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие ко Дню птиц в библиотеке, 6 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы. Они способны преодолевать огромные расстояния, без пищи, порой даже не имея возможности укрыться от непогоды. Каждый человек может вспомнить свою историю, связанную с птицами. Это может быть уханье сову, в лесу у костра, кукование кукушки в летнее время у бабушке в деревни. Мы так привыкли к птицам, что порой даже их не замечаем….
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 6 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, животных
Библиотечный урок «Все, что рядом с человеком, достойно любви и заботы»

1. Скажите, как по ногам можно различить куликов разных видов?
- Очень просто – по «сапожкам». Куликов-травников в народе называют красно- сапожниками. Действительно, ноги у них словно обуты в красные сапожки. Яркость сапожек подчеркивается белыми под крыльями. У куликов-шилоклювок ноги темно-стального цвета длиннее, чем у красноножек. На таких ходулях удобно передвигаться в мелком водоеме – и сам сыт, и перья сухие. Но существуют и кулики с еще более длинными ногами, их так и называют – ходулочники. А в прибрежной тине копошатся небольшие кулики-чернозобики: их коротенькие ножки не позволяют птичкам продвинуться дальше.


На болоте жил кулик,
Был не мал и не велик -
Куличок, как куличок,
Так себе – середнячок/
На болоте он гнездился,
На болоте он кормился,
В общем, жил и не скучал -
Никому не докучал.
Кулику его болотце -
Что-то вроде огородца:
Всё что нужно – под ногой:
И одною, и другой.
Если жить в такой столовой,
Будешь крепкий и здоровый
Даже, если невелик -
Ну, такой - как наш кулик.
Вот и нравятся болотца
Куличковому народцу,
Но любимо только то,
Где он вьет свое гнездо…
Николай Шумов


2. Как вы думаете, какие птицы откладывают самые крупные яйца?
- Конечно же, страусы, ответят многие. И это не совсем верно. По сравнению с яйцами других птиц, страусиные яйца, несомненно, самые крупные. Но если посмотреть и соотнести размер яйца с весом птицы, которая его снесла, то страус окажется на последнем месте – яйцо у него составляет лишь 1,5% веса птицы. А первое место занимает птица киви из Новой Зеландии кстати, родственница страуса). Она несет одно яйцо, вес которого составляет четверть веса самки.

Птица киви

Птица киви

Птица киви

3. Скажите, какие птицы штукатурят свои гнезда?
- Например, обычный обитатель наших лесов – поползень. Ранней весной, разбившись на пары, поползни начинают присматривать себе гнездо для выведения птенцов. Обычно их выбор останавливается на брошенном дупле одного из дятлов. Хорошо, когда входное отверстие (леток) обращено на юг или восток. Не нравится поползню слишком широкий леток, через который в гнездо может без труда проникнуть не прошенный лесной гость – сова, куница или белка. Если же не удалось найти гнездо с маленьким летком, птичке приходилось оборудовать для себя то, что есть. Найдя по дороге лесную лужу, поползень набирает в клюв липкой глины, смешивает ее со слюной и получившимся раствором обмазывает края летка. Много сил и времени тратит маленький строитель на эту работу, зато леток получается на славу. Через узкое отверстие с ровными краями даже сам поползень может протиснуться с трудом, не то, что кто-то другой. Высохшая глина становится очень прочной, и гнездо оказывается недоступным для любителей полакомиться яйцами и птенцами.

Еще более искусным строителем и штукатуром является ближайший родственник нашего поползня – скалистый, или горный, поползень. Эти птицы распространены в горах на юге Европы и Азии.
В отличие от обыкновенного поползня, скалистый сооружает свое гнездо из глины, а не занимает чужие дупла. Большинство таких гнезд имеет форму полушария. Своим срезом они прочно прикрепляются к отвесной скале. В центре купола имеется небольшое отверстие, через которое владелец гнезда сам проникает домой с трудом. Внутри гнезда заботливо выстлано шерстью мышей и полевок, которую птичка добывает из совиных погадок. Гнезда скалистых поползней отличаются большой прочностью и используются птицами долгое время.

Серый поползень из тех,
Кто безделье презирает,
По деревьям вниз и вверх
Он без устали шныряет.
Гравитация земная
Для него не существует:
По стволу легко взбегая,
Не пропустит он любую
Щёлку, трещинку и дырку,
Склюнет, походя, личинку,
Древоточца-червячка
Или вредного жучка.
Он один из мелких птах
Проверять весь год готов
В скверах, парках и лесах
В день по тысяче стволов.
Укротитель вертикали,
Санитар неутомимый,
Серый поползень едва ли
Променяет лес любимый
По своей, по птичьей воле,
На болото или поле.
Виталий Подлевских


4. Как вы думаете, что шьет птица-портниха?
- Собственное гнездо. Строит это гнездо самец. Для этого птица-портной сшивает из двух растущих рядом листьев яйцевидный мешок. Иголкой пичужке служит собственный клюв, а нитками - растительный пух или паутина. Несколько коротких стежков – и колыбелька-мешок, основа гнезда, готова. Можно выстилать дно пухом и разными шерстинками и праздновать новоселье. Бывает, что птицы поселяются на веранде домов и шьют свои гнезда из листьев комнатных растений.


Прыгает пичужка, дыбом хохолок,
А гнездо из листьев будет сшито в срок.
Носиком иголкой листики проткнёт,
И цветною ниткой ловко их прошьёт,
Нитки птичка ищет около жилья,
Или вынет нитку прямо из белья.
Вот сошьёт авоську, на тончайшей ветке,
В ней гнездо построит, выведутся детки,
А портниха птичка добрая такая,
И гнездо у пташки около сарая.
А живёт портниха в Индии чудесной,
Там ее считают птичкою известной,
Рядом с человеком птичка обитает,
И в садах из листьев гнёздышки сшивает.
Анатолий Чигалейчик


5. Скажите, кто помогает лес сеять?
- Это птицы, которые питаются семенами деревьев. Готовясь к зиме, сойки запасают созревшие желуди целыми днями, пряча их в мох, под опавшую листву и в корни деревьев. Несколько сотен желудей собирает эта запасливая птица. Но не все она использует – часть забытых желудей растаскивают грызуны, а часть весной прорастает.
Помогают сеять лес и дрозды. Дрозды целиком глотают ягоды, не переваривая семена и косточки, которые, проходя через пищеварительный тракт птицы, своей всхожести не теряют. Дрозды способствуют распространению земляники, черники, брусники и рябины.

Дрозд

Дрозд
Свиристели помогают сеять рябину, шиповник и можжевельник. В распространении ягодных кустарников участвуют славки и зарянки.

Свиристель

Свиристель

Ястребиная славка

Славка-говорунчик или серая славка

Славка-завирушка, она же мельничек

Певчая славка

Зарянка

Зарянка

Зарянка

Семена березы механически рассеивает чечетка. Сядет стайка птиц, раскачиваясь, на ветки дерева, семена осыпаются и подхватываются ветром.
Клесты оставляют в шишках примерно половину семян. Оставшиеся семена, те, которые не съели грызуны, впоследствии прорастают.

6. Как вы думаете, какая птица способна летать под водой?
- Это пингвин. Летать по-настоящему эти птицы не могут, но их умению маневренно и быстро передвигаться в воде позавидовал бы самый лучший летун среди пернатых. Пингвин «летит», быстро работая крыльями как веслами. Под водой пингвины развивают скорость до 30 км\ч. Иначе нельзя. Помимо головоногих моллюсков, пингвин питается рыбой, а здесь без умения хорошо плавать можно и голодным остаться.


На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый — пингвин.
Он — птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает.
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд — слишком холодно — льдины.
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто —
Морозы там градусов под девяносто.
Они ухитрились. Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира».
И. Родионов


7. Скажите, клюв, какой птицы может заменить набор слесарных инструментов?
- У попугая какаду. Сильный изогнутый клюв заменит ему клещи, молоток и отвертку. В природе такой клюв помогает попугаю лазать по деревьям и расправляться с твердой кожурой плодов. В неволе, запертый в клетке или вольере, попугай, ловко работает клювом, может отвинчивать винты и гайки, разрывать стальную проволоку, пробивать толстые доски и даже тонкие листы металла. «Дом» для него должен быть очень крепким.



Попугай сидит на ветке
Яркой красочной расцветки.
Он, конечно, настоящий
И по-русски говорящий.
Иногда кричит по- птичьи.
Птица всё же! Для приличья
Замолчит минут на пять,
А потом - опять кричать.
В. Остров


8. Как вы выдумаете, у какой птицы козлиная бородка?

- У грифа-бородача. Этот вид находится под угрозой исчезновения и занесения в Красную книгу. В полете бородач похож на огромного сокола, размах крыльев в взрослой птицы – более 2 метров, длина тела – более 100 – 120 см, а масса до 7 кг. Клюв, как и положено у хищников, крючком, сильный и мощный, а под ним «козлиная» бородка из перышков (отсюда и название - бородач). Ноги одеты в длинные широкие «штанишки». Оперение пестрое и очень красное, в нем сочетаются черные, белые, желтые и бурые цвета. Глаза имеют красное окаймление. Весь облик птицы очень солидный и внушительный.
Питаются бородачи в основном трупами павших животных.

Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие на День птиц, 7-8 класс Беседа на тему: Птицы в 6 классе Библиотечный урок ко Дню птиц, 7-8 класс Сценарий экологической игры "Знатоки птиц" с презентацией, 5-6 класс
Познавательная беседа в библиотеке, 4 класс. Подводный мир | Внеклассное мероприятие в библиотеке, 5-6 класс. Тема «История русских инноваций»
Опубликовано: 1883 дня назад (27 сентября 2019)
Просмотров: 1144
+34
Голосов: 34
Нелли Александровна Бондаренко # 27 сентября 2019 в 21:52 +1
Здравствуйте! Ознакомилась с вашей публикацией. Очень много информации подробной про птиц. Познавательно и интересно. Спасибо Вам за такую публикацию.
Ирина Николаевна Кириллова # 28 сентября 2019 в 18:37 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Замечательный библиотечный урок. Содержательно и познавательно!Сама работа грамотно оформлена, прекрасно проиллюстрирована. Поставленные цели и задачи реализуются в полной мере. Ваш материал интересен не только детям, но и взрослым. Голос! Удачи и всего доброго!
Валентина Николаевна Матвиенко # 28 сентября 2019 в 21:12 +6
Ирина Владиславовна, спасибо за интересный и познавательный библиотечный урок! Глубокое содержание. Работа ярко проиллюстрирована! Успехов! Голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 29 сентября 2019 в 17:46 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Очень интересный, познавательный урок! Замечательное оформление! Творческих успехов! голос
Ирина Олеговна Леонович # 30 сентября 2019 в 10:22 +1
Здравствуйте, Инная Владиславовна! Спасибо за приглашение! Очень интересное занятие, более познавательное,много раскрыто видов птиц, много иллюстрации. Текст составлен грамотно! Дальнейших вам творческих успехов! Мой вам голос.
Ирина Викторовна Прокопенкова # 6 октября 2019 в 19:45 +1
Ирина Владиславовна, спасибо за познавательный материал. Вы прививаете интерес к миру птиц,знакомите учащихся с особенностями, красотой, богатством и неповторимостью пернатого царства. Думаю статья заинтересует многих педагогов. Творческих Вам успехов!