Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок для школьников средних классов «История русских инноваций»
Журавский Дмитрий Иванович (1821 – 1891), ученый, инженер,
один из основателей отечественной научной школы мостостроения и строительной механики
Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий.
И. В. Курчатов
Науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые идеею.
М. С. Куторга
Начнем с одной старой легенды, которую можно услышать и в наши дни. Когда императору Николаю I принесли на утверждение проект железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, император без долгих раздумий взял линейку, карандаш и прочертил на карте прямую линию – так должна пройти дорога. И лишь в одном месте карандаш наткнулся на палец императора, получился небольшой изгиб. Так железную дорогу с этим изгибом и построили. Это же не просто палец, а самого императора. Но, был ли палец и, как родилась эта легенда – об этом поговорим чуть позже….
В Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади возвышается величественный памятник императору Николаю I. Это работа прославленного архитектора Огюста Монферрана и замечательного скульптора Петра Клода. В свое время памятник считался техническим чудом – это была первая конная статуя в Европе, поставленная всего на две точки опоры (задние ноги коня).
Памятник императору Николаю I
Архитектор Огюст Монферран
Скульптор Петр Клод
Но мы расскажем о другом техническом чуде, которое тоже присутствует на памятнике, точнее, на его пьедестале. Четыре барельефа, украшающие пьедестал, рассказывают о важнейших событиях правления Николая I. Один барельеф посвящен созданию железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой в 1851 году. Барельеф называется «Открытие императором Веребьинского моста Петербург – Московской железной дороги». На барельефе изображен император в окружении свиты, высокие арки моста. А по мосту паровоз, пуская клубы дыма, тащит вагоны состава.
Барельеф
Строителем знаменитого Веребьинского моста и большинства крупных мостов Петербургской – Московской железной дороги (с 1855 года – Николаевская железная дорога) был русский инженер Д.И. Журавский.
Веребьинский мост
Дмитрий Иванович Журавский родился в 1821 году в селе Белый Колодезь Щигровского уезда Курской губернии. Учился в Петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения – одном из первых и лучших технических учебных заведений России.
В 1842 году Дмитрий Журавский окончил институт с отличием и занесением его имени на мраморную доску и в том же году был направлен в распоряжение строительной комиссии Петербург - Московской железной дороги. По тем временам это была самая длинная железная дорога в мире – 656 км, а новы вид транспорта казался чем-то небывалым, чудесным. Наверное, железнодорожники в те времена воспринимались как, спустя столетие космонавты…
Молодой инженер сначала участвовал в изыскательных работах. Глубокие познания, истинная приверженность к железнодорожному строительству привлекли к нему внимание. Дмитрию Журавскому поручили проектирование мостов. Многое пришлось делать впервые. Ведь движение по железнодорожным мостам, несмотря на большой опыт строителей, считалось опасным, аварии и крушения мостов случались не так уж редко. Так, в первой половине 19 века произошло два крупных крушения мостов – в Филадельфии и Брайтоне. Мосты восстановили, но они снова разрушились. По данным статистики, В США даже в более поздние годы - с 1878 по 1887 – произошло более 250 аварий мостов. Не лучше обстояло дело и в других странах. Но почему одни мосты стояли долгие годы, а другие разрушались?
Инженеры не сразу научились при постройке мостов учитывать все возможные нагрузки: собственный вес конструкции моста, давление воды или льда в реках, нагрузки, возникающие при движении или торможении поезда, климат и еще очень многое…
Над вопросами мостостроения работали виднейшие инженеры и механики. И честь создания первой научной теории мостостроения принадлежит молодому русскому инженеру Д.И. Журавскому. Свой опыт строительства Петербург – Московской дороги Журавский обобщил в научных трудах с многочисленными математическими выкладками и расчетами, которым знаменитый математик П.Л. Чебышев дал самую высокую оценку.
Математик П.Л. Чебышев
В современных учебниках по сопротивлению материалов известна «формула и теорема Журавского». А тогда Российская академия присудила Д.И. Журавскому Демидовскую премию.
Мы не станем погружаться в тайны расчетов и сопромата. Скажем только, что Журавский все свои теоретические расчеты проверял опытным путем. «Вычисления без контроля опыта часто уходят в область фантазии», - не раз говорил Дмитрий Иванович. И можно вспомнить его оригинальный эксперимент, наглядный пример, подтверждающий теорию. Немного технических подробностей: Журавский пришел к выводу, что нужны новые конструкции ферм моста, в которых не надо делать все детали (тяжи, раскосы и т.д.) одинаковой величины или диаметра. Детали конструкции, расположенные в середине пролета, испытывают меньшие усилия, чем расположенные около опор.
Теория сопротивления балок изгибу
Журавский изготовил небольшую модель моста. Детали – тяжи и раскосы – он заменил натянутой проволокой. А потом взял в руки смычок для скрипки. Нагрузив модель, Дмитрий Иванович стал водить смычком по проволоке.
Известно чем сильнее натянута, «нагружена» струна, тем более высокий звук она издает. И все услышали «мелодию» - проволоки вблизи опор давали высокий тон, в середине пролета – более низкий. Там нагрузка получалась меньше. Тогда еще не было специальной аппаратуры для технических измерений, но и смычок справлялся с поставленной задачей…
А теперь пришло время рассказать о тайне «императорского пальца» вспомнить барельеф на памятнике императору Николаю «Открытие Веребьинского моста».
Это был уникальный по тем временам большой и высокий мост через овраг и речку Веребью – 9 пролетов по 54 м, высота над уровнем воды – 53 м. Мост, как и большинство крупных мостов, Петербург - Московской дороги был построен по проекту Журавского. При его открытии произошел курьезный случай. Дорожный мастер, желая отличиться, «для красоты» покрасил масляной краской и рельсы. Но паровоз, буксуя на этих «масляных» рельсах, не смог преодолеть подъем на мост. Пришлось посыпать рельсы песком….
Спустя годы, при замене деревянных мостов на металлические, Веребьинский мост решили больше не использовать, а построить объезд. Так появился тот самый изгиб на прямой линии дороги, и родилась легенда о пальце императора. Надо сказать, что уже в наше время, в 2001 году был построен новый Веребьинский мост и сегодня по нему стремительно пролетают современные экспрессы.
За свою жизнь Дмитрий Иванович построил много мостов, создал первую научную теорию мостостроения.
Деревянный мост с фермами Гау-Журавского (1968 г.) на р. Моше (Арх. обл.)
По его проекту были заменены деревянные части шпиля Петропавловского собора.
Петропавловский собор
Работал Журавкин и над проектами водных каналов Мариинской системы. Дмитрий Иванович долгое время возглавлял железнодорожное дело в России как вице – президент Главного общества российских железных дорог, а с 1877 года – как директор Департамента железных дорог. При нем было проложено более 4800 км новых железнодорожных путей в различных уголках России.
Наука в жизни всем важна
Наука каждому нужна
Наука нас ведёт вперед
Даёт нам к знаниям полёт.
Давайте вместе изучать,
Книги научные читать,
Любить весь мир и всё вокруг!
Ведь жизнь - главная из наук!
Мустаева Катя
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница»
Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин
Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы»
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии