Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы»

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и, в конечном счете, здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей.
Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое – в переводе «дендрос» означает дерево, а «логос» - учение. Ученых, работающих в этой области, называют дендрологами.
Деревья – и экзотические, и растущие в нашей полосе – хорошо умеют хранить свои тайны, хотя и растут у всех на виду. До сих пор дендрологи делают удивительные открытия. Давайте вместе приобщимся, и мы к этим открытиям, и некоторые деревья, привычные для какой-то страны, покажутся нам необычными. Даже наши родные и, казалось бы, хорошо знакомые деревья могут поразить своей уникальностью и многообразием форм.
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов.Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о том, о экзотических деревьях, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе
Библиотечный урок «Деревья – живые памятники природы»

Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!
И.С. Никитин
Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В. Гете

Яблоня

На рогатинах корявых ветви грузные лежат.
Гроздья яблок нависают, как гигантский виноград…
Их весь день румянит солнце, обвевает ветерок,
И над ними сонно вьется одуревший мотылек.
А внизу скосили травы, сохнет блеск густых рядов,
И встревоженные пчелы ищут, жалуясь, цветов…
Сколько яблок! В темных листьях сквозь узлы тугих сетей
Эти – ярче помидоров, те – лимонов золотей.
Подойдешь к тяжелой ветке и, зажмуривши глаза,
Дух их радостный вдыхаешь, как хмельная стрекоза…
Посмотри! Из-под забора поросята влезли в сад –
Приманил и их, как видно, духовитый аромат:
Оглянулись вправо-влево, как бы не было беды,
И накинулись гурьбою на опавшие плоды.
Ходят ноги, ходят уши, ходят хвостики винтом,
А взволнованная кошка притаилась за кустом…
Непонятно ей и странно: разве яблоки еда?
В синем небе сонно тает белоснежная гряда.
И до самого забора, до лохматой бузины
Гроздья яблонь расцветили тень зеленой глубины.
Пахнет осенью и медом, пахнет яблочным вином.
Петушок веселым басом распевает за гумном…
Саша Черный


Вы спросите: «Ну почему. Говоря об экзотических деревьях, вдруг вспомнили о яблоне?. Да потому что всем нашим хорошо изустная яблоня является самым распространённым фруктовым деревом. Площадь всех яблоневых садов мира составляет 5 миллионов гектаров. Только представьте это - чем не экзотика? Но есть у яблоневое дерева поистине удивительные качества и своя интересная история.
Как оно выглядит, описывать не надо, и так все хорошо знают. Да и неблагодарное это занятие, ведь в мире насчитывается более 7 тысяч сортов яблонь. И с каждым годом их становится все больше – селекционеры не устают выводить все новые и новые сорта.
Есть яблони низкие, карликовые – для того чтобы было удобно собирать с них урожай. И высокие – до 12 м. А уж яблочки могут быть величиной от горошины до кулака и больше.
Родились яблони на территории нынешнего Казахстана. Его столица, город Алма-Аты, в переводе означает «отец яблок». Недалеко от города на горе Кок-Тюбе, поставили даже сделанный из мрамора памятник яблоку.
В Европу дикие яблоневые деревья попали еще во времена неолита. Об этом свидетельствуют раскопки в Швейцарии – на доисторических озерных стоянках людей были обнаружены обугленные останки яблоневых деревьев. А вот домашние яблони появились в Европе значительно позже и сразу полюбились всем. Свои рождественские елки в 16 веке украшали католики: французы и немцы.
В Киевской Руси яблоня впервые появилась в 11 веке, привезли ее из Византии. Так, в 1051 году, при Ярославе Мудром, был заложен первый яблоневый сад, позже известный как сад Киево-Печерской Лавры.
Из него яблоня, уже окультуренная, распространилась на восток и на север страны. В 14 веке под Москвой и в ее окрестностях были посажены первые фруктовые сады.
В России и в Европе яблоко появилось раньше, чем другие фрукты. С ним и сравнивали новые заморские новинки: «золотым яблоком» назвали помидор, «чертовым яблоком» - картошку, «китайскими яблоками» - апельсины, «индейскими яблоками» - лимон.
Почти все российские цари любили яблоки и яблони: например, царь Алексей Михайлович посадил их в своем поместье в селе Измайлово и трепетно следил за молодыми деревцами. Именно при нем вошли в моду моченые яблоки – их подавали на царских приемах. Царь Петр I учредил даже особую канцелярию, которая именовалась Садовой конторой: в ее обязанности входило выписывать из-за границы новые сорта яблонь. В 1696 году после взятия Азова он дал распоряжение разводить на Дону яблоневые сады – в них и до сих пор размножаются не только лучшие российские сорта, но и «чужестранные» яблони.
Трудно найти такого человека, который не любил бы яблоки. Но такие есть: например, царица Елизавета Петровна почему-то яблоки не любила и даже запрещала своим придворным употреблять их в пищу – считала кислыми….
Да, они бывают и кислыми. А еще бывает, что на одном и том же дереве плоды не одинаковы по вкусу. Почему? Оказывается, растущие в верхней части кроны яблоки содержат больше сухих веществ, больше сахаров, больше витамина С, чем в нижней. Вызревая на молодых побегах, они опять-таки оказываются вкуснее своих «собратьев» с более «солидных» по возрасту ветвей. Специалисты подметили: если посадить 100 яблонь из семян одного дерева, по вкусу они могут быть абсолютно разными.
Яблоневое дерево живет в среднем до 100 лет, но может быть и настоящим долгожителем: в 1647 году на Манхэттене была посажена яблоня, которая сохранялась до сегодняшнего дня. И плодоносит.
Садоводы знают, как трудно вырастить хотя бы одну яблоню и дождаться первого урожая. Но вот недавно узбекские биологи в горах Тянь-Шаня обнаружили целую рощу яблоневых деревьев. Плоды на всех деревьях были одинаково крупными и имели одинаковую окраску. Как так?! При тщательном исследовании оказалось, что все 600 деревьев в этой рощ выросли… из одного разветвленного корня. Прямо, как экзотический баньян.

Тайна записной книжки
Помните, как Исааку Ньютону упало на голову яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения? Впервые эту историю рассказал французский философ Вольтер в своем эссе о Ньютоне. А недавно в одном из английских журналов была опубликована статья «История Ньютоновой яблони». В ней рассказывалось об это дереве - единственной яблоне в саду Ньютона, был опубликован даже ее рисунок. Дело в том, что она погибла во время сильной грозы 1820 года. Яблоня пережила своего хозяина на 100 лет. Сделанное из ее древесины кресло хранится в одной из английских частных коллекций.
Баньян

Представьте себе: вы идете по лесу в Индии, над головой у вас шумит листва, и смыкаются ветви, вы плутаете меж стволов, а внизу, под ногами, путаются корни. И вдруг оказывается: это вовсе не лес, а одно дерево. Именно так растут тонкоствольный баньян. Это дерево – родственник нашего комнатного фикуса.


Баньян считается рекордсменом – у него самая большая крона. У этого вида фикуса образуется большие воздушные корни – они спускаются до земли и укореняются. Вырастая, эти корни становятся толстыми, похожими на настоящие стволы дерева. Если главный ствол со временем отомрет, огромная кора будет держаться на них.
В Индии, в ботаническом саду города Калькутты, растет самый «большеголовый» баньян: его крона по окружности равна 300 м, а воздушных корней у этого дерева -600. Площадь, которую занимает в парке этот «не домашний фикус», примерно 12 тысяч кв.м. но для калькуттского баньяна это не предел – он перекинул свои ветви через асфальтовое шоссе и тянется дальше.
Но баньян не один такой «большеголовый». На Сицилии на склонах вулкана Этна, растет каштан. Это дерево называют «Дерево 100 лошадей». Согласно местной легенде, королева Арагона Маргарита и 100 ее всадников укрылись под кроной этого каштана во время непогоды. В Германии липа дала название целому городу. Нейштадт ан-дер-Линде в переводе означает Нейштадт у липы. Дерево росло, когда в 1448 году заложили город. Крона у липы в окружности – 1333 метра. Чтобы она не обвалилась, жители подставили 106 каменных столбов – на каждом из них написаны имена горожан, которые участвовали в этой работе.

Тайна записной книжки

Жители северо - востока Индии давно научились выращивать... мосты. Лучше всего это получается с фикусом каучуконосным. Множество воздушных корней, которые тянутся из ствола фикуса, укладывают в выдолбленный изнутри пальмовый ствол. Его кладут поперек реки. Корни спокойно растут в пальмовом бревне, дотягиваются до противоположного берега, врастают в почву и укрепляются. Правда, такая «стройка» - дело долгое. Мост будет готов только через 10- 15 лет. Зато с годами он станет только крепче. Такие мосты бывают длиной свыше 30 м, а выдержать они могут одновременно 50 человек – без риска для жизни.

Жаботикаба


Название у этого дерева кому-то покажется отталкивающим. А уж если вы его увидите, то вам покажется, что по его стволу ползет множество огромных черных пауков. Но ничего страшного на самом деле нет: жаботикаба – это бразильское виноградное дерево, самое популярное и любимое в этой стране.
Чем же оно примечательно? А вот чем: плоды бразильского винограда не свисают гроздьями, как мы привыкли, ягоды растут прямо на стволе. Это явление, которое встречается только у тропических деревьев, ученые называют каулифлория: дерево «бережет» свои ветви от большого веса плодов. К тому же оно само заботится о размножении – птицы и летучие мыши, а также те животные, которые не могут забраться высоко по стволу, легко съедают ягоды и переносят семена «материнского дерева» на далекие расстояния.

Вечнозеленая жаботикаба, кора у него светлая, а само дерево с розовым оттенком, высотой бывает от 5 до 12 м. Она теплолюбивая и кроме Бразилии распространена в Боливии, Парагвае, Северной Аргентине, культивируют ее и на Кубе, в Панаме, Уругвае, Колумбии, Перу и Филиппинах.
Дважды в год бразильский виноград цветет. Это очень красивое зрелище: весь ствол покрыт множеством небольших пушистых белых цветов – у них 4 лепестка и 60 тычинок. бордовые или фиолетовые ягоды, похожие на крупные виноградины, появляются через 3-4 недели. их мякоть очень вкусная, а вот кожура толстая, кислая и отдает горечью. Местные жители едят жаботикабу так: надкусывают, выдавливают прямо в рот мякоть, а кожицу выбрасывают.

Тайна записной книжки

А Южной Америке и на Карибских островах есть дерево, которое прозвали «дерево пушечных ядер» за то, что плоды дерева, созрев, внезапно отрываются от ствола и со страшным грохотом падают на землю. Возле этих деревьев в парках всегда есть табличка: «Берегитесь падающих ядер». И не напрасно: каждый плод диаметром 14-25 см. он запросто может ранить человека.


Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить.
Ф. Геблер

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.
Г. Гейне


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии Библиотечный урок для учащихся 5-8 класса на тему: Третьяковская галерея
Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин | Библиотечный урок ко Дню птиц, 6 класс
Опубликовано: 2201 день назад (13 ноября 2018)
Просмотров: 2465
+44
Голосов: 44
Вера Владимировна Мухамадеева # 13 ноября 2018 в 15:53 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте. Побывала на Вашем прекрасном мероприятии, спасибо за приглашение, мне очень понравилось. С таким материалом можно надолго остаться в детской памяти и привить детям любовь к чтению, ну а в последующем может кто то лично отправится в далекую Индию попробовать плоды жаботикабы. Я бы съездила. Всех Вам благ, удачи.
Ольга Васильевна Яковлева # 13 ноября 2018 в 18:10 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! Мне очень понравился представленный Вами материал. Да, сколько на свете много удивительного и необыкновенного! Дальнейших творческих успехов! голос
Елена Юрьевна Деришева # 14 ноября 2018 в 14:06 +2
Интересный материал. Успехов. Голос.
Светлана Алексеевна Семенова # 15 ноября 2018 в 17:25 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте."Век живи - век учись!" Сколько интересной и полезной информации!!! Большое спасибо за такой уникальный материал. Примите мой ГОЛОС,
Ольга Владимировна Перковская # 15 ноября 2018 в 20:13 +3
Спасибо большое за ботанический экскурс в страну дивных деревьев. Деревья – живые памятники природы»!Вам удалось внести в материал своё информационное видение! Интересно! Здорово, что на биологическую тему говорят на библиотечном уроке. Спасибо за приглашение!
Светлана Васильевна Кулешова # 15 ноября 2018 в 22:42 +2
Очень интересно мне самой было прочесть Вашу публикацию)) Фото просто чудесны! Представляю, какой восторг был от этих чудес со всего света у ребят! Голосую от души! Спастбо Вам за творческий подход к занятию!
Ирина Николаевна Кириллова # 16 ноября 2018 в 17:39 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересные сведения о деревьях, хорошие фотографии. Вы разработали увлекательное, познавательное внеклассное мероприятие. Проделана большая подготовительная работа. С большим интересом знакомилась с информацией о каждом дереве. ГОЛОС! Удачи!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 18 ноября 2018 в 13:25 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение на замечательный библиотечный урок «Деревья – живые памятники природы». Ребята смогут узнать интересные факты об известных растениях, познакомиться с уникальными их представителями. Прекрасное дополнение - яркие иллюстрации и рубрика «Тайны записной книжки». С удовольствием голосую и желаю успеха!
Лариса Владимировна Валитова # 18 ноября 2018 в 15:29 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна. Несомненно,такого могущего своеобразия мы не сможем наблюдать нигде. Это и загадки природы, и невероятная красота! Каких только чудес не бывает! Спасибо за подобранный материал. Голос.
Валентина Петровна Чурепкина # 19 ноября 2018 в 14:24 +1
Интересный познавательный библиотечный урок «Деревья – живые памятники природы» для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе. Примите голос за работу! + 12.
Любовь Владимировна Лычангина # 2 декабря 2018 в 14:35 +1
Здравствуйте Инна Владиславовна.
Какой уникальный и интересный материал Вы представили!
Расширила свой кругозор. Благодарю и голосую!
Взяла себе в закладки. Спасибо!
Ирина Владимировна Жабина # 4 января 2019 в 13:21 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Замечательный урок с интереснейшими фактами, чудесными красочными фотографиями. Уверена, что Вам удалось увлечь и заинтересовать школьников на библиотечном уроке. Оформлена публикация грамотно. С уважением и голосом 35, И.В.