Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие в библиотеке, 5-6 класс. Инженер и металлург Павел Петрович Аносов

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «Златоустовский поэт металла»

Создатель русского булата
Аносов Павел Петрович (1797 – 1851),
инженер, ученый – металлург


…Пусть то, что знали деды — знают внуки!
Он это знанье твердо и не вдруг
Преобразил в живую плоть науки.
Ряды неровных и поспешных строк
Связались сами в строгие таблицы…
И полетел бушуевский конек,
Ему сегодня так легко летится…


Ореолом чудесных легенд и волнующих воображение тайн окутана история удивительного металла – булата. И тайнами этим не одно тысячелетие. Известные мастера Индии и Персии, других стран Азии издавна выковывали чудесные мечи, которые с легкостью могли перерубить железные доспехи воина или на ленту тонкий шелковый платок.
Наши предки тоже были знакомы с булатом, о нем упоминается в «Слове о полку Игореве» - памятнике литературы Древней Руси.
Многие пытались раскрыть тайну булата, выплавить и выковать такую сталь. И вот в 30-х годах 19 века тайну булата удалось открыть русскому инженеру и металлургу Павлу Петровичу Аносову.
Он родился в Санкт-Петербурге в 1797 году. Рано оставшись без родителей, мальчик воспитывался в семье деда, знатока горного дела, служившего механиком на Камско - Воткинских заводах.

Дом, в котором жил П. П. Аносов. Ныне здесь находится краеведческий музей

Продолжая семейную традицию, юный Павел Аносов в 13 лет перешагнул порог Горного кадетского корпуса (ныне Санкт-Петербургский горный университет).

Здание Ленинградского горного института (бывшего Горного кадетского корпуса), построенного архитектором А. Н. Воронихиным

Это здание с рядом белых колонн, со скульптурами античных героев у входа и сегодня возвышается на одной из набережных Васильевского острова нашей Северной столицы. Воспитанники Горного кадетского корпуса получали хорошее образование: они изучали математику, химию, физику, минералогию.
Во внутреннем дворе был устроен настоящий «рудник» - с подземными ходами и выработками. Обязательными являлись посещения музеев, театров, уроки танцев. Размещался в корпусе и прекрасный минералогический музей. Именно там Павел Аносов впервые увидел булатные клинки с чудесными узорами. Нередко всё свободное время он проводил у витрины, где мерцала булатная сталь старинного оружия. Неужели тайна булата так и не будет раскрыта?
однажды ночью, украдкой, Павел пришел со свечей еще раз полюбоваться булатом, помечтать. Опустился в кресло… и заснул. Разбудил его инспектор, отвел к директору корпуса А.Ф. Дерябкину и потребовал серьезно наказать нарушителя порядка. Но директор сказал: «Мы не станем наказывать юношу. Он увлечен вопросом, решение которого сделало бы нашей стране честь». Эти слова оказались пророческими.
Аносов с отличием окончил Горный кадетский корпус и получил назначение на Златоустовский казенный завод – это один из старейших чугунолитейных заводов в России, основанный при Петре I. На заводе кроме различного оружия де6лали и мирную продукцию – гири, наковальни, сковороды. Недаром в те времена говорили, что вся Россия печет блины на уральском чугуне. Аносов работал много, с увлечением. Вскоре его назначили смотрителем, а потом и управляющим Оружейной фабрикой.
Можно долго перечислять все заслуги Павла Петровича: он проводит изыскания месторождения золота и железных руд, занимается совершенствованием добычи и обработки металлов, впервые использует паровые машины на приисках, проектирует и строит печи для получения литой стали, но новому методу. Литая сталь, выплавленная по способу Аносовым, отличалась высоким качеством. Теперь не надо было покупать дорогую английскую сталь. Уже к 1830 году на Златоустовском заводе выплавили около 2 тысяч пудов такой стали, а Уже к 1830 году на Златоустовском заводе выплавили около 2 тысяч пудов такой стали, а в 1836 году впервые в истории артиллерии изготовили 35-пудову стальную пушку.

В своих исследованиях Аносов применяет микроскоп. Он первым заглянул в потаенный, скрытый от глаз мир металлов.

Коленчатый узор булата (увеличение в 3,5 раза)

Коленчатый узор булата (макроструктура)

Узоры булата (увеличенная макроструктура)

Свой первый микроскоп Павел Петрович купил после окончания Горного кадетского корпуса, на деньги, полагающиеся выпускникам, награжденным Большой золотой медалью, «для обзаведения». И теперь настала пора бесчисленных экспериментов, исследований…. И не на глазок, а в соответствии с расчетами. Так металлургия, ранее основанная на опыте отдельных мастеров, превращалась в точную науку.
Как вы думаете, есть ли связь между сталью и глиняным горшком? Есть, и самая прямая! Правда, горшок этот особый – специальный и жаропрочный, в нем варится не суп, а плавится металл. Называется такой горшок «тигель», а во времена Амосова – «плавильный горшок». Но для приготовления стали требовалось особо жарочные тигли. Их покупали за границей, в Германии, за очень большую цену – 25 рублей золотом.
Амосов писал, что «иностранные горшки, особенно в столь отдаленном месте, как Злотоуст, были бы очень дороги для стального производства, и не заменив их своими, успех был бы безнадежен». Аносов раскрывает тайну «иностранных горшков» - все дело в глине. Точнее, в добавлении графита, из которого делают грифели для карандашей.
После ряда исследований ученый сумел изготовить особо жарочные тигли из местной глины с добавлением графита (его залежи найдены на Урале, на берегу озера Большой Еланчик. Место добычи и сегодня назван «Карандашные ямы»). Цена такого тигля – всего 40-50 копеек.
Павел Петрович мечтал раскрыть тайну булата. Он понимал всю сложность осуществления мечты и сравнивал это с океаном, «который надлежало переплывать многие годы, не приставая к берегу и подвергаясь различным случайностям». Более 10 лет посвятил Аносов изучению образцов булата, его удивительных свойств, проводил сотни опытов, проник в тайну химического состава булата, плавил железо с различными добавками. И после долгих лет поиска получил сталь с повышенным содержанием углерода и ни в чем не уступающую прославленным булатам.
Ученые выявили связь узоров с его внутренним строением и качеством. Важен и сам процесс получения булатной стали. «Совершенство булатов, кроме состава зависит еще и от огнеупорности тиглей и стен самой печи…, - писал Аносов,». Необходимы также лучший уголь, лучшее железо, чистый самородный графит, кварц, сильнейший жар во время плавки, медленное охлаждение и наименьшее нагревание при ковке булата…. Научные выводы Павла Петровича легли в основу науки о качественных сталях.

Аносов ввел новое название – «русский булат». Изделия из русского булата на международных выставках стали настоящей сенсацией. В 1851 году на выставке в Лондоне толпы посетителей стояли у стенда, где были представлены аносовские булатные клинки.

Булатный меч Аносова

По воспоминаниям помощника Павла Петровича, известного матера из Златоуста Николая Ивановича Швецова, англичане решили испытать крепость русского булата.

Выдающийся мастер булатной стали Павел Николаевич Швецов

И рубили русским клинком по английскому. В результате на английском клинке появились внушительные, глубокие зазубрины, а на «русском булате» Аносова – едва заметные пятнышки. Англичане гнули русский булатный клинок в дугу, и он потом выпрямлялся без малейшей деформации.
В 1847 году Аносова назначают начальником Алтайских заводов. В начале 1851 года в Сибири ожидали приезд большого начальства. Во время снежного бурана возок перевернулся, несколько часов Аносов провел в снежном плену, простудился. Последовала тяжелая болезнь, и 13 мая 1851 года в Омске Аносов скончался.
В своей книге «О булатах» Аносов писал: «Оканчиваю сочинение надеждою, что наши воины скоро вооружатся булатными мечами, земледельцы наши будут обрабатывать землю орудиями булатными, наши ремесленники выделывать свои изделия булатными инструментами».

Аносов жив в сердцах людей Урала.
Его земля уральская питала
И все связала с именем его:
И голубую дымчатость металла,
И раскалённой стали торжество…


Памятник Павлу Петровичу Аносову

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Внеклассное мероприятие в библиотеке, 5-6 класс. Тема «История русских инноваций» | Беседа в библиотеке о природе для учащихся 5-6 класса «Удивительный и загадочный мир природы»
Опубликовано: 1865 дней назад (28 сентября 2019)
Просмотров: 1003
+44
Голосов: 44
Елена Васильевна Бычкова # 28 сентября 2019 в 23:22 +3
Уважаемая Инна Владимировна, огромное Вам спасибо за публикацию! Воистину говорят "Век живи - век учись!" не зря. Много лет была связана с историей России, а вот о П. П. Аносове знала крайне мало... Мой ГОЛОС Вам!
Елена Васильевна Бычкова # 29 сентября 2019 в 00:04 +2
Инна Владиславовна,извините за неправильное написание Вашего отчества zst
Нелли Александровна Бондаренко # 29 сентября 2019 в 00:49 +3
Уважаемая Инна Владиславовна, замечательная публикация, много нового узнала для себя. Спасибо Вам. примите голос и от меня.
Ольга Васильевна Яковлева # 29 сентября 2019 в 17:49 +3
Очень интересно, Очень много нового узнала! Большое спасибо! голос
Наталия Валерьевна Кондукторова # 30 сентября 2019 в 08:58 +3
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на внеклассное мероприятие в библиотеке для школьников 5-6 классов на тему "Инженер и металлург Павел Петрович Аносов". С большим интересом познакомилась с представленным Вами материалом. Ваша публикация позволяет читателям попасть в мир самых разнообразных вещей и техники и великих людей. Голос + 1 за актуальный, увлекательный материал.
Тамара Анатольевна Коледа # 2 октября 2019 в 11:29 +3
ГОЛОС!
Валентина Николаевна Матвиенко # 2 октября 2019 в 21:49 +10
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно..." Это слова великого Александра Сергеевич Пушкина! Инна Владиславовна, библиотечный урок замечательный! Молодое поколение должно знать великие имена русского народа, гордиться и восхищаться их делами во славу и процветание Отечества. Представленный материал позволяет реализовать поставленные Вами цель и задачи. Спасибо! Творческого вдохновения! ГОЛОС!!!
Вера Анатольевна Варенцова # 2 октября 2019 в 23:51 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Отличная публикация! Как всегда, всё строго по плану, интересно и познавательно. Вы мастер по увлекательным библиотечным урокам. Для себя взяла много нового. Материал представлен по силам заявленной аудитории слушателей, патриотичен и доступен. Желаю Вам успехов и голосую.
Валентина Петровна Чурепкина # 3 октября 2019 в 16:22 +3
Интересно представлена информация об инженере и металлурге Павле Петровиче Аносове. Отличный материал для формирования общекультурной компетентности учащихся и взрослых через восприятие литературы. Замечательные архивные фотоматериалы. Голосую + 10. С уважением, В.П.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 4 октября 2019 в 17:35 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение на замечательный библиотечный урок «Златоустовский поэт металла». Думаю, ребятам было очень интересно узнать о человеке, воплотившем в реальность свои самые смелые мечты. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Елена Ивановна Каменева # 8 октября 2019 в 05:54 +2
Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на замечательный библиотечный урок «Златоустовский поэт металла». Очень интересно, познавательно. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Елена Владимировна Ботандаева # 9 октября 2019 в 05:50 +1
Инна Владиславовна! ваши уроки позновательны, интересны, красочны иллюстрациями. Безусловно мой голос вам joke
Март # 13 октября 2019 в 19:04 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Очень порадовал материал об Аносове. Я был в Златоусте, видел памятник Аносову, побывали в музеях. Все это навсегда запомнилось, я знаю, то о чем с интересом читал в детстве, в той или иной форме реализуется со временем. Пусть ваши библиотечные уроки для детей откроют дверцу в мечту. Всего доброго.
Вера Валерьевна Ляпина # 18 октября 2019 в 06:11 +2
Интересный познавательный материал, хорошо оформлен, соответствует заявленному возрасту. Голос
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 21 октября 2019 в 17:41 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
На Ваших занятиях наверняка затихает шумная толпа ребятни, чтобы услышать интереснейший материал о великих людях земли русской! Спасибо Вам за публикации и то, что ведаете миру о великих людях, внёсших вклад в развитие науки и техники! Голос!