Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательная беседа в библиотеке, 4 класс. Подводный мир

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Океаны, моря – обитатели множества самых невероятных тайн. Бездонные глубины и гигантские течения, огромные водовороты и ужасные монстры пучин, необычные и загадочные явления – все это таят в себе океанские и морские просторы. Человек еще только начал настоящее изучение гидрокосмоса. Океаны и моря бесконечны, как сама Вселенная, а потому невероятно интересен для тех, кто любит познавать неизвестность и приключения. Наверное, нет такого мальчишки или девчонки, которые не хотели, бы прикоснуться к великим тайнам океана. Итак, вперед за ответами на самые большие тайны морей и океанов…
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 4 - 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах о океанах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг об океанах, и их обитателях
Библиотечный урок, 4-6 класс. Тема "Открываем тайны моря"

Любит чистую он воду
И хорошую погоду.
Перед штормом уползает,
Место глубже выбирает.
Среди скал он тело скроет,
В камни сам себя зароет
И спокойно отдыхает,
Бурю так пережидает
Только море затихает,
Ёжик снова выползает.
Медленно передвигаясь,
Чистит камни он, питаясь.
Маленький его роточек,
Словно фрезерный станочек.
Челюсти он выдвигает,
Ртом в ракушки проникает.
Лакомства так добывает.
Дырки всюду оставляет.
В море ты пойдёшь купаться,
Его можешь не бояться.
е забудь о том, что колкий,
Яд содержится в иголках.
Кто случайно наступает,
Ранка долго заживает…


Морские ежи и звезды

Морская звезда

С этими обитателями коралловых рифов и атоллов человек знаком давно. Еще в Древней Греции и Древнем Риме Офиуры охотно употребляли в пищу, вылавливая их на мелководьях Средиземного моря. Уже тогда считалось, что свежая или сваренная икра их улучшает общее самочувствие, повышает физическую и умственную работоспособность. А в честь великого древнегреческого ученого Аристотеля был назван особый орган морских ежей – «аристотелев фонарь» - ротовой жевательный аппарат. Аристотель впервые описал детали этого удивительного приспособления, с помощью которого морские ежи способны прогнозировать пещеры и иные убежища в кораллах и более твердых донных породах, даже в граните.

Морская звезда

Морская звезда

Морская звезда

Ежи и звезды относятся к двум разным классам одного типа – Иглокожих. Представители этого обширного типа – морские животные, обладающие в большинстве своем радиально-лучевой симметрией тела. Что это означает? Ничего сложного: у ежей от центра разбегаются в разные стороны шипы и колючки, а у звезд – «ноги», лучи. Встречаются, однако, морские ежи вовсе без колючек, но есть и настоящие «дикобразы морей» - с иглами до 30 сантиметров в длину. Впрочем, сразу нужно сказать, что большая группа морских ежей учеными подразделяется (по форме тела) на правильных и неправильных. Первые построены природой по строгой радикальной пятилучевой симметрии. А вот у неправильных ежей тело не сферическое, а упрощенное, и имеет хорошо различимые передний и задний концы. Морские звезды бывают с тремя, четырьмя, пятью и шестью лучами. Самые распространенные и многочисленные виды – пятилучевые. Всего в мире известно более 1500 видов этих созданий.

Морской еж

Морской еж

Морской еж

Морской еж

И ежи, и звезды – малоподвижные животные, питающиеся остатками, найденными на дне. Они и хищничают вполне уверенно: ежи способны ловить на обед мелких морских звезд и даже других ежей, а звезды – «откусывать» кусочки от коралловых полипов. Звезды славятся своей способностью к регенерации. У некоторых видов даже отдельный оторванный луч может развиться в новый молодой организм. Для звезды просто разделиться напополам – самый легкий способ размножения.
Есть у этих животных и враги. Так, на ежей любят охотиться каланы – морские выдры. А молодыми звездами не прочь закусить крупные рыбы, тюлени и хищные морские птицы.

Морские лилии и офиуры

Морская лилия

Вот уж кто совсем не похож на животных, так это морские лилии. С виду – настоящие роскошные растения. Тем не менее, это представители опять же типа Иглокожих, родственники морских еже и звезд. А офиур вообще некоторые исследователи объединяют с морскими звездами: уж очень они схожи.
И лилии, и офиуры – донные животные, которых мы найдем на любых коралловых рифах. И очень древние: их предки вовсю властвовали в морях ордовика (палеозойская эра, свыше 400 миллионов лет назад). До наших дней они дожили почти без изменений. Интересно, что окаменевшие членики древних лилий (похожие на зубчатые шестеренки) находившие их в донных отложениях на месте древних морей люди причисляли то к «четкам древних священников», а то и к деталям инопланетных кораблей – настолько необычно и таинственно они смотрелись.

Морская лилия

Морская лилия

Морская лилия

Морская лилия

Морская лилия

Морская лилия

Лилии делятся на стебельчатых и бесстебельчатых. Как и у большинства иглокожих, тело их подчинено законам пятилучевой симметрии. То есть они имеют пять «рук», однако основные руки-перья могут ветвиться и выращивать, таким образом, дополнительное «оперенье», отчего лилия смотрится весьма пышно. Рот у этих созданий обращен вверх (он находится между «руками»). Туда перья гонят пищевые частицы – планктон и отмершие мельчайшие организмы. Стебельчатые лилии сидят неподвижно, а их бесстебельчатые собратья могут медленно путешествовать по дну или по кораллу и даже всплывать за счет движения «рук».

Морские офиуры

Морские офиуры

Морские офиуры

Морские офиуры

Офиуры передвигаются при помощи своих подвижных длинных лучей, образуя иногда весьма обширные колонии. Другое название офиур – змеехвостки, так как длинные извивающиеся лучи – «руки» их напоминают змей. Так же как морские звезды, они умеют восстанавливать утерянные части тела. Некоторые офиуры светятся в темноте.
Офиур охотно пожирают многие рыбы, поэтому те ловко прячутся, зарываясь в песок или забираясь в щели между кораллов. Сами они питаются, фильтруя воду и собирая, таким образом, планктон и мертвую органику, но также хищничают, вылавливая мелких медуз, червей и рачков.
Всего офиур известно около двух тысяч видов, и многие из них ярко и пестро окрашены, что также позволяет им остаться незаметными для врагов среди цветистого кораллового царства.

Бисса

Вот плывут в открытом море.
Славно здесь им на просторе
Можно и на дно спуститься,
Травкой вкусно подкрепиться.
Есть надёжная защита,
Тело панцирем закрыто.
Из щиточков образован,
Меж собой не состыкован,
Прочность что даёт большую,
Силу выдержит любую.
Но втянуть в него не может
Голову и ласты тоже.
В море дни свои проводит
И на сушу не выходит.
Время кладки наступает,
Вот тогда и выползает.
Пляж находит одинокий,
Чтоб песочек был глубокий.
Вот уж яйца закопала,
Тщательно утрамбовала,
К морю синему плетётся
И сюда уж не вернётся.
Пара месяцев проходит,
Новый выводок выходит.
Очень много малышей.
Все бегут к воде скорей.
Здесь опасность поджидает,
Так как хищники съедают.
Жар песка вокруг струится.
Им нельзя остановиться.
Кто на спинку завалился,
Кто силёнок уж лишился
Путь уже не одолеют
И к воде не все успеют.
Кто до моря добегает,
Те в волну, скорей, ныряют.
Вновь нельзя им расслабляться,
Хищникам легко достаться:
Независимо от веса,
Все хотят деликатеса.
Нужно быстро черепашкам
В траве спрятаться, бедняжкам.
Травка будет их питать
И от взоров закрывать.
Панцирь только крепок станет.
Даль морская их поманит.
Мореходок интересных
Ждёт простор глубин чудесных


Бисса – это большая морская черепаха. Трудно представить себе тропический коралловый риф без этого неуклюжего и одновременно грациозного существа. Словно дирижабль или вертолет, парит черепаха над кораллами, мерно взмахивая длинными ластами-плавниками. Туристы и дайверы, посещающие коралловые острова и рифы, любят этих безобидных увальней и при первой же возможности катаются на них и даже кормят с рук. Биссы нередко весьма доверчивы. Особенно там, где люди встречаются им и не причиняют вреда.


Биссы любят лакомиться водорослями, разнообразными моллюсками, ракообразными. Способны они поймать и рыбу, так как нередко развивают приличную скорость и отличаются большой ловкостью движений. Однако главное лакомство этих черепах – морские губки, в изобилии растущие на коралловых рифах. Считается, что человек может отравиться мясом бисс именно потому, что те в огромных количествах поедают губок. А в губках накапливается много токсинов – вредных химических веществ.
С другой стороны, черепахи спасают кораллы от нашествий губок. Ведь те могут существенно вредить коралловым полипам. Вот как все сложно и хрупко в экосистемах коралловых островов.
Всего в мире сейчас обитает шесть видов морских черепах. Бисса среди них – не самый крупный вид (например, зеленая, или суповая, черепаха больше ее по размерам и весу). Но некоторые особи вырастают до метра в длину и набирают вес в 55 килограммов. У таких «бронированных монстров» в природе мало врагов, разве что крупная акула способна раскусить панцирь черепахи. А вот у их беспомощного потомства, появляющегося на свет на песчаных пляжах, опасностей предостаточно. Яйца черепах выкапывают еноты, лисы, койоты, вараны, хищные птицы и, конечно же, человек. Ведь содержимое черепашьих яиц вкусно и питательно. Еще больше хищников, как на суше, так и в море, поджидает маленьких черепашат.
Морские черепахи – настоящие долгожители. Известно, что они способны дожить до 80 и более лет. Взрослой самка биссы становится в 30 лет и за свою жизнь откладывает ежегодно по тысяче с лишним яиц. Однако, несмотря на такую высокую плодовитость, угроза исчезновения этих уязвимых существ с Земли не уменьшается.

Мурена

Эти странные и страшные рыбы были хорошо известны еще жителям Древнего Рима. Там мурен держали в садах и даже, говорят, умели приручать. История доносит до нас сведения о некоем Крассе, который призывал свистом знакомую мурену – и та приплывала на предлагаемое из рук угощение. Это говорит о том, что мурены наделены определенным интеллектом.
Однако большинству людей они кажутся злобными монстрами из морских глубин, зубастыми, ядовитыми и вероломными. Моряки издревле суеверно боятся их, считая змеями (или, по крайней мере, змееподобными существами).

Действительно, тело мурены похоже на змеиное: так рыбе легче проникать в трещины между кораллами и находить там укромные убежища. А вот насчет ядовитости – тут вранье. Ученые не нашли у мурен ядовитых желез. Укусы этих зубастиков опасны потому, что во рту хищников всегда размножается множество бактерий. Именно они и заражают раны, оставшиеся от муреньих зубов, и затем наступает сепсис (заражение крови). Известно, что укусы мурен действительно долго гноятся и с трудом заживают.


И все же нужно сказать, что злобность мурены преувеличена. Агрессивный нрав проявляется у этих крупных и сильных рыб только тогда, когда их неосторожно хватают руками, пытаются вытащить из расщелин – убежищ или снимают с рыболовного крючка. Нередки случаи, когда мурены мирно плавали вместе с аквалангистами, выказывая дружелюбие и спокойный характер. Главное, чтобы люди относились к ним по-доброму.
В длину самые крупные виды мурен достигают почти четырех метров и веса в полсотню килограммов. С такой великаншей далеко не каждый хищник совладает. Поэтому у взрослых мурен практически нет на рифах врагов. Сами мурены – ночные хищники. Выбираясь из своих убежищ, они ловят среди кораллов рыб, осьминогов, каракатиц и ракообразных. Всего в морях нашей планеты ученые насчитывают свыше 200 видов этих рыб. Родственниками мурен являются другие «змееобразные» рыбы – угри.
Интересно, что у мурен есть маленькие спутники, которых они нежно любят и никогда не обижают. Речь идет о креветках-чистильщиках и мелких рыбках-губанах. Эти санитары постоянно чистят свирепым хищникам зубы и рот.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок на экологическую тему для учащихся 4-6 классов Библиотечный урок для младших школьников «Добрый мир любимых книг» Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость» Библиотечный урок для учащихся 4-6 класса «Окружающий мир»
Беседа про рыб для школьников 4 класса | Мероприятие ко Дню птиц в библиотеке, 6 класс
Опубликовано: 1884 дня назад (26 сентября 2019)
Просмотров: 2461
+43
Голосов: 43
Ольга Васильевна Яковлева # 26 сентября 2019 в 14:52 +8
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень интересный библиотечный урок, который знакомит обучающихся с подводным миром, Вы опубликовали. Удивительные, красивые фото помогают лучше осмыслить материал. Отличное оформление! Дальнейших творческих успехов! голос
Елена Дмитриевна Шадрина # 27 сентября 2019 в 15:11 +5
Добрый день, Инна Владиславовна!Беседа про подводный мир, познавательна. Вами все написано грамотно, подробно, представлены яркие, красочные картинки. Цель и задачи в процессе беседы реализованы.Вами выбрана удачная тема.
Творческих Вам успехов! Примите голос!
Вера Владимировна Мухамадеева # 27 сентября 2019 в 17:18 +8
Здравствуйте, Инна Владиславовна, большое спасибо за приглашение на познавательную беседу в библиотеке "Подводный мир". Такая красота, очень интересный материал. Я даже и не скажу что интереснее: текст или фото - все одинаково завораживает. Вам всего доброго, желаю всего доброго.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 28 сентября 2019 в 11:16 +7
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение ознакомиться с познавательной беседой в библиотеке «Подводный мир». Увлекательно! Красиво! А тематическая выставка книг будет способствовать развитию интереса учащихся к волшебному миру морей и океанов. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Ирина Николаевна Кириллова # 28 сентября 2019 в 18:50 +6
Добрый вечер, Инна Владиславовна! С удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком! Интересная и познавательная информация об обитателях морских глубин, доступно изложена. Работа качественно проиллюстрирована. Спасибо. Всего доброго. Голос!
Валентина Николаевна Матвиенко # 28 сентября 2019 в 21:20 +11
С удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком "Подводный мир"! Много интересной и познавательной информации.Работа грамотно оформлена, ярко и качественно проиллюстрирована. Творческих успехов! Голос!
Елена Викторовна Багрова # 29 сентября 2019 в 07:35 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С удовольствием посетила библиотечный урок, на котором Вы знакомите учащихся с разнообразием "Подводного мира".
Завораживающее зрелище. Очень интересно, познавательно и ярко.
Благодарю за подаренные эмоции. Голос. Успехов!
С уважением!!!
Елена Александровна Шашенко # 29 сентября 2019 в 10:39 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение
Ознакомиться с познавательной беседой в библиотеке «Подводный мир».
Увлекательно! Красиво!
А тематическая выставка книг будет способствовать развитию интереса учащихся к волшебному миру морей и океанов.
С удовольствием голосую и желаю успеха!
Елена Васильевна Бычкова # 29 сентября 2019 в 13:40 +4
Боже мой, какая сказочная красота!!! - первое, что хочется воскликнуть, глядя на эти фото. Инна Владиславовна, Вы занимаетесь не только просвещением детей, но и решаете задачу профориентации учеников. Велика вероятность, что кто-то из них сделает изучение этого мира своей профессией. Нужная, важная работа - работа по просвещению подрастающего поколения! ГОЛОСУЮ "ЗА"!
Татьяна Анатольевна Потапова # 29 сентября 2019 в 15:51 +5
Здравствуйте. Спасибо за приглашение. очень зрелищный материал!! Думаю детям понравится!С дополненным материалом, очень хорошо!
Ольга Владимировна Перковская # 1 октября 2019 в 21:02 +3
Замечательно, что кроме учителя биологии другие педагоги развивают интерес к обитателям водной стихии. Красочные иллюстрации и профессиональный материал.
Спасибо большое.
Марина Дмитриевна Солодова # 3 октября 2019 в 12:29 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень познавательный и увлекательный урок, который знакомит ребят с подводным миром, Вы опубликовали. Удивительные, красивые фото помогают лучше запомнить материал. Отличное оформление! Непременно голос за такой материал!
Снежана Анатольевна Колесникова # 5 октября 2019 в 16:59 +2
Очень интересный и красочный материал! Никогда не слышала о морских лилиях. Они великолепны!
Детям будет очень интересно на таком уроке. Можно добавить и небольшие видеосюжеты. Например про черепаху или мурену.
Примите голос +
Елена Владимировна Ботандаева # 9 октября 2019 в 06:03 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна! С удовольствием посещаю ваши библиотечные уроки. Они всегда красочны, интересны. Мой голос вам