Православный библиотечный урок «Слово о Русской земле»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – учитель Основ православной культуры, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы ст. Тацинская Ростовская область
Описание материала: У нашей страны долгая и интересная история, в ней чередуются счастливые и нерадостные страницы. В мирные времена народы, населяющие Россию, строили города и собирали урожаи, в лихие – сражались с врагами.
Все мы живущие в нашей великой стране, тоже открываем ее для себя. Начинаются эти открытия с детства и не кончаются никогда, настолько многогранна и необъятна Россия. И вам дорогие ребята, тоже предстоит этот долгий путь открытий нашей Родины…
Предлагаю Вам Православный библиотечный урок «Слово о Русской земле», для учащихся 4 – 5 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие энциклопедической литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об истории, откуда пошла русская земля…
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедической, духовной, художественной, литературе.
Оборудование: Выставка книг по истории.
Православный библиотечный урок «Слово о Русской земле»
«История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя».
Ярослав Смеляков
О событиях, происходивших на территории нашей страны в древние времена, можно узнать из первой известной ученым русской летописи, составленной в начале 12 века.
Нашими предками были славянские племена, которые назывались по – разному. Самые северные из них – это ильменские славяне, обосновавшиеся в 6 – 10 веках по берегам озера Ильмень и окрестных рек. Центром для этих славян стал город Новгород.
Славяне, поселившиеся на Днепре и в 6 – 12 веках основавшие город Киев, именовались полянами. К северо – западу от полян селились древляне, названные так, потому что жили в густых лесах. Кроме того, были славянские племена северяне, вятичи, кривичи, радимичи и другие. Каждое из племен имело свои обычаи и законы. Древние славяне занимались земледелием, но нередко отправлялись в военные походы против Византии или соседей – славян. Однако и сами славяне часто подвергались вражеским нападениям. С юга совершали набеги воинственные хазары, с севера приходили за данью скандинавские воины – викинги, которых славяне называли варягами.
Успешно противостоять врагам могло только сильное единое государство, но оно появилось у славян лишь в 9 веке. Древнейшая русская летопись рассказывает среди прочего о событиях, случившихся «в лето 6370». Если перевести дату «от сотворения мира» на современный календарь, это 862 год. Тогда жители северных русских земель, несмотря на то что частенько выплачивали дань воинам – викингам, решили пригласить на княжение кого – нибудь из предводителей «варягов», способных твердой рукой навести порядок и этим прекратить междоусобицы. На такое предложение, рассказывает Нестор, откликнулись «варяжские» вожди Рюрик, севший на княжеский престол в Новгороде, и его братья Синеус и Трувор. Первый из них стал князем в Белоозере, а другой в Изборске.
Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и с тех пор Рюрик был единоличным князем. Вскоре два варяжских воина из рюриковой дружины – братья Аскольд и Дир – отправились в поход в Византию, но по пути захватили основанный полянами Киев и решили там остаться, объявив город своим владением. Рюрик умер в 879 году, а поскольку его сын Игорь был еще мал, правителем в Новгороде стал родственник князя – варяга Олег. При нем и произошли последующие важнейшие для русского государства события.
В 882 году Олег отправился с дружиной в поход, чтобы завоевать Киев для Новгорода. По пути он завладел еще несколькими городами. Захватив Киев, Олег объявил его новой столицей, объединив под своей властью и южные славянские земли, и северные. Поэтому 882 год считается датой основания Древнерусского государства – Киевской Руси.
Олег правил в Киеве 30 лет и за удачи в военных походах был прозван Вещим, то есть всеведущим чародеем. А после его смерти в 912 году на княжеский киевский престол вступил сын Рюрика Игорь. Все русские князья, потомки Игоря, именовались Рюриковичами. Были ими и московские великие князья, а потом цари. Последним Рюриковичем на русскм престоле был царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, но это уже самый конец 16 века.
Летопись Нестора рассказывает, что киевский князь Игорь совершил два похода к Царьграду, как в Древней Руси называли столицу Византии Константинополь, воевал с объявившимся новым грозным врагом – кочевниками – печенегами и со славянами – древлянами, не желавшими признавать власть Киева. Он заставил древлян платить лань, но однажды, когда Игорь приехал за ней, те убили князя. Это случилось в 945 году. За смерть Игоря древлянам жестоко отомстила жена князя Ольга. Сын Игоря и Ольги Святослав прославился своими военными походами и погиб в одной из схваток с печенегами.
В 11 веке Киевская Русь уже была одним из крупнейших государств Европы, простираясь от Черного моря до Балтийского. Расцвет Руси начался при князе Владимире, одном из сыновей Святослава.
В один из дней конца лета 988 года князь Владимир Святославович повелел всем жителям Киева собраться на берегу Днепра. Под молитвы приехавших из Византии священников люди стали входить в воду. Так летописец Нестор рассказывает о крещении Руси – принятии христианской веры. Однако идеи христианской религии, которую уже несколько веков исповедовала почти вся Европа, были известны в Киевской Руси и до 988 года. Чтобы совершить обряд крещения, княгиня Ольга, бабушка Владимира, около 955 года ездила в Константинополь. Бывали в столице Византии и другие русичи, рассказывавшие потом, как сказочно красивы там церкви и как торжественно проходят в них богослужения. Некоторые, подобно княгине Ольге, тоже становились христианами, в то время как вся остальная Киевская Русь продолжала оставаться языческой, поклоняясь деревянным идолам богов во главе с Перуном.
Крещение Руси было проведено князем Владимиром не только потому, что христиан в его землях становилось все больше, но и с вполне определенными политическими целями. Христианская религия призвана была придать Древней Руси больше веса среди европейских стран. Вместе с тем летопись рассказывает, что князь владимир не сразу решился на такой шаг, взвешивая разные варианты. Он выслушивал рассказы хазарских послов, послов из восточных стран и Рима. Хазары исповедовали иудаизм, восточные страны – ислам. Рим был христианским, но римская и византийская церкви все больше расходились, хотя официальное разделение на западную католическую и восточную православную церкви произошло только в 1054 году, уже после крещения.
О светло светлая и красно украшенная земля Руская!
Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными...
...Всего ты исполнена, земля Русская!..Это интересно:
Древнерусское слово «лето» означает – «год», поэтому труды первых русских историков называются летописями. Из «лета» в «лето» в монастырях или при княжеских дворах летописцы вели записи о важных событиях. Древнейшая из летописей, известных ученым, была написана в начале 12 века монахом Печерского монастыря в Киеве Нестором. По счастью, Нестор рассказывал не только о событиях своего времени, но и собирал сведения о том, как жили славяне до образования первого Русского государства и что происходило в первые века его существования. Начинается повествование на древнерусском языке так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля».
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок в 5 классе
Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов
Православный библиотечный урок. Конспект для 6 - 7 классов
Православный библиотечный урок "Русь моя, православная!", 6-7 класс