Библиотечный урок «Энциклопедия – копилка знаний»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам об энциклопедиях. Вот уже многие сотни лет энциклопедии и словари верно служат людям, помогая им понять, «кто есть кто» в этом мире, как произносится и что значит то или иное слово, чем отличается электрон от позитрона, как сделана космическая ракета… Предлагаю вам библиотечный урок «Что такое энциклопедия» об энциклопедиях. Материалом для составления библиотечного урока послужили словари, справочники. Библиотечный урок для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие справочной литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о словарях, справочниках. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к справочной литературе.
Оборудование: Выставка энциклопедий.
Библиотечный урок «Энциклопедия – копилка знаний»
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр…
Что такое энциклопедия?
Энциклопедия – это книга, из которой можно узнать про все на свете. Так ответит на вопрос, вынесенный в заглавие, любой читатель, и он будет прав. Энциклопедия призвана объяснить нам то, чего мы не знаем, и уточнить то, о чем имеем весьма смутное представление. Энциклопедии бывают разные, но задачи у них одни: объяснить, научить, показать, рассказать… Цель любой энциклопедии – собрать знания, разбросанные по свету, содержащиеся в разных книгах, исследованиях. Систематизировать их, проверить сообщаемые сведения, указать источник получения информации и – подарить этот толстый том (или много томов) людям.
Само слово «энциклопедия» в переводе с греческого означает «обучение по всему кругу знаний». Круг обозначенных тем и предметов может быть и шире, когда мы берём в руки универсальную энциклопедию, и уже, когда перед нами энциклопедия, посвящённая какой – либо науке («Горная энциклопедия»),
или республике («Башкирская энциклопедия»),
городу («Энциклопедия «Москва»),
или предназначенная для определенной категории читателей, как например, 12 – томная «Детская энциклопедия».
В большинстве энциклопедий построение материала, как и в уже знакомых нам словарях, подчинено алфавитному признаку: сначала все предметы и явления на букву «А», потом на букву «Б» и так далее. А вот в Средние века статьи в энциклопедических справочниках располагались по темам. А не по алфавиту.
Мы должны признать, что в старину энциклопедиями пользовались в основном люди образованные. Большинству же жителей городов, а тем более сельской местности было не до энциклопедий – они и грамоту – то знали с пятого на десятое. Но среди людей светских выход очередной энциклопедии считался эпохальным событием – круг их знаний и интересов значительно расширялся. Например «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусства и ремёсел», вышедшая во Франции под редакцией Дидро, являлась не просто просветительским изданием, а, как считают историки, оказала огромное влияние на политические взгляды всей эпохи.
Кто придумал энциклопедию?
Кто первым придумал свести все знания человечества в единый том, доподлинно не известно. Считается, что первая попытка такого рода была предпринята древнегреческим учёным Спевсиппом приблизительно в 350 году до н.э. Но этот труд не уцелел, и проверить правильность такого утверждения невозможно. А вот первая китайская энциклопедия сохранилась. Она называлась очень поэтично – «Летопись весны и осени господина Лю» и была закончена в 239 году до н.э. Её создатель Люй Бувэй был настолько уверен в совершенстве своего труда, что предложил выплатить премию в один килограмм золота тому человеку, который опровергнет или добавит хоть одно слово к его работе. К сожалению, не известно, нашелся ли такой смельчак? Нечто похожее на современные энциклопедии существовало и у египтян, и у жителей других древних государств. Крупнейшим энциклопедическим сочинением античности считается «Естественная история»
римского ученого Плиния Старшего,
погибшего при извержении Везувия вместе с другими жителями Помпеи. Она состоялась из 37 томов, в которых было собрано около 20 тысяч «заслуживающих внимания фактов», отобранных из работ более 100 древних авторов.
В средневековой Европе в роли энциклопедий выступали так называемые «зерцала» (произведение морально – религиозного, юридического или сатирического характера) и «компендиумы» (сокращенное изложение положений какой – либо науки)/ которыми, как копилками знаний, пользовались во время учёбы бедные студенты. Само же название «энциклопедия» стало применяться лишь в XVl веке. Таким образом, энциклопедии гораздо старше своего названия, хотя в этом и нет ничего удивительного…
Это интересно:
Знаете ли вы, что самой большой бумажной энциклопедией в истории человечества считается энциклопедия Юнлэ, появившаяся в далеком XV веке в Китае? Её повелел составить император Чжу Ди, который правил под девизом «вечное счастье», по-китайски это звучит как Юнлэ.
Поручение создать энциклопедию, включавшую в себя все знания в области религии, философии, истории, экономики, математики, географии, медицины, астрономии, доступные в то время, император дал своему секретарю по имени Су Цзин. И самое удивительное, что он отлично справился с императорским поручением, образовав комиссию из более 100 учёных. Уже через полгода первый экземпляр этого гигантского труда был готов. Все же энциклопедия Юнлэ вышла «тиражом» в три экземпляра. Не так уж много? Но ведь и предназначалась она для избранных – императора и его ближайших придворных. А вот объем её был огромен: 11 тысяч томов, или приблизительно 825 тысяч страниц текста.
Много воды с той поры утекло по рекам Китая в море; много войн, катастроф, восстаний и революций произошло. Время не щадит даже самый полный свод знаний, и почти вся энциклопедия оказалась уничтожена, затерялась на просторах Земли. Считается, что в наше время сохранилось около 400 томов этого удивительного «свода знаний», разбросанных по собраниям библиотек и музеям всего мира. Китайцам удалось собрать у себя примерно половину из этих сохранившихся томов, причём 64 из них, попавших когда – то в Россию, подарил Китаю тогдашний Советский Союз. Отыщутся ли еще какие – то тома этой удивительной энциклопедии и удастся ли когда – то воссоздать хотя бы один полный экземпляр? Трудно сказать, но кто знает? В жизни случаются разные чудеса…
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для школьников 5-7 классов. Конспект
Конспект библиотечного урока для школьников 5-7 классов
Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов
Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией